Содержание

Экономическая теория

Ресурсный потенциал республики Карелия в контексте развития глэмпингов как нового вида средств размещения
Карцева А.А.,  Пастернак К.Г.
DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.2-235-253
УДК: 332.1+338.484
Аннотация:

Статья посвящена актуальному и стремительно развивающемуся направлению в экологическом туризме – глэмпингe – в отечественной и зарубежной практике. Авторы выделили ключевую особенность экологического туризма – реализацию рекреационных возможностей в уникальной природной среде при ее сохранении. В работе проведен анализ сильных и слабых сторон данного вида туристского отдыха в уникальных природных условиях. Проанализированы теоретические основы глэмпинга, рассмотрена история развития понятия «глэмпинг». Отдельно уделено внимание видам объектов глэмпинга (сформулирована краткая характеристика каждого вида), особенностям отечественного глэмпинга, дана оценка настоящего положения и перспектив развития. Отмечено, что наличие богатого разнообразия природных локаций в Российской Федерации обусловливает возможность создания уникальных объектов глэмпинга. Отмечены факторы, способствующие развитию глэмпинга в России. Сделан вывод о перспективах развития этого вида отдыха в России, его высоком потенциале для внутреннего туризма.

Основное внимание в работе авторы акцентируют на туристском потенциале Республики Карелия, которая аккумулирует на своей территории большое количество важных архитектурных и культурно-исторических объектов, разнообразие культурного наследия местных этнических групп населения. В статье рассматриваются основные разновидности туристской деятельности в Республике Карелия: этнокультурный, событийный, активный, сельский, загородный и экологический туризм. Отмечено, что высокий спрос на глэмпинг среди туристов способствует активному процессу восстановления туристической отрасли после COVID-19.

География рациональности

Диалог между буддизмом и наукой: от трудных вопросов о сознании – к изучению феномена посмертной медитации «тукдам»
Белимова В.С.
DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.2-254-281
УДК: 165.3; 294.38; 303.446.23
Аннотация:

В контексте анализа взаимодействия мировых философских культур в последние годы актуализировалась установка на исследование особого пространства «между», или «межпространства», которое можно охарактеризовать как метафору «места встречи» различных культур и философских позиций, а потому понимание того, как устроено это пространство, каковы его законы – первостепенное условие возможности взаимопонимания и взаимообогащения культур. Феномен «межпространства» осмысляют, в частности, представители венской школы межкультурной философии (Б. Зааль, Б. Ботева-Рихтер, Н. Вайдманн). Выявлены такие его свойства, как открытость (расширение поля философского знания, включение в него всех существующих традиций мысли), антииерархичность («когнитивная скромность») и динамизм (процессуальность). Динамика в философском бытии являет себя в философской речи, выступающей в формах монолога от первого лица, обращенного к слушателям, диалога между собеседниками, в котором правом голоса обладает больше одного участника, а также полилога – особой формы философской речи, подразумевающей одновременное сосуществование множества логик, рациональностей, смыслополаганий, экзистенций и т. п.

На примере диалогов между тибетским буддизмом и западной наукой продемонстрированы методологические перспективы подхода межкультурной философии, в частности, для осмысления природы сознания. История их взаимодействия включает конференции Института «Ум и жизнь», проект «Фундаментальное знание: диалоги российских и буддийских ученых», изучение физиологических аспектов буддийских созерцательных практик.

Важным стимулом для преодоления трудностей на пути к взаимопониманию (проблема перевода, интеллектуальный колониализм и т. п.) стала формулировка «трудной проблемы» сознания, а также разработка концепции «нейрофеноменологии» (Ф. Варела). На примере деятельности российских физиологов (С.В. Медведев, А.Я. Каплан, и др.), развернувшейся в тантрических монастырях Индии, проанализированы методологические разработки, сочетающие подход от первого и от третьего лица в изучении посмертной медитации «тукдам» и подводящих к ней созерцательных практик. На основании этого делается предположение, что ключом к решению «трудной проблемы» может стать подход межкультурной философии.

