Содержание
От редактора
Философия: традиции и современность
Доказательства бытия бога – случай Достоевского
Антипов Г.А.
Эта тема являлась одной из основных для Достоевского, к ней он обращался на всём протяжении жизни и творчества. Её суть, как известно, приобрела форму крылатых фраз, вроде, если бога нет, то всё дозволено. Тема породила огромное количество интерпретаций. Некоторые из них восходят к дискурсу доказательств бытия (существования) божьего, как он сложился в теологии и истории философии. В христианской теологии аргументация, относящаяся к вопросу существования бога, получила общее определение «онтологического доказательства бытия Бога». Обобщённо схема рассуждений в онтологическом доказательстве может быть представлена следующим образом. Абсолютно совершенное существо, каковым представляется Бог, должно обладать всей совокупностью совершенств; существование является одним из этих совершенств; Бог, как существо совершенное, должен иметь бытие не в одном только нашем представлении, но и в реальности; следовательно, Бог существует. В западноевропейской философской традиции к онтологическому доказательству обращались Декарт, Лейбниц, Кант, Гегель и др. Кант, исследуя классические доказательства бытия Бога, показал, что существование вещи нельзя усматривать в содержании её понятия. Таким образом, ни доказать, ни опровергнуть существования Бога – невозможно. Обращение к этой теме в общекультурном российском дискурсе, и в рождающемся русском философском дискурсе было обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, влиянием европейской классической философии. Можно вспомнить пушкинские строки: «По имени Владимир Ленский, / С душою прямо геттингентской, / Красавец в полном цвете лет, / Поклонник Канта и поэт», или душевные терзания Белинского по поводу гегелевской формулы «всё действительное – разумно, всё разумное – действительно». В статье предпринимается попытка перевести сюжеты Достоевского в план аксиологии, теории ценностей. Во-вторых, воздействием западной техногенной цивилизации на российское общество, традиционное по своему типу. Одним из проявлений этого влияния стало усиление напряжения по линии «вера – знание» («религия – наука»). Общий вывод, который следует из анализа творчества Достоевского в ракурсе статьи, можно сформулировать так: отрицание бога приводит к легализации его суррогатных подобий.
Ф.М. Достоевский: предвестия философской антропологии, герменевтики и феноменологии
Петрова Г.И., Тарабанов Н.А.
Цель статьи – обосновать гипотетически высказываемое положение о том, что Ф.М. Достоевский в своем творчестве предложил к осмыслению и пониманию проблемы человека и сознания такие идеи, которые (и в этом состоит перформативный потенциал его философии) получили теоретическую концептуализацию лишь в ХХ–ХХI вв. Речь идет в первую очередь о его предвестиях философской антропологии, герменевтики и феноменологии. Реализация этой цели, оформленная в статье через обоснование понятия «тайна» как категории философской антропологии, и осмысление творчества Достоевского в контексте идей современной философии, составляют новизну статьи. Обосновывается, что понятием тайны Достоевский дополнил категориальный аппарат философии, провидя специфику языка описания, который стал релевантным специфике современных философско-антропологических открытий и социально-онтологических построений. Методы исследования обозначенной темы продиктованы целевой установкой. С помощью компаративного метода в статье дается аргументация взаимосвязи положений названных современных философских направлений с положениями, высказанными в литературно-философской форме Достоевским. Сравнение показывает историческое взращивание антропологического содержания в герменевтико-феноменологическом направлении исследования сознания, которое в произведениях Достоевского являло себя во всей сложности собственной структуры, не редуцированной только до разума и интеллекта. Кроме того, в статье раскрывается обнаруживаемый в «Записках из подполья» феномен несчастного сознания, и делается предположение об интерсубъективном (плюралистичном) идеализме, обосновывающем единственность человека и «неслиянность» его сознания, не поддающегося обобщениям логики и не вписывающегося в законы природы. Плюралистичный идеализм – оригинальная метафизическая концепция, которую своим творчеством обосновывает Достоевский и в рамках которой находит определение человека как тайны. На пути освоения «новых горизонтов» статья дополняет категориальный аппарат феноменологии, когда в категориальном ряду («интенциональность», «эпоха», «естественная установка», «феноменологическая редукция») появляется понятие, выраженное в художественно-образной форме, – «тайна».
