Содержание

От редактора

Философия: традиции и современность

Философия эпохи модерна и постмодернизм
Саврей В.Я.
DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.1-11-26
УДК: 141.78
Аннотация:

В истории философской мысли минувший ХХ век был ознаменован великим поворотом, вызванным крушением прежней интеллектуальной, культурной и мировоззренческой парадигмы, характерной для эпохи классического модерна. Выступающий в качестве разрушителя этой парадигмы постмодернизм поставил на первое место «эффективность языка», освободив его от морали и истины и сведя к передаче информации независимо от степени честности или нечестности занимаемой заинтересованной стороной позиции. Именно в философии постмодернизма язык в своем функциональном и особенно в аксиологическом отношении подвергся насильственной деградации. В постмодернизме язык перестает быть инструментом познания реальности, оставаясь орудием стратегии убеждения. В отличие от постмодернизма философия эпохи модерна никогда не переставала жить историей и наследием мировой философской мысли, значение которой в истории культур и цивилизаций всегда признавалось в качестве начала всех последующих интеллектуальных и технических достижений человечества. Ключевое место в статье занимает анализ фундаментальной онтологии Хайдеггера, созидающего «теологию без Бога» и отвергающего божественную реальность, без осознания которой единственной возможностью остается полный пессимизм. Таким образом, философия не должна отказываться от своего собственного предназначения в поисках телеологического смысла в оценке и интерпретации бытия человека в мире. Новое осмысление бытия мира и человека нашло свое оформление в философии экзистенциализма и постмодерна. Присущие философии Ж.-П. Сартра, Н.А. Бердяева, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж. Деррида, М. Фуко и Р. Рорти новые подходы к интерпретации человека, его языка, мышления, сознания и веры стали предметом рассмотрения в настоящей статье. Автор показывает, что именно философия классического модерна, опирающаяся на христианское учение с его ориентацией на жизнь будущего века, является альтернативой постмодернизму.

О структуре философского учения Эпикура
Бровкин В.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.1-27-39
УДК: 1 (091)
Аннотация:

В статье рассматриваются три версии структуры философии Эпикура. Согласно первой версии, философское учение Эпикура состоит из трех частей – физики, этики и каноники. В пользу этой версии говорит устоявшаяся традиция в истории философии. Важную роль в формировании этой традиции сыграли такие авторы, как Цицерон, Сенека, Секст Эмпирик, Диоген Лаэртский. Согласно второй версии, философское учение Эпикура ограничено двумя частями – физикой и этикой. Каноника не рассматривается в качестве отдельного раздела, а считается частью физики. Основанием для этой версии является акцентирование внимания в текстах Эпикура на двух учениях – о природе и образе жизни. О двухчастной структуре эпикуреизма сообщают также некоторые позднеантичные авторы. Согласно третьей версии, философское учение Эпикура не имеет строгого разделения на отдельные части. Прежде всего об этом говорит отсутствие ясных высказываний Эпикура о структуре своего учения. Также из текстов Эпикура следует, что он придерживается целостного взгляда на философию, при котором отпадает особая необходимость в ее разделении на отдельные части. Кроме этого, Эпикуру приписываются сочинения, о классификации которых ничего не сообщается. Это может говорить о слабой проработке у Эпикура вопроса о структуре философского учения. Было установлено, что Эпикур не разделяет представлений Платона и Аристотеля о классификации наук. Представлению о разделении наук на теоретические, практические и творческие Эпикур противопоставляет мнение о разделении наук на полезные, способствующие обретению безмятежности, и бесполезные, не способствующие достижению этой цели. Расхождение Эпикура с академиками и перипатетиками по данному вопросу способствует предположению о том, что Эпикур не разделяет и других представлений своих оппонентов, в том числе о трехчастной структуре философии.