Философия науки

Нарциссическая культура и проблема политической легитимации
Ореховский П.А.,  Разумов В.И.
DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.2-282-305
УДК: 001+378
Аннотация:

Работа продолжает переосмысление авторами феноменов изменений в образовании, науке и структуре власти в XXI веке в рамках философии культуры. Для этого используются понятия «карнавала» по М.М. Бахтину, «душа культуры» по О. Шпенглеру, дионисийства (и неоязычества) по Ф. Ницше. Центральной проблемой данного исследования является легитимация политического режима либеральной демократии в условиях нарциссической культуры. Последняя, в силу своих внутренних особенностей, не допускает существования какого-либо внутреннего авторитета, одобрение которого предоставляло бы моральную санкцию властвованию тех или иных политических акторов. История предоставляет несколько вариантов онтологии процесса легитимации. Первые из них связаны с жречеством, существовавшим в условиях господства языческой культуры. Сменившие ее авраамические религии выработали свои сакральные механизмы предоставления санкции на власть. Важнейший сдвиг происходит во время модерна: формируется массовая культура, роль морального авторитета сдвигается от священников к ученым. Для достижения легитимности политические акторы теперь должны обеспечивать прогресс общества на основе новых достижений науки и техники. Оспаривание легитимности также происходит с помощью научной аргументации: властям предъявляются претензии в ошибочных технико-экономических решениях, повлекших негативные социальноэкономические и/или экологические последствия. Крайним, но показательным случаем является оспаривание научных основ политики, как это было в случае советского марксизма.

Расширенное воспроизводство науки и образования в ХХ веке размывает прежнюю исключительность научной элиты, а заодно ликвидирует сциентистский механизм политической легитимации. Ситуация переворачивается: теперь для продолжения занятий наукой и образованием прежние авторитеты должны доказывать свою полезность властям и обществу. Но то же самое происходит и с самими властями: чиновники и депутаты превращаются в «слуг народа» и с помощью представителей гуманитарных наук объясняют обществу свою необходимость. Они теперь не властвуют, а производят общественные блага в обмен на налоги. Бахтинский карнавал торжествует.

Нарциссической культуре, в центре которой находятся потребности в свободе и самореализации отдельной личности, близок режим либеральной демократии, обеспечивающий защиту прав меньшинств. При этом, однако, любой авторитет – будь то политический, будь то научный – имеет здесь условную легитимность. Растет удельный вес «партизан» – акторов, которые признают легальность существующего общественного устройства, но отрицают его внутреннюю справедливость. Либеральной демократии органически присуща хрупкость и нестабильность. Долговечность такому политическому режиму обеспечивает подъем неоязычества. В отличие от прежних языческих культов здесь отсутствует отдельная социальная группа жрецов. Тем самым проблема легитимации снимается: легитимным автоматически становится то, что уже есть. С помощью либерального дискурса каждой отдельной политической личности внушается, что она обладает всей полнотой прав, а государству остались одни обязанности по ее, личности, обслуживанию: именно в этом не оспариваемый никем смысл «последнего человека» Фукуямы.

Пифагорейский аргумент разумного замысла Вселенной и его критика. Статья 2: Пифагорейская стратегия физики
Буров А.В.,  Цвелик А.М.
DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.2-306-335
УДК: 113
Аннотация:

Со времен Галилея и Ньютона физика строилась как математическая дисциплина, ищущая свои аксиомы, законы природы посредством специально организованных экспериментов. Мотивация именно такого модуса познания природы была рассмотрена в первой статье этого цикла, в которой говорилось о христианском платонизме, пифагорейской вере отцов-основателей новоевропейской физики. Предлагаемая статья ставит цель выявить познавательную стратегию физики. Один из центральных вопросов в отношении физики состоит именно в том, каким образом она добывала свои аксиомы. Указания на эксперимент тут недостаточно; из экспериментальных фактов всегда можно сделать бесконечное число выводов. Гипотеза закона не выводится из экспериментов; напротив, она мотивирует и определяет их как наилучшие из возможных проверок именно этой гипотезы. Цель настоящей статьи – продемонстрировать на фактах, что стратегия поиска гипотез физических законов неизменно проистекала из того же источника, что и исходное credo матфизики. Эта стратегия основана на вере в математическую элегантность, высокую точность, универсальность и познаваемость искомых аксиом материи. Поиск гипотез неизменно велся на путях универсальных математических симметрий, эквивалентностей, инвариантностей, соответствий и аналогий, достаточно сложных для обеспечения разнообразия рассматриваемых явлений и одновременно достаточно простых для открытия.