Трансляция традиционной китайской культуры в философию новой эпохи
Ван Ш., Цю С., Золотых Л.Г.
Позитивные изменения общественного мнения о Китае в мире за последние годы идут постоянно, однако из-за идеологических и культурных различий всё еще существует непонимание Китая, китайской культуры. Актуальность разработки теоретических инноваций и применения их в практике по распространению традиционной культуры – очень важный момент государственной и общественной жизни в Китае. Цель статьи – представить естественную трансляцию традиционной китайской культуры, характеристики которой четко отражаются на уровне моральной цивилизации и утверждаются в философии Новой эпохи – новой стадии развития современного китайского общества. Авторы показывают значимость традиционной духовной культуры китайского народа в процессе реализации ценности человеческой жизни на пути развития социализма с китайской спецификой. Историко-ретроспективный анализ определяет роль этапов цивилизации и личностей в формировании системы духовных ценностей китайской нации. Интерпретация элементов традиционной китайской культуры, в частности, комментарии к символической системе, произведена на базе семиотического метода. В статье выделены основные духовные характеристики и определено значение традиционной китайской культуры в современной культуре, определена специфика понятия «культурный ген» для китайской духовной культуры, охватывающей как различные содержания, так и дифференцированные характеристики, определяющие отличие китайской нации от других этнических групп. Рассматривается ценность гармоничных и единых отношений между человеком и природой в китайской культуре на примере символа бамбука – типичного традиционного символа, активно транслирующего традиционную культурную информацию в современную повседневность Китая и определяющего преемственность основ китайской моральной философии. В результате анализа экспансии китайских культурных символов на Запад выявлены основные проблемы их популяризации за рубежом. Представление авторами современной китайской культуры как открытой системы воссоздает всесторонний практический процесс, способствующий эффективному усилению влияния китайской культуры за пределами страны.
Индивидуализм и архаический порядок общества в «Греческом мировоззрении» Макса Вундта
Тренделькамп, Т.
В статье рассматривается развитие индивидуализма в Древней Греции, описанного Максом Вундтом. Рассматривается софизм, затем обсуждаются философские системы Платона и Аристотеля как решение проблемы греческого индивидуализма. Выявляются внутренние противоречия в аргументах Макса Вундта в пользу платонизма. Приводятся аристотелевские аргументы против радикальной аскетической платонической системы, описанной Максом Вундтом. Основным материалом данного исследования являются оригинальные тексты Макса Вундта. Основным предметом исследования является текст Макса Вундта «Греческое мировоззрение». Этот текст читается и анализируется с целью выявления его внутренней философской систематики. Таким образом, основным методом является метод концептуального и систематического анализа. Этот анализ сочетается с собственными комментариями, чтобы облегчить читателю интуитивный философский доступ. Аристотелевские аргументы против радикального аскетического стиля культуры и конституирования государства отличаются удивительной эффективностью и изощренностью. Развитие проблемы индивидуализма в ходе древнегреческой истории теперь может быть лучше понято. Концепция наивного архаического коллективизма в изложении Макса Вундта позволяет лучше понять мотивирующие силы авторитарных и коллективистских политических систем, а также значение греческой трагедии и произведений Гомера в ходе развития греческого индивидуализма. Были обнаружены внутренние противоречия в аргументации Макса Вундта. Макс Вундт дал важный текст для лучшего понимания развития древнегреческого индивидуализма и связанных с этим развитием проблем. Сравнение точки зрения Макса Вундта, поддерживающего платонизм, и аргументов Аристотеля дало много для понимания возможных аргументов в пользу различных решений в преодолении «софистических» фаз исторического развития социокультурных образований. Мое дальнейшее исследование будет посвящено политической философии Аристотеля, которая сосредоточена вокруг концепции «Учения о среднем». Я полагаю, что это исследование может дать некоторые новые интересные идеи и аргументы по вопросам политической философии, волновавшим мыслителей «Консервативной революции» в Германии в начале ХХ века. Я также думаю, что историческое исследование концепции «наивного архаического индивидуализма» Макса Вундта может представлять интерес. Но, возможно, это лишь рабочая гипотеза для создания целостной философской картины развития древнегреческого общества и древнегреческой мысли.