Исторический обзор русских биографий Аристотеля (вторая половина XVIII – начало XX вв.)
Егорова О.С.
DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.1-40-55
УДК: 1(091)
Аннотация:

В статье проводится обзор разножанровых текстов русской интеллектуальной литературы второй половины XVIII – начала XX в., содержащих структурированные биографии Аристотеля: словарей и энциклопедий, учебных пособий, просветительских и научных изданий. Выделяются семь основных хронологических периодов истории создания биографий философа, определяются их особенности и источниковая база. Особое внимание уделяется личностям авторов. Отдельным блоком рассматриваются ключевые биографии Аристотеля, написанные в советское время. В основной части статьи в хронологической последовательности подробно описывается каждый из выделенных периодов, рассматривается история создания отдельных биографических работ. Отмечается, что содержание изученных текстов варьируется от полноценных биографических очерков до кратких заметок, перечисляющих лишь основные факты либо этапы жизни Аристотеля. Делается вывод о вспомогательном характере данных работ, где к биографии философа зачастую обращались при составлении тематических энциклопедических и словарных статей или же исторических справок в учебных и просветительских целях. При этом информация заимствовалась по преимуществу из зарубежных энциклопедических изданий и научно-популярных работ, посвященных Аристотелю. Вышеперечисленные особенности содержания изученных текстов позволяют лишь условно именовать их русскими биографиями Аристотеля. Среди обозначенных авторов – ученые самых разных областей, философы, публицисты, богословы и популяризаторы науки. Отмечено при этом, что в их числе отсутствовали профессиональные исследователи, целенаправленно занимавшиеся изучением биографии Аристотеля. Наиболее значимыми для русской культуры изученного периода определяются работы С.Я. Нечаева, Г. Воскресенского, С.С. Гогоцкого, С.Г. Ковнера, Е.Ф. Литвиновой, С.Н. Трубецкого.В статье проводится обзор разножанровых текстов русской интеллектуальной литературы второй половины XVIII – начала XX в., содержащих структурированные биографии Аристотеля: словарей и энциклопедий, учебных пособий, просветительских и научных изданий. Выделяются семь основных хронологических периодов истории создания биографий философа, определяются их особенности и источниковая база. Особое внимание уделяется личностям авторов. Отдельным блоком рассматриваются ключевые биографии Аристотеля, написанные в советское время. В основной части статьи в хронологической последовательности подробно описывается каждый из выделенных периодов, рассматривается история создания отдельных биографических работ. Отмечается, что содержание изученных текстов варьируется от полноценных биографических очерков до кратких заметок, перечисляющих лишь основные факты либо этапы жизни Аристотеля. Делается вывод о вспомогательном характере данных работ, где к биографии философа зачастую обращались при составлении тематических энциклопедических и словарных статей или же исторических справок в учебных и просветительских целях. При этом информация заимствовалась по преимуществу из зарубежных энциклопедических изданий и научно-популярных работ, посвященных Аристотелю. Вышеперечисленные особенности содержания изученных текстов позволяют лишь условно именовать их русскими биографиями Аристотеля. Среди обозначенных авторов – ученые самых разных областей, философы, публицисты, богословы и популяризаторы науки. Отмечено при этом, что в их числе отсутствовали профессиональные исследователи, целенаправленно занимавшиеся изучением биографии Аристотеля. Наиболее значимыми для русской культуры изученного периода определяются работы С.Я. Нечаева, Г. Воскресенского, С.С. Гогоцкого, С.Г. Ковнера, Е.Ф. Литвиновой, С.Н. Трубецкого.