Мы не являемся первыми, кто выставил это пифагорейское понимание физики. Эта идея, как и термин пифагорейская стратегия, была четверть века назад предложена и развита американо-израильским философом Марком Штайнером  в монографии The Applicability of Mathematics as a Philosophical Problem. Предлагаемая статья является свободным размышлением вослед этой блистательной и до сих пор во многом уникальной книге.

Власть и общество

Судейский корпус в России: выбор профессии, карьерные возможности и ограничения
Саламатова М.С.
DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.2-336-358
УДК: 342.56
Аннотация:

В статье анализируются результаты исследования судейского корпуса, проведенного в 2021–2022 годах в Новосибирской области. Обобщаются материалы о социально-демографических и профессиональных характеристиках судейского корпуса, их влиянии на мотивацию выбора профессии и карьерное продвижение судей. Междисциплинарный характер исследования обусловил использование социологических (анкетирования и углубленных интервью) и юридических методов исследования (историко-правового, формально-юридического, сравнительно-правового). В результате исследования выявлена тенденция углубления процессов феминизации и омоложения, фиксировавшихся ранее: преобладающее большинство судей – молодые женщины в возрасте 30–45 лет. Демографический состав судейского корпуса обусловлен источниками его формирования. Профессиональный опыт большинства судей ограничивается работой в аппарате суда, в который трудоустраиваются выпускницы юридических факультетов университетов, и после получения необходимых навыков и опыта работы в аппарате суда становятся судьями. Главными причинами аппаратнобюрократического способа формирования судейского корпуса стали содержание работы и требования, предъявляемые к профессиональным качествам судьи – умению рассматривать большой объем дел в минимальные сроки, правильно заполнять документы и контролировать процессуальные сроки. Источники пополнения судейского корпуса обусловливают мотивацию выбора профессии и карьерных ожиданий судей. Для молодых женщин, приходящих из аппарата суда, основными факторами выбора профессии является желание профессиональной и социальной самореализации в сочетании с материальным вознаграждением и социальными гарантиями. К незначимым факторам при выборе профессиональной траектории большинство судей отнесли приобретение власти и высокого социального статуса. Закономерны в такой ситуации невысокие или неопределенные карьерные притязания значительной части судей. Одновременно с этим невыраженные амбиции большинства судейского корпуса совпадают с возможностями самой судебной системы. Отмечено, что судьи – это профессия с низкой вертикальной мобильностью, лишь незначительная часть имеет реальный шанс получить повышение и стать руководителем районного суда или занять должность судьи регионального суда.

Аналитика духовной культуры

«Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая: окаянные мысли за завесой юмора
Курленя К.М.
DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.2-359-391
УДК: 791.43, 791.221.26
Аннотация:

В статье рассматриваются жанровые особенности комедии Л.И. Гайдая «Бриллиантовая рука». Отмечается, что в этом фильме кроме сатирического обличения различных недостатков советской действительности отчетливо проступает пародирование многочисленных зарубежных и отечественных фильмов, прежде всего кинолент о Джеймсе Бонде, зарубежных пародий на бондиану и прочих шпионских, детективных и криминальных комедий и отдельных комедийных амплуа. Соединение в фильме многочисленных перекличек с пародируемыми прототипами потребовало обращения режиссера к особому жанру – фильму-мокьюментари, который начал активно развиваться в те годы в западном кинематографе. Пожалуй, «Бриллиантовая рука» Гайдая оказалась первым отечественным образцом этого жанра. В его основе лежит техника бриколажа, которая выражается в особом соединении множества заимствованных сюжетных ситуаций и актерских типажей. В результате получается правдоподобная история с легко узнаваемыми интригами и сюжетными ходами, выполненная в манере реалистических съемок, без точного цитирования материала, заимствуемого из других фильмов, однако с узнаваемой опорой на него. Благодаря наслоению пародируемых сюжетных деталей, внедренных в житейские ситуации, широко распространенные в советской действительности тех лет, режиссер создает внешне простую и понятную широкой публике историю, развертывающуюся в кадре. Тем самым Гайдаю удалось сформировать сценарий, сплошь состоящий из пародируемых заимствований. Режиссер не только предлагает посмеяться над так называемыми отдельными недостатками, но и выражает концептуальную критику уязвимых сторон советского массового сознания 1960-х годов – основных ценностных приоритетов многоликого отечественного мещанства, ориентированного на жизненный идеал «личной пользы». Он последовательно критикует именно этот идеал ложного самоутверждения как прямыми сатирическими обличениями негативных сторон советской действительности, так и через пародирование позаимствованных на Западе образцов стяжательства и личного комфорта, которым привержены советские искатели легкой жизни.

