Содержание

От редактора

Социальная философия

Становление и этапы развития европейской социальности
Розин В.М.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.1.1-11-33
УДК: 316.421
Аннотация:

В статье рассматриваются две основные темы: понимание автором социальности и результаты исследования им становления и первых этапов (Античность и Средние века) развития европейской социальности. Понимание социальности задается посредством характеристики социологического подхода, в котором различаются четыре основные особенности. Первая – аксиологическая трактовка социальности (справедливо/несправедливо, соответствие/несоответствие образцу или идеалу) и установка на переделку или совершенствование социальности. Вторая особенность ‒ анализ массового поведения и социального порядка. Третья ‒ изучение социальности, начиная с античной культуры; природа социальности и выявления ее законов. Формулируется дилемма: что же изучает или, точнее, должна изучать социология ‒ модерн или постмодерн? Четвертая особенность ‒ социология рассматривает социальность как феномен модернити, т. е. изучает массовое поведение людей как таковое, вне исторического и культурного контекста. Излагая результаты изучения становления и развития первых этапов европейской социальности, автор различает протосоциальность, под которой он понимает предшествующее состояние и предпосылки социальности, где еще не сложились специфические формы ее осознания, и собственно социальность. Указываются две причины, заставляющие анализировать социальность: во-первых, такой анализ позволяет избежать незаконных исторических реконструкций (модернизаций), во-вторых, он дает возможность понять, что принципиально нового появляется в процессе становления социальности. Только в социальности появляется личность, без которой не состоялся бы первый тип социальности ‒ полисная социальность. Здесь же складывается мышление, впервые позволившее развести социальную жизнь и знание о ней. Положив в схемах и знаниях социальную жизнь как объект, человек начал продумывать социальность и ставить задачу улучшения ее. Рассматриваются характеристики трех основных типов социальности: античной, предполагающей принятие решений в рамках полиса свободными гражданами; имперской, подчиняющей полисную социальность централизованному управлению императора, и средневековой, причудливо объединившей оба указанных типа социальности. Перебрасывается мостик к следующему этапу исследования ‒ новоевропейской социальности и ее кризису в постмодерне.

Социально-экономическая теория и практика

Нечеткая логика в экономике – формирование нового направления
Лебедева М.Е.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.1.1-197-212
УДК: 338.2
Аннотация:

В статье дается краткий обзор истории возникновения нечеткой логики. Рассмотренный путь берет начало от трехзначной логики, разработанной польским математиком Я. Лукашевичем, который вводит модальные (сильные и слабые утверждения и отрицания) высказывания и затем развивает n-значные логические системы. В дальнейшем в работах профессора Л. Заде возникает нечеткая логика с бесконечным количеством результатов, вводятся нечеткие множества «Fuzzy Sets» – классы с неточно определенными границами. Характеризуются основные направления развития нечеткой логики в сфере интеллектуального анализа данных (Data Mining). Показано, что широкое применение нечеткая логика находит в области экономических исследований: при оценке развития отраслей экономики, в страховании, при поддержке принятия решений, моделировании экономики регионов и стран, при прогнозировании и проч. Особое внимание уделено истории развития и возможностям применения такого направления нечеткой логики, как нечеткое когнитивное моделирование, основы которого были заложены американским исследователем Б. Коско. Приводятся примеры использования когнитивного подхода для решения разнообразных задач в экономических исследованиях, включая теоретический анализ развития ресурсозависимой экономики, исследование инновационных процессов в экономике ресурсного типа, построение прогнозов развития российской экономики. Делается вывод, что множество экономических исследований, использующих преимущества нечеткой логики, свидетельствует о ее применимости для изучения самых различных аспектов экономического развития.

Человеческие ресурсы в условиях цифровизации (по материалам XI Сибирского кадрового форума)
Константинова Д.С.,  Масалова Ю.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.1.1-213-224
УДК: 331.1
Аннотация:

Кафедрой экономики труда и управления персоналом Новосибирского государственного университета экономики и управления был проведен ХI Сибирский кадровый форум, ставший визитной карточкой университета в сфере HR-технологий. В данной статье представлены мероприятия форума, в том числе и новые форматы его организации и проведения. Уже стало традицией в рамках форума проводить всероссийскую заочную научно-практическую конференцию «Управление человеческими ресурсами: теория, практика и перспективы», которая в этом году приобрела статус Занинских чтений. А всероссийская олимпиада студентов образовательных организаций высшего образования по экономике труда и управлению персоналом (второй и третий туры) впервые была проведена в два этапа: дистанционный и очный тур. Первым был реализован online-этап олимпиады, позволивший привлечь к участию в ней свыше ста студентов из разных вузов страны. Вторым стал очный формат, в котором приняли участие лучшие представители 15 российских вузов. В рамках форума прошли также межрегиональная олимпиада школьников по управлению персоналом, всероссийский конкурс студенческих научных работ в сфере экономики труда и управления персоналом, посвященный памяти В.И. Занина, межвузовский конкурс «Знаток трудового права», круглые столы, научно-практические конференции и мастер-классы. В мероприятиях форума приняли участие школьники и учителя общеобразовательных школ, студенты и преподаватели российских высших учебных заведений, представители бизнес-сообщества, в том числе руководители и специалисты по управлению персоналом, работники кадровых агентств.

Классификация как основа метода бухгалтерского учета
Ковалев А.Е.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.1.1-175-196
УДК: 330.47 657.1
Аннотация:

Статья посвящена изучению классификации в качестве основы метода бухгалтерского учета. В такой трактовке роль классификации в учете изучена крайне слабо. Методология классифицирования, несмотря на многовековую практику, находится на стадии формирования, что требует уточнения применяемой методики исследования с использованием классификации. Первая часть работы посвящена краткому описанию истории становления классификации как общенаучного метода. Рассматривается развитие классификации в советской (российской) и западной научных школах. Определено, что в настоящее время развитию методологии классификации уделяется неоправданно мало внимания, что не отвечает ее роли в формировании структурированных данных. Описываются виды иерархических классификаций на примере информационных структур в бухгалтерском учете. По критерию количества признаков на одном уровне иерархического деления выделены два типа иерархических классификаций: «многопризнакового уровневого деления» и «однопризнакового уровневого деления». Проведен анализ плана счетов бухгалтерского учета в качестве классификатора фактов хозяйственной жизни. Определено, что действующий план счетов бухгалтерского учета соответствует несбалансированной, неровной иерархии с многопризнаковым уровневым делением. Такая структура далека от оптимальной. Обозначен ряд аномалий в бухгалтерском учете, обусловленных применяемой классификационной схемой. К таким аномалиям относятся: нарушение единства основания деления, нарушение соотношений общего и частного, нарушение полноты отражения выделяемых свойств, нарушения информационного отражения последовательности экономических процессов. Аномалии повышают риски появления ошибок в отчетных данных и неправильной трактовки отчетных данных, снижают интуитивную понятность данных учета. Обозначено, что перспективным направлением совершенствования бухгалтерского учета является применение многомерной классификации взамен применяемой ныне иерархической классификации. Цель статьи: дать характеристику бухгалтерского учета в качестве механизма классификации фактов хозяйственной жизни, определить свойства и перспективы совершенствования классификации, свойственной бухгалтерскому учету. В данной работе классификация рассматривается в качестве сущности учетной процедуры, основы бухгалтерского учета. Предмет исследования: бухгалтерский учет в качестве классификации фактов хозяйственной деятельности. Методология исследования включает методы анализа, синтеза, абстрагирования, индукции и аналогии.

Философия науки и техники

Потенциал SWOT-анализа в формировании моделей знаниевых стратегий
Брылина И.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.1.1-162-174
УДК: 101.1:316: 005.94: 005.52:005.33
Аннотация:

Знание представлено как ценный стратегический ресурс. Сохранение  конкурентоспособности организации требует целенаправленного управления интеллектуальными ресурсами. Раскрыт статус неявного знания в реализации потенциала когнитивных стратегий управления. Показано, что каналами пополнения и распространения неявного знания являются социальные отношения и межличностные взаимодействия. Показана роль социального капитала в наращивании интеллектуального капитала. Обозначена роль технических и организационных инициатив в обеспечении комплексной инфраструктуры, используемой в процессах управления знанием. Раскрыта роль инициатив по управлению знанием, что усиливает конкурентную позицию организации, использующей знаниевые технологии и стратегии в процессах управления. «SWOT-анализ» интерпретирован как бизнес-стратегия, базирующаяся на знании сильных и слабых сторон организации, потенциала и рисков. Стратегия рассмотрена как балансирование на грани внешней среды (потенциала и рисков) и внутреннего потенциала организации. Внутренний потенциал организации, который охарактеризован как ресурсный подход, базируется на ресурсах и способностях организации, находящейся в отношениях конкуренции. Приведены основные вопросы «SWOT-анализа». Его роль заключена в том, что он способствует повышению эффективности существующей инфраструктуры, согласованию знаний и бизнес-стратегии компании, ее адаптации на рынке. Значимость метода «SWOT-анализа» для оценки рынка и собственной позиции компании на нем оценена как высокая, что подтвержается значительным количеством публикаций на эту тему в разных отраслях деятельности за последние годы. Показана долгосрочность и устойчивость ресурсной стратегии, раскрыты её преимущества, специфика явления «возрастающей отдачи». Показано, что знания обеспечивают «возрастающую отдачу» лишь по мере их использования, что и демонстрируется «самоусиливающимся циклом».