Философия науки и техники
От принципа объективности научного знания к реконструкции разных ситуаций производства знаний
Розин В.М.
В статье предлагается перейти от принципа объективности научного знания к реконструкции разных ситуаций производства знаний. Для этого сначала показывается, что этот принцип не работает в гуманитарных и социальных науках и частично перестал работать в естествознании (в области микро и макроявлений). Намечается схема генезиса принципа объективности (необходимость обоснования познания в естественных науках, предложения Канта и Юма). В качестве альтернативы принципу объективности предлагается реконструкция разных ситуаций производства знаний, содержащая два плана: включающий внешнюю позицию, в предположении, что мы знаем, как все было на самом деле, и заимствованную, в которой характеризуется концепция познания тех субъектов, которые подлежат анализу. Чтобы продемонстрировать логику этой реконструкции, рассматриваются несколько ситуаций производства нового знания: с использованием схем (работы Платона), представлений о мышлении (Аристотель), математики и эксперимента (Галилей), интерпретаций исследователя (З. Бауман). Обсуждаются критерии истинности и эффективности новых знаний, существенно различающиеся в естественных и гуманитарных науках. Для естественных наук ‒ математическое описание процессов и механизмов определенного природного явления, а также эксперимент, позволяющие рассчитывать и прогнозировать, создавать инженерные сооружения. Для гуманитарных ‒ истолкование явления, обеспечивающее его понимание и использование в определенных аудиториях. Поскольку социальные науки ориентированны на решение сразу двух задач: расчет и прогноз социальных процессов и осмысление социальных акторов, инициировавших эти процессы и действующих в них, постольку в социальных науках критерии истинности и эффективности частично совпадают с указанными здесь критериями естественных наук, частично с критериями наук гуманитарных.
Социальная философия
Номенклатурные корни российской элиты: 30 лет спустя
Петров К.Е., Снеговая М., Чубаров Д.А.
Статья посвящена осмыслению генезиса российской политической элиты и ее межпоколенческой связи с элитой советской. На эмпирическом материале 2021 г. авторы проверяют, является ли социальная укорененность в советской номенклатуре важным фактором, предопределяющим положение внутри высшего эшелона российской политической элиты в наши дни. Авторы исследуют генезис российской политической элиты в рамках кросс-методологического подхода, включающего в себя использование репутационных и позиционных способов идентификации элит и метода исследования, базирующегося на отслеживании социального происхождения. Эмпирической основой служит оригинальная база данных элит по состоянию на 2021 г., включающая два элитных списка: позиционный и репутационный. Позиционный список включает 112 персоналий, занимающих позиции во властных и обладающих серьезным влиянием структурах, которые определены на начало августа 2021 г. Репутационный список включает 100 персоналий и основан на широко цитируемой экспертной модели российской элиты «Политбюро 2.0». Для установления межпоколенческой связи между текущей российской политической элитой, несомненно претерпевшей серьезные изменения в ходе постсоветского развития, и социальной группой, известной нам как советская номенклатура, впервые использовался комбинированный метод: присваивались и суммировались оценки принадлежности к номенклатуре за карьерную, семейную и образовательную среду. Кроме того, авторы зафиксировали ряд основных данных о карьере выбранных персоналий (принадлежность к возрастной когорте по году рождения, статус в рамках структур КПСС). По итогам исследования получены следующие результаты: в позиционном списке имеют отношение к советской номенклатуре (суммарные оценки 2 и выше) 59 из 112 человек (52,6%), в репутационном списке – 50 из 100 (50%). На основании дескриптивного сравнительного анализа двух независимых списков можно прийти к выводу, что номенклатурный «бэкграунд» в современной российской элите имеют 50-52% акторов, и ещё 13-15% могут относится к ней со значимой долей вероятности. Особенно важно, что данная пропорция обнаруживается вне зависимости от подхода, на основании которого составлен список элитных персоналий.