Фальсификация произведений искусства как феномен культуры
Шоломова Т.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.2-392-407
УДК: 177.9
Аннотация:

В статье рассмотрена проблема фальсификации (подделки) произведений искусства и отношения к фальсифицированным произведениям: фальсификация как феномен культуры; значение фальсификации в разных видах искусства; фальсификация глазами знатока искусства, философа, фальсификатора; фальсификация как эстетический и этический феномен; значение фальсификации для современной эстетической теории и для арт-рынка. Актуальность темы обоснована большим количеством фальсификаций на современном арт-рынке и в художественной сфере. В статье дано определение фальсификации; затронута проблема отличия подделки от легальных «вторичных произведений». Особое внимание уделено отсутствию четких критериев выделения фальсификации: как правило, это намерение, с которым вторичное произведение выводится на рынок или в художественную сферу. Разное значение фальсификации в разных видах искусства связано не только с разными возможностями быть предметом инвестиций, но и со спецификой самих видов искусства: в соответствии с теорией Н. Гудмана для «автографических» («визуальных») важна история создания единственного уникального экземпляра, обладающего исключительной ценностью; для «аллографических», таких как кино и литература, каждое воспроизведение является оригинальным (но произведения этих видов искусства не являются предметом инвестиций). Яркий представитель современной эстетики Т. Кулка разъясняет, почему «правильное» эстетическое восприятие подлинника или подделки без подсказки извне невозможно и всегда требует знания контекста. Это очень важный момент для понимания отношения к фальсификации: она не встроена в историю искусства и поэтому не может претендовать на такое же трепетное к себе отношение, которого достойны подлинники.

Этическая проблема бытования фальсификации показана на примере «Настольной книги фальсификатора произведений искусства» Э. Хебборна, объясняющего, как переложить на искусствоведов ответственность за установление статуса произведения, воспользовавшись особенностями их профессиональной психологии. В целом в статье признается важная роль фальсификации на современном арт-рынке: первое неудачное приобретение начинающего коллекционера становится своего рода актом инициации и его проверки на прочность намерений.

Модель реализации культурной политики Приднестровья в условиях современного этнокультурного ландшафта
Голубь Н.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.2-408-426
УДК: 351.85
Аннотация:

В парадигмальном поле социокультурных исследований фиксируется наличие вариативности подходов к моделям культурной политики. Применяя типологии, выдвинутые российскими и зарубежными исследователями, такими как А.Е. Хренов, А.С. Балакшин, А. Моль, Э. Эверитт, А. Визанд, и эксплицируя эти модели в разрезе приднестровской сферы культуры, автор исследования обосновывает необходимость выработки и внедрения на данном этапе развития общества такой модели культурной политики Приднестровья, которая отвечала бы современным запросам полиэтнокультурного сообщества, подверженного ассимиляционным процессам под воздействием складывающейся геокультурной и геополитической ситуации. В спектре данных дефиниций и рассматриваются существующие модели культурной политики, возможности имплементирования которых определяются целями, субъектами и инструментами ее реализации, а также наличием действенных акторов (активных творцов), имеющих реальные возможности на нее влиять. Детерминация данных положений лежит в плоскости выбора того вектора культурного развития страны, той оптимальной модели культурной политики, избрание которой в условиях социокультурных трансформаций актуализирует важность сохранения доминантной интегративной культуры на фоне придания особой роли культурным сообществам, творческим объединениям и ассоциациям, проявляющим свою позицию наравне с государством с учетом гетерогенности приднестровской культуры.