Обращение И.Г. Гамана как ключ к его творчеству
Стрельцов А.М.
DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.1-56-72
УДК: 1 (091)
Аннотация:

В статье разбирается механизм религиозного обращения кенигсбергского литератора XVIII в. Иоганна Георга Гамана и воздействие этого события на его дальнейшее творчество, проникнутое проницательной критикой проекта Просвещения. В не предназначенной для широкой публики автобиографии самого Гамана это обращение имеет черты типичного пиетистского обращения, для которого было характерно употребление присущего этой субкультуре языка, акцент на чувственности с принижением роли разума. Однако адресованная И. Канту и И.К. Беренсу дебютная работа Гамана «Сократические достопамятности», служащая обоснованием его новой мировоззренческой позиции, позволяет трактовать его обращение как переход в другую концептуальную схему, в рамках которой интерпретация текстов, идей, событий совершалась уже с принципиально иных позиций. Отмечается, что теолого-философские основания обращения Гамана имеют большее значение, чем его психологические аспекты: прошлая жизнь рассматривается в свете актуального мировоcприятия. Для Гамана первично не состояние его сердца, но текст и стоящий за ним автор. Этот текст обусловливает последующее авторство самого Гамана. Таким образом, лондонское обращение Гамана нельзя свести к переживанию экстаза, опыту отключения рациональных способностей человека, но правильнее рассматривать как «метанойю», как перемену мышления, образа жизни, способа смотреть на окружающий мир. В этом смысле последующую литературную и философскую карьеру Гамана уместнее рассматривать не как концептуализацию личного опыта обращения, но как деятельность в иной «системе координат». Менялись точки приложения его усилий (теология и философия истории, эстетика, философия языка, вопрос соотношения веры и разума, критика политической основы Просвещения), но само направление его мысли было обусловлено концептуальной схемой, в свою очередь, подразумевавшей и иной образ жизни (отношение к профессиональной деятельности, семье и браку), который шел вразрез с конвенциональными представлениями эпохи.

Мир счастья человека и его философские истоки
Станиславова И.Л.,  Соловьева Г.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.1-73-87
УДК: 130.122
Аннотация:

Предметом исследования стали различные представления о счастье в истории философии. Счастье является понятием особого рода, значимость которого в мотивации деятельности человека чрезвычайно велика. Предмет вызывает постоянно возобновляемый интерес у философов, психологов, педагогов, социологов и других специалистов на протяжении обозримой интеллектуальной истории человечества от Античности до наших дней. Все люди стремятся к счастью, понимая его как залог благополучного существования, но вкладывают в это понятие самый разнообразный смысл. Счастье всегда являлось важнейшим мотивом действий человека, поэтому необходимо уточнить актуальное содержание этого феномена в условиях современной духовной ситуации – времени противоборства культур и цивилизаций. Целью работы является анализ с историко-философских позиций интеллектуального и эмоционально-духовного состояния человека, при котором он ощущает себя счастливым. Каждая историческая эпоха выдвигала свои идеалы, поэтому интеллектуалами предлагались все новые формулы счастья. Исследуемые в статье философские истоки понятия счастья позволяют рассматривать и обосновывать его содержательный аспект с различных позиций: теологических, социальных, психологических. Методологической основой являются общенаучные методы познания (исторический, системно-структурный и диалектический ввиду сложности и внутренней противоречивости предмета) в сочетании с философско-антропологическим подходом. Основным методом исследования является историко-дедуктивный – метод сравнительного анализа философских подходов к решению проблемы счастья в различные исторические эпохи. В заключении сделаны выводы, позволяющие утверждать, что счастье – это глубоко переживаемое сложное интегральное физико-психическое, интеллектуальное, социальное и духовное состояние, зависящее от самого человека. Счастье человека – это он сам, его жизнь, создаваемая им, в которой все приобретенные ценности культуры обретают истинное место и смысл. Результаты исследования могут быть использованы в процессе воспитания молодежи и преподавания философии и гуманитарных дисциплин в различных учебных заведениях.