Основные тенденции трансформации социокультурного пространства в условиях международной миграции
Думнова Э.М.
В статье представлен анализ основных последствий глобализации в контексте изменения социокультурного пространства глобализирующихся обществ. Методологическая база исследования сформирована на основании триангуляции социально-философского, социологического и системного подходов, комплексное применение которых позволило выявить последствия культурной глобализации, имеющие место на разных структурных уровнях социальной организации. Проведен социально-философский анализ основных потенциально возможных сценариев развития культурной глобализации, в качестве которых определены глокализация/локализация и транскультурализм. Выявлена роль регионального фактора как определяющего исход культурной глобализации в конкретном обществе и выбор той или иной тенденции преобразования социокультурного пространства, в частности глокализации. Обоснована значимость фактора международной миграции в данном процессе.
Выбор дедуктивной логики изложения позволил проиллюстрировать некоторые теоретические положения данными эмпирического исследования, проведенного весной 2021 года в рамках качественного подхода с применением методов глубинного и полуструктурированного интервью. Дизайн выборки определен следующими критериями: этническая принадлежность (страна-донор), возраст, период пребывания в России, образовательный статус. Кейс исследования представлен 12 информантами – магистрантами и аспирантами из Китая, обучающимися в вузах Новосибирска.
Интерпретация полученных данных позволила выявить механизм реализации транскультуральной модели трансформации социокультурного пространства глобализирующихся стран посредством образовательной миграции на примере России и Китая.
Исходя из теоретической рамки исследования, удалось придти к выводам, что в процессе культурной глобализации весьма эффективной социальной категорией «экспортеров» являются мигранты. Вместе с тем, в зависимости от вида миграции и ее субъекта результаты такого воздействия варьируются и влияют как на страну-импортера, так и на страну-экспортера глобальной культуры. На современном этапе культурной глобализации сформировался феномен транскультурализма, как одна из тенденций преобразования социокультурного пространства, реализующаяся на макро-, мезо-, и микросоциальном уровнях. Ее результатом является расширение жизненного пространства до формата транснационального, формирование дрейфующей – транскультурной идентичности и диффузность культур.
Разбуженный капитализм: как американские олигархи «спасают» демократию
Жежко-Браун И.В.
Статья является продолжением цикла статей о президентских кампаниях в США. Описывается история появления олигархических политических альянсов в США и масштабов их влияния на политическую жизнь страны, и в частности того, как частные фонды прямо вмешиваются в выборы и жертвуют миллионы долларов на организацию выборов и финансирование официального подсчета голосов на штатском уровне, как это случилось 2020 г. Отмечается, что академическое изучение темы влияния олигархов на избирательную систему затруднено в связи с секретностью этой деятельности и, вследствие этого, недостаточностью источниковой базы. Дан критический анализ ряда классификаций олигархий в литературе. Предлагается новое понимание олигархов и донорских политических консорциумов как субъектов политическoго действия. Обсуждаются условия и ограничения совместимости действий олигархов и их консорциумов с демократией. Олигархи не делятся на республиканцев и демократов, хотя им приходится время от времени решать, за какую команду (партию) они собираются играть в следующем избирательном цикле. В настоящее время в США сложились два основных противоборствующих консорциума доноров: консерваторы и либералы, или «правые» и «левые». Описываются характеристики политических консорциумов как политических субъектов, отличных от других групповых субъектов, анализируется единичный цикл политической филантропии, а также политическая инфраструктура консервативных и либеральных консорциумов. В статье анализируется, в чем именно состоят конкретные угрозы демократии со стороны олигархов, их консорциумов и спонсируемых ими политических структур, а также где действия олигархов вступают в прямое противоречие с демократическими институтами. Автор обсуждает различные стратегиии деолигархизации политики в США и их эффективность.