Проведенное исследование, основанное на триангуляции культурологического и политико-философского подходов, выявило, что наиболее оптимальной, по мнению автора, является «публичная модель» культурной политики. Она обладает институциональным балансом и направлена на динамическое развитие культуры на социетальном и локальном уровнях, отличается толерантностью и транспарентностью, но при этом учитывает национальный характер живущего на данной территории населения. В связи с этим актуализируется изучение этой модели, возможностей ее имплементирования в перспективное развитие республики, что позволяет агрегировать коммуникативное взаимодействие государства с обществом путем поддержки диалога внутри общества, между различными его сегментами и носителями различных идентичностей.

Роль русского языка в формировании и продвижении традиционных ценностей России
Вранчан Е.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.2-427-442
УДК: 811.161.1
Аннотация:

В статье рассматривается роль русского языка в формировании и продвижении традиционных российских национальных духовно-нравственных ценностей. Объектом исследования является лингвокультурный потенциал русского языка. Предметом изучения выступает выстраивание ценностных связей между языком и элементами, формирующими модель мировоззренческого пентабазиса: «человек», «семья», «общество», «государство», «страна». В ходе исследования выявляется, что для человека язык выступает в роли инструктора, дающего указания относительно выбора того вербального кода коммуникации, который будет наиболее уместен в конкретных обстоятельствах общения. Для семьи родной язык является проводником культуры, обеспечивающим связь поколений через семейные традиции, фольклор и сюжеты мировой литературы. Для общества русский язык выступает в роли индикатора его состояния, поскольку быстро реагирует на происходящие изменения и легко адаптируется в условиях новой реальности. Для государства русский язык представляет собой инструмент «мягкой» силы, способствующий укреплению единства многонационального российского народа и усилению культурного присутствия России в мире. Для страны родной язык является эффективным средством гражданско-патриотического воспитания молодежи. Анализ источников по теме исследования позволил сделать вывод, что в контексте современных процессов глобализации русский язык, языки народов Российской Федерации подвержены негативному влиянию. Среди негативных факторов, влияющих на развитие языков России, можно выделить следующие: целевое проникновение во все сферы деятельности английского языка, снижение общего уровня владения языком, следование языковой моде. Чтобы нейтрализовать влияние негативных факторов на язык, необходима эффективная языковая политика. Она должна быть направлена на поддержание роста интереса к родному языку и культуре, а также на сохранение, защиту и возрождение языков малочисленных народов России. Например, распространяются русскоязычные платформы для онлайн-обучения, развивается новое направление – лингвистическая (языковая) экология, работают научные центры по сохранению и возрождению языков России.

Круглый стол

Идеологические факторы международного сотрудничества в Центральной Азии
УДК: 172.4; 327.7; 339.9
Аннотация:

В Новосибирском государственном университете экономики и управления 14 мая 2023 года был проведен четвертый международный круглый стол «Идеологические факторы межгосударственных отношений в Центральной Азии» в рамках исследовательского проекта «Факторы межгосударственного сотрудничества в Центральной Азии. Индекс “Большой Игры”». Экспертная встреча 14 мая 2023 года была посвященна нетривиальной для современного экспертно-политического дискурса проблематике – идеологии. Последняя понималась выступавшими в очень широком контексте: всё то, что создает смыслы и мотивации в межгосударственном взаимодействии. Участники рассмотрели сквозь призму многовекторной политики стран региона количественные и качественные показатели основных внерегиональных субъектов в идеологической сфере. Особое внимание было уделено таким ценностно-зависимым направлениям, как культурно-образовательное сотрудничество, гражданский активизм, история и СМИ. В завершение была проведена дискуссия о перспективах неореспубликанской системы ценностей в обеспечении межгосударственных отношений в Центральной Азии.