Социальная философия

«Конец Америки» – трансформация демократии в США
Жежко-Браун И.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.1-88-116
УДК: 321.7
Аннотация:

Многочисленные публикации указывают на наличие глубокого политического кризиса в США в настоящее время. Одним из наиболее очевидных индикаторов кризиса является авторитарная тенденция в развитии политической системы, о которой пишут авторы разных политических взглядов. Как показывают опросы, поляризация между двумя основными партиями достигла высшей точки. Обе стороны воспринимают противоположную партию не просто как политического соперника, а как врага нации. Расхождение позиций между ними по важным проблемам сильно увеличилось, это породило крайнюю партийность при принятии решений. Все перечисленные тенденции наглядно демонстрируют, что глубокий политический кризис в США, который назревал довольно долго, сейчас вырвался наружу. Этот кризис описывается и анализируется в многочисленных книгах и статьях о «смерти, или конце, Америки».

Тема «конец Америки» или «смерть Америки» стала особенно актуальной в последние 20 лет. Эти словосочетания употребляются настолько часто, что многие уже не замечают, что они являются составными метафорами. В статье анализируются рамки или поля смыслов, в которых эти метафоры обретают свой контекст и свое содержание. Выделяются и описываются следующие значения «Америки»: суверенная страна, социальная и политико-экономическая система, цивилизация и культура, геополитический игрок, сверхдержава и, наконец, «американский эксперимент», т. е. уникальный политический и социальный проект по самоуправлению в государстве. Ответ на вопрос, «умирает» («умерла») ли Америка, зависит от того, какие черты Америки, какие ценности и принципы ее строения считаются главными или системообразующими. Большинство современных авторов называют демократию главной характеристикой политической системы и понимают под «смертью Америки» «смерть демократии», а точнее, перерождение демократии из либеральной в авторитарную. Статья содержит примеры, подтверждающие эту тенденцию. Тем не менее предсказания «смерти Америки» не означают неизбежности ее конца, так как не все изменения носят необратимый характер. Текущий кризис в истории США является далеко не первым в истории страны, ее политическая система содержит возможности и механизмы разрешения кризисов и восстановления основ «американского проекта».

«Сумма мудрости» Фэн Мэнлуна как источник исследования китайской стратагемной мысли
Завьялова Т.Г.
DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.1-117-149
УДК: 101.1:316
Аннотация:

 

Исследования китайского стратагемного мышления в России до сих пор не учитывают произведения, созданные в русле конфуцианской философской традиции. «Сумму мудрости» Фэн Мэнлуна (1574–1646) можно рассматривать как сборник описаний стратагем. Основания для такой оценки произведения имеются в традиционных библиографических описаниях, современной исследовательской и издательской традиции. Первое издание вышло в 1626 г., дополненное – в 1634 г. По формальным признакам «Сумму мудрости» можно отнести к энциклопедиям-лэйшу. Текст произведения не является сплошным повествованием, состоит из отдельных коротких историй (от 1061 до 1236, в зависимости от издания). Каждая история описывает прецедент применения стратагемы. Временные´ рамки повествования охватывают период от глубокой древности до периода правления династии Мин. Фэн Мэнлун выбрал подходящие истории, отредактировал и добавил собственные комментарии. Типологически сходные истории собраны в отдельные разделы (всего 28), которые, в свою очередь, объединены в главы (всего 10). В одной главе содержится от двух до четырех разделов. «Сумма мудрости» сохраняет черты сборников в стиле «Новых речей о мире» Лю Ицина (403–444), для которых характерным признаком является наличие ценностной классификации поступков людей. Все истории расположены по принципу «от лучшего к худшему».

Фэн Мэнлун написал большое предисловие ко всему произведению, также снабдил развернутыми предисловиями каждую главу. Перед каждым разделом помещено краткое пояснение. Собственная идейная программа Фэн Мэнлуна нашла отражение в паратекстуальных элементах – предисловиях и комментариях.