О порождении идеалов развития общества
Теслинов А.Г.
В статье обосновываются подходы к порождению общественных идеалов и способы их исполнения в ситуации, в которой оказалось российское общество весной 2022 года. Общей характеристикой этой ситуации является развитие общества, которое происходит в режиме скачкообразной трансформации его оснований.
Известно, что развитие – это смена неизменного. Как мыслить новые, качественно другие формы существования общества, не занимаясь улучшенным повторением известного? Как вообще мыслить путь в Неизвестное, угрожающее если не физическому существованию общества, то духовному, нравственному, бытийному? Подобные вопросы возникают у любого мыслящего человека, но с особенным напряжением – у тех, кто ответственен за шаг в Неизвестное, который надолго определит судьбу доверяющего им народа.
Методологический подход к ответам на эти и связанные с ними вопросы состоит в поиске концептуальных оснований существующих и возможных решений о долгосрочных идеалах общественного развития и обосновании самих подходов к их разработке. Показывается, что такие основания не могут возникнуть в ходе развертки представлений о развитии, которые предлагаются в экономике, социологии, политологии и других аспектных эволюционных теориях. Основания для идеалов общественного развития находятся в синтезе открытий системологии, физической экономики, квантовой физики и культурологии, опирающейся на ее смысло-генетическую концепцию. Показывается, что линии развития этих научных подходов к постижению реальности постепенно сближаются в объяснении возможностей человечества в творческом созидании долговременных устойчивых траекторий своего существования.
Результатом предпринятого исследования возможных подходов к выбору пути общества в будущее является выделение среди них трех существенно различающихся типов, которые могут быть развернуты в виде пяти способов порождения общественного идеала. Обосновываются возможности их исполнения при созревшем запросе.
Аналитика духовной культуры
Клиповое мышление и гештальт постправды в пространстве нарциссической культуры
Хлебникова О.В.
Статья посвящена рассмотрению различных аспектов существования клипового мышления и его отдельных гештальтов. Подобное исследование выглядит достаточно актуально в контексте условной действующей философской повестки, поскольку очевидно, что наличная культурная ситуация решающим образом влияет не только на практические мыслительные алгоритмы современного человека, но и на превращение структур разума как такового. Современный человек в качестве субъекта специфического мышления демонстрирует нарциссический характер своей идентичности, раскрывающийся в определенных устойчивых интеллектуальных паттернах. Среди них можно выделить представление о существовании человека как череде событий присвоения всего, что наличным образом оказалось охвачено данным существованием, представление об автоматизме человеческого права быть выслушанным, представление о возможности выведения прямых ссылок на личный опыт человека в качестве универсального трансцендентного основания и представление о неотъемлемом праве человека не следовать обнаруженной «истине» в случае демонстрации ее неудобного или обременительного содержания. Важнейшим гештальтом клипового мышления, функционирующим в горизонте его сущностных качеств и нарциссических паттернов, выступает постправда. В логике рассматриваемой тематики само обращение к концепту постправды является констатацией сложившейся явным порядком в современном мире ситуации, когда, с одной стороны, истина всегда менее важна, чем частный комфорт нарциссической личности, а с другой – в абсолютном смысле истина более не значима для действующих социокультурных практик. Среди наиболее значимых обстоятельств, сопровождающих действие постправды как гештальта, обращают на себя внимание следующие. Во-первых, постправда может рассматриваться как один из маркеров актуализации свойственного современному человеку стремления к социальному эскапизму. Во-вторых, феномен постправды неразрывно связан с повсеместным распространением представлений о том, что для всякого познавательного затруднения где-то существует соответствующий разрешающий все трудности операциональный алгоритм. В-третьих, постправда работает как организующий принцип глобального пространства мемов. В-четвертых, постправда является важным аспектом того каждый раз заново инициируемого культурного шока, который выступает в качестве практического механизма «включения» клипового мышления и «переключения» его актов. Можно сделать вывод о том, что исследование механизмов работы гештальта постправды и связанных с ним аспектов существования клипового мышления позволяет углубить понимание многих актуальных процессов в современном социокультурном пространстве.
Желание как критерий поступка в теории Ж. Лакана
Зайцев К.Л.
В статье представлены результаты исследования основных положений этики желания Ж. Лакана, предложившего как новую теорию желания, так и новую этику, которая ориентирована желанием как критерием поступка. Реконструируется система доводов Ж. Лакана, которые доказывают, что желание может быть рассмотрено как критерий поступка, а не только как его мотив. В работе показано, что этика желания, которая первоначально была разработана применительно к проблеме критерия аналитического акта, имеет значение и для этической позиции пациента, и следовательно, может быть представлена как универсальная этика. Также приведены аргументы в пользу того, что психоаналитическую работу можно рассматривать как этическую практику, поскольку в ней имеет место преобразование этической позиции пациента. Первоначально пациент занимает этическую позицию, которая может быть определена как стремление к достижению блага, что вело бы субъекта к удовлетворению, утешению и покою. Психоанализ же открывает перед пациентом иную этическую перспективу, критерием движения по траектории которой выступает желание.
Прежде всего, речь идет о желании аналитика. Желание аналитика – это особое образование, которое формируется в результате собственного анализа. Лакан полагал, что психоаналитик – это результат своего собственного анализа, одним из основных эффектов которого является желание аналитика. Желание аналитика служит для аналитика критерием совершения аналитических актов в его психоаналитической практике.
Но этика желания имеет значение не только для психоаналитика. Задача автора состоит в том, чтобы показать, что пациент, который пришел в анализ ради терапии, также совершает в процессе анализа преобразование этической позиции. Это является основным условием психоаналитической терапии. Основной целью психоанализа является исследование бессознательного желания, в результате которого пациент становится анализандом и получает возможность столкнуться со своим желанием и следовать ему. Следовать желанию означает решиться отказаться от перспективы удовлетворения и сделать ставку на то, что противится покою и завершенности и что можно определить как жизнь.
Религия в современной культуре
Учение о дегенерации и антиэволюционизм в религиозной мысли XIX в.
Храмов А.В.
Статья посвящена истории понятия дегенерации и тому месту, которое оно занимало в теоретических построениях религиозных критиков эволюционизма. Обычно это понятие ассоциируется с социал-дарвинизмом и другими направлениями эволюционистской мысли. О дегенерации, понимаемой как регресс и возвращение к предковому состоянию, эволюционисты говорили применительно к преступникам, умалишенным и пауперам. Однако в додарвиновскую эпоху консервативно настроенные сторонники библейской картины мира вкладывали в учение о дегенерации иной смысл, противопоставляя его эволюционизму. В их представлении дегенерация привела человечество к отступлению от того высокого положения, в которое Бог изначально поставил Адама и его потомков. Приверженцы этой теории, среди которых можно назвать англиканского епископа Р. Уэйтли и католического кардинала Н. Уайсмена, утверждали, что первые люди были знакомы с цивилизацией, а не пребывали в состоянии дикости, которое Ж.-Ж. Руссо и его единомышленники считали естественным. Согласно антиэволюционистскому учению о дегенерации, образ жизни современных дикарей не может рассматриваться в качестве исходного, поскольку примитивные племена деградировали под влиянием неблагоприятных климатических условий и других факторов. Сторонники этого взгляда доказывали, что цивилизация не могла зародиться естественным путем, а была дарована человеку Богом. Учение о дегенерации пользовалось большим влиянием, что вынуждало Ч. Дарвина и других эволюционистов, таких как Р. Чемберс и Д. Леббок, полемизировать с ним. Тем не менее, голоса в его поддержку продолжали звучать со стороны религиозного лагеря еще в 1870-е годы. Тот факт, что понятие дегенерации, изначально использовавшееся критиками эволюционизма, затем было встроено сторонниками Дарвина в эволюционистскую картину мира, служит еще одной иллюстрацией того, как победившие парадигмы инкорпорируют в себя элементы предшествующих мировоззрений.