Статья состоит из двух частей. Первая часть посвящена описанию особенностей языка повествования «Суммы мудрости», а также анализу социально-философской проблематики, стимулировавшей создание этого произведения. Выявлено два типа формирования авторского смысла на основе цитаты из классики в произведениях Фэн Мэнлуна. Показана трансформация этических моделей сунского неоконфуцианства и изменение статуса категории «мудрость» в идейной программе Фэн Мэнлуна. Во второй части статьи предложен авторский комментированный перевод общего предисловия Фэн Мэнлуна к «Сумме мудрости» и десяти предисловий к каждой главе.

Векторы интеграции и дезинтеграции Азиатской России: перспективы будущего и дискуссия о настоящем
Ерохина Е.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.1-150-166
УДК: 314
Аннотация:

В статье поднимается проблема дефицита стратегического планирования в развитии территорий на востоке России. Отмечается особый статус сибирского макрорегиона с точки зрения целостности РФ. Подчеркивается эвристическая ценность концепта «Азиатская Россия», отсылающего к геополитическим рискам начала XX века. Выделяются не преодоленные до настоящего времени вызовы ее развитию. К ним относятся географическая удаленность центра от территориально обширной периферии, социальная отчужденность провинций от столичных анклавов, культурная дистанция между представителями различных этносов. В качестве возможностей для опережающего развития макрорегиона обозначены ресурсы человеческого потенциала на востоке России, цивилизационная многовекторность ее урало-сибирской сердцевины, устойчивость межэтнических сообществ.

В качестве методологической основы исследования используется концепция В.Л. Цымбурского «Остров Россия». На основе данных Росстата и дискурсивного анализа «Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года» показаны риски недооцененности человеческого капитала для будущего Азиатской России и страны в целом. Главным управленческим риском в долгосрочной перспективе может оказаться ориентация на «сырьевую» специализацию, что грозит обезлюдением огромных пространств. Делается вывод о безальтернативности «поворота на Восток» и ускоренного развития азиатских регионов России как ядра проекта «Большая Евразия».

Интеллектуальная составляющая непрерывного поликультурного образования личности
Буланкина Н.Е.
DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.1-167-182
УДК: 378
Аннотация:

В статье раскрывается активный поиск путей актуализации проблемы интеллектуальной компоненты как ценности непрерывного поликультурного образования личности, осуществляемый современными исследователями в нескольких направлениях. В частности, рассматриваются вопросы проектирования архитектоники регионального образовательного пространства, моделирования коммуникативных ситуаций в аспекте формирования поликультурной картины мира обучающихся, влияния социокультурной информационно-образовательной среды на формирование творческого потенциала личности. Обосновываются аксиологические основания культивирования интеллектуальной составляющей непрерывного поликультурного образования личности как важного гуманистического принципа формирования современной поликультурной картины мира. Методологическую основу проведенного исследования составил аксиологический подход в аспекте совершенствования межкультурной компетенции личности в пространстве интеллектуальной архитектоники непрерывного поликультурного образования. Выступая в качестве гуманизирующего ядра региональной информационно-образовательной среды, социальная значимость формирования поликультурной картины мира личности позволяет инициировать ее в качестве одной из возможных моделей экосистем синергетического эффекта соуправления в коммуникативном социуме. Исследовательский поиск осуществляется на основе результатов критического анализа литературных источников по искомой проблематике, а также в ходе теоретико-методологического осмысления, обобщения и тиражирования опыта педагогов-практиков. Позитивные результаты служат базой для моделирования архитектоники интеллектуальной составляющей инновационных практик региональной образовательной среды в парадигме от наблюдения к обобщению и тиражированию через кооперацию.

Научной новизной является описание применимости аксиологического подхода при проектировании безопасного пространства межкультурного взаимодействия непосредственных участников регионального проекта по обеспечению информационной интеллектуальной среды в аспекте формирования поликультурной картины мира. Теоретическая значимость заключается в уточнении содержания понятия «интеллектуальная составляющая непрерывного образования личности» как ценностного основания гуманизации информационно-образовательной среды. Практическая значимость состоит в определении основ функционирования методологически выверенной речетворческой и коммуникативной готовности педагога как ценности, необходимой для создания психологического комфорта в образовательной среде освоения поликультур и межкультурной коммуникации.