Человек в культуре
Роль человека в формировании социального капитала сетей
Заякина Р.А.
Теория социального капитала, развиваясь в сопряжении с сетевым подходом, расширяет выбор инструментов понимания природы социальных связей и принципов социальной организации. При этом она порождает множество сопутствующих теоретико-методологических вопросов. Один из них – значение человека для образования социального капитала. Фундаментальным положением теории является примат группового над индивидуальным, так как социальный капитал порождается внутри структуры отношений субъектов и не может принадлежать персонально ни одному из них. Между тем, характеристики вовлеченных в сетевые отношения людей играют особую роль. В качестве благоприятных условий возникновения социального капитала в статье исследуются осознанность выбора человеком сетевого поведения, ожидания от сетевых контактов и размеренный темп сетевой жизни.
Сознательное использование стратегий, направленных на приобщение к социальному капиталу, предполагает отбор способов сетевого взаимодействия. Критерием выступает пополнение общих ресурсов через сотрудничество, обмены, вложения в коллективные активы. Мотивированные участники социального общения устанавливают взаимовыгодные связи, работают с информацией, ищут возможности самореализации в социальных ситуациях. Личные характеристики могут улучшать сетевое положение субъекта, влияющее на доступ к ресурсным каналам. Определяя собственную полезность, люди настраиваются на общие потребности, понимание социальных контекстов, приращение коллективного блага.
Определенные ожидания от отношений порождают связи, наполняющиеся соответствующими ресурсами. В зависимости от ожиданий формируются представления о значимости других людей, определяется круг контактов, человек ищет свое место в социально-сетевом измерении. Чтобы получать ожидаемое, нужно оставаться заметным, узнаваемым, «своим». Так ориентация на остальных запускает сонастройку сетевых коммуникаций, координируя потоки социального капитала. Кроме того, так как людям требуется время для определения ценности потенциальных контактов и установления доверия, темп процессов, происходящих в сети, должен поддерживать сетевую устойчивость, т.е. быть комфортным для участников коммуникации.
Disputatio
Как на самом деле сформировался Нomo Sapiens и в каком направлении происходит его дальнейшее развитие?
Зассин В.
Это последняя статья Вольфганга Зассина, постоянного автора «Идей и идеалов», члена международного редакционного совета журнала. Его очень волновала проблема будущего, причем ключевой идеей в его размышлениях была зависимость между неконтролируемым ростом населения и соответствующей трансформацией человека как вида, превращение Homo Sapiens в Homo Billionis (термин Вольфганга). В предлагаемой статье, спорной с точки зрения специалистов по эволюции, он размышляет именно об этом. И приходит к исключительно важному выводу о том, что человек современной цивилизации должен думать не о контроле над природой, а о контроле над самим собой.
Автор предлагает свой сценарий эволюции человека, исходя из того, что в процессе эволюции человек сумел обратить свою слабость в силу, благодаря способности абстрактно мыслить, иметь стратегию действий и быть ориентированным на будущее, использовать в стратегии не только собственный опыт, но и знания, полученные из наблюдения за окружающим миром, быть открытым существующим закономерностям и видеть себя и окружающих как часть этих закономерностей. Человек приобрел способность к стратегическому мышлению, которая дала ему возможность во все времена противопоставить что-то условиям существования, в пространственном и временном смысле. Автор показывает, что следует различать биологическую эволюцию и эволюцию сознания. В условиях бесконтрольного роста населения человек начинает меняться как вид: он эволюционирует в сторону Homo Billionis – существа, которому комфортно только в стаде. Вместо того, чтобы совершенствовать технологии, человек должен рационально контролировать самого себя и устанавливать жёсткие границы для собственных побуждений и мечтаний, а не заниматься контролем и коррекцией природы маленькой и легко уязвимой планеты, которую он всё ещё пытается подчинить себе.