К результатам проведенного исследования можно отнести определение аксиологических оснований комплексной модели культивирования методологической готовности педагога к проектированию и реализации интеллектуальной составляющей непрерывного поликультурного образования через корпус кейсовых ситуаций. Обосновывается система условий их реализации как многоаспектный гуманитарный проект интеграции социума и воспроизводства культуры через образовательные практики.

В заключении представлен концепт, отражающий систему теоретикометодологических посылов эффективной реализации ценностной модели формирования межкультурных навыков и обучения приемам и техникам реализации межкультурного общения, в основе которого лежат следующие аксиологемы поликультурной картины мира личности – интеллектуальная архитектоника образования как ценность, коммуникация как ценность, лидерство как ценность.

Развитие гуманистической направленности современной системы образования России: условия реализации
Кучеревская М.О.
DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.1-183-202
УДК: 378 + 37.017.924
Аннотация:

В систему образования входят основные социальные институты, выполняющие функции воспитания и образования. Общей характеристикой любой системы образования является ориентация на передачу знаний и формирование умений с целью развития обучающихся. Вместе с тем каждому этапу общественного развития соответствует система образования, удовлетворяющая требованиям к результатам и целям образования в конкретном обществе. Исторически эволюция образовательных систем взаимосвязана с трансформацией социально-политического устройства. Потребность в серьезном реформировании образовательной системы России возникла под влиянием двух взаимосвязанных факторов: распада Советского Союза и его системы образования и отказа от существовавшей в СССР идеологии воспитания подрастающего поколения. Затянувшееся реформирование системы образования России вызывает в настоящее время множество нареканий специалистов и общественности. Особое беспокойство при этом вызывает отклонение от гуманистических традиций в педагогической практике. Предметом анализа в статье выступают условия, обеспечивающие реализацию идеи развития гуманистической направленности современной системы образования России.

У истоков реализации любой идеи стоит человек, нововведения в образовательную практику воплощает педагог. Следовательно, системообразующими компонентами, способными обеспечить воплощение идеи гуманистической направленности современной системы образования России, выступают созвучные данной направленности цели воспитания и педагогические кадры, обеспечивающие их достижение. Вместе с тем реформы отечественного образования в постсоветский период привели к утрате первенства воспитательного компонента в образовательном процессе. В настоящее время общество и государство предпринимают усилия для исправления этой ошибки. Однако существенным препятствием решения этой задачи нередко оказывается неготовность педагогов к реализации воспитательной функции образования с опорой на гуманные принципы педагогики, основой которых является учет индивидуальных особенностей и личностных потребностей воспитанника. Внедрение новых форм и методов работы с обучающимися не обеспечит долговременных результатов, если не будет затрагивать основы системы образования. Цель статьи – систематизировать и дополнить сведения об условиях, содействующих развитию гуманистической направленности современной системы образования России.

Автор оценивает эволюцию двух идей: гуманизации образования и формирования профессиональной направленности в системе подготовки педагогических кадров. Гуманистическая направленность обоснована автором как часть профессиональной направленности. Проанализированы истоки, проблемы и подходы к научному анализу идеи формирования и развития гуманистического ориентира будущих педагогов в условиях вузовского обучения. Для получения обоснованных научных результатов используются анализ нормативной документации системы образования России, диссертационные исследования, актуальная периодика и разбор образовательной среды вуза. Указаны причины, препятствующие массовому распространению гуманистических идей в современном российском образовании.

Автор обосновывает выводы о совокупности условий, необходимых для развития гуманистической направленности системы образования современной России. К числу условий, опосредованных системой подготовки педагогических кадров, отнесено следующее: уважительные отношения субъектов образовательного процесса; отбор содержания образования; использование активных форм и методов обучения и воспитания; участие студентов в волонтерской деятельности, в том числе вожатской; создание особой образовательной среды вуза. Общим выводом статьи стал акцент на зависимости воплощения идеи развития гуманистической направленности российской системы образования от организационно-педагогических условий современной системы подготовки педагогических кадров. Педагогические кадры в данный исторический период являются системообразующим компонентом системы образования России, от которого зависят результаты ее преобразования.

Идеи и идеалы открытого образования
Зубков А.Д.
DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.1-203-216
УДК: 171
Аннотация:

В статье рассматривается феномен открытого образования, его влияние и перспективы в контексте современного образования. Детальное изучение этого подхода к обучению предоставляет ценные уроки для преподавателей, исследователей, политиков, интересующихся передовыми методами и идеями в образовательном процессе. Основная цель исследования – выявить, как принципы открытого образования способствуют трансформации традиционных образовательных систем и как они могут обеспечивать образовательную справедливость. Для достижения этой цели автор применяет метод анализа различных источников и практических примеров. Утверждается, что открытое образование является значительным шагом вперед в создании более инклюзивного и доступного образовательного пространства, основанного на принципах демократии, самоорганизации и равноправия в знании. Ключевые выводы статьи включают в себя понимание того, что открытое образование на основе принципов доступности, инклюзивности, самоорганизации и демократизации знания предоставляет новые возможности для трансформации традиционного образования и обеспечения образовательной справедливости. Также освещаются вызовы реализации открытого образования, включая цифровое неравенство, качество контента, аккредитацию и мотивацию студентов. Открытое образование вносит инновации в педагогику и методы обучения, привлекая элементы гибкости и индивидуализации. Тезисы научной новизны представляют определение влияния открытого образования на трансформацию образовательных систем, понимание принципов открытого образования и их применение для обеспечения образовательной справедливости, а также разработку новых методологических подходов к изучению феномена открытого образования. В заключении указывается, что исследование выражает ценные взгляды на роль и место открытого образования в современной образовательной среде и его потенциал для дальнейших исследований. Работа представляет интерес для всех, кто хочет понять и изучить возможности, которые открытое образование предлагает для современной образовательной среды.

Анализ социокультурных факторов физической активности населения в различных культурах
Карпенко А.М.
DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.1-217-231
УДК: 296.41
Аннотация:

В предлагаемой статье автор затрагивает философские и религиозные основы отношения индивидуума и общества к совершенствованию физических способностей в восточной и западной культуре, а также показывает особое отношение даосизма, буддизма, конфуцианства к взаимодействию человека и социума. В своих рассуждениях автор опирается на отличия в приоритетных целях индивидуума в разных культурных пространствах. Особое внимание уделяется описанию культурных факторов мотивации населения к занятиям спортом и физической культурой в Японии, Индии, Китае и США. Выявляется роль коллективного / индивидуального в массовом увлечении физкультурными практиками на Востоке и развитии профессионального спорта на Западе. Ключевым фактором в этом вопросе автор считает ярко выраженный индивидуализм, присущий современной культуре Западной Европы и Северной Америки. Отдельно рассматриваются подходы в вопросах воспитания, влияние семьи на формирование положительного отношения к физической активности. Автор анализирует, как ориентация на семейные ценности влияет на формирование высокого уровня мотивации человека к физическому самосовершенствованию. Практическое рассмотрение затронутых вопросов реализовано на основе анализа зависимости возникновения неинфекционных заболеваний от уровня физической активности жителей стран с различной культурой. В качестве индикаторов берутся статистические данные Всемирной организации здравоохранения по таким заболеваниям, как ожирение и гипертония, и данные физической активности населения. Коротко в статье рассматриваются причины упадка физкультурной деятельности и спорта в современной России. Автор приходит к выводу, что культурные различия являются ключевым фактором, который необходимо учитывать при планировании социальной политики в отношении здоровья и спорта.