История философии

Диалог «Октавий» в контексте религиозно-философской полемики между христианством и язычеством
Шнайдер Л.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.1.1-145-161
УДК: 276:281.3
Аннотация:

В статье на примере диалога «Октавий», являющегося, по всей вероятности, первым произведением христианской апологетической литературы на латинском языке, рассматривается начальный этап религиозно-философской полемики между христианством и античной культурой. Следуя античной традиции, автор диалога, Минуций Феликс, дает возможность высказаться каждому из участников диспута. Первым на полемическую сцену выступает язычник Цецилий. В духе эпикуреизма он указывает на материальное происхождение мира и живых существ и отвергает Божий промысл. Исходя из скептической установки, Цецилий заявляет, что религиозные вопросы недоступны человеческому познанию, и по этой причине не стоит пытаться разрешить их. Лучший вариант в данном случае – следовать религии предков. В полемической речи Цецилия, направленной против христианской ритуальной практики, нашли отражение распространенные в народной среде предрассудки в отношении христиан, в частности, обвинения в ритуальных убийствах, антропофагии, разврате. Защитник христианства Октавий прежде всего указывает, что в гармоничном устройстве космоса и живых существ нельзя не заметить промыслительного действия Бога. Таким образом, он знает два традиционных доказательства бытия Божия: космологическое и телеологическое. Далее он ставит вопрос о генезисе римского политеизма и приходит к выводу о том, что он есть продукт обожествления реальных людей – царей и героев прошлых веков. Стоит отметить, что свою речь Октавий подкрепляет ссылками на античных философов. Связано это, безусловно, со стремлением автора провести возможную параллель между христианством и античной философией, преподнести христианство как заслуживающее уважения интеллектуальное направление мысли. В результате детального анализа данного сочинения становится очевидно, что «Октавий» заслуживает особого внимания как полемический диалог между старой и новой культурными парадигмами. Он позволяет нам понять, какое впечатление произвела христианская религия на культурный мир Римской империи II века при первом своем знакомстве с ним.

Концепция когнитивного бессознательного и её критика Дж. Сёрлом
Катунин А.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.1.1-129-144
УДК: 165.12
Аннотация:

Проблемы сознания, познания, бессознательного являются не только вечно актуальными для философии, но и главными вопросами когнитивной науки. Последние достижения в области когнитивистики демонстрируют, что человек способен накапливать, обрабатывать и использовать информацию не только осознанно, но и на неосознаваемом уровне. Все процессы, связанные с познанием, протекающим на неосознаваемом уровне, современная наука обобщает в понятии «когнитивное бессознательное», которое становится одним из самых обсуждаемых в наши дни. Чтобы прояснить это понятие, в первой части статьи автор приводит примеры проявления когнитивного бессознательного, зафиксированные экспериментально. В первую очередь рассматриваются имплицитная память и имплицитное научение – способность человеком приобретать информацию, навыки в результате опыта, поскольку данные процессы протекают на неосознаваемом уровне. Другой формой проявления когнитивного бессознательного является подпороговое восприятие – психическое явление, суть которого заключается в том, что стимулы, не фиксируемые сознанием, становятся модификатором поведения человека, влияя на его мысли, чувства, действия, оценочные суждения. Затем рассматривается явление прайминга, который обусловливает качественное изменение результатов решения предъявленных человеку задач при условии предварительного предъявления информации, связанной с этой задачей, либо вероятность более быстрого воспроизведения полученной информации при попадании в те же условия, в которых был предъявлен прайм. Среди прочих форм проявления когнитивного бессознательного называются такие процессы, как автоматизмы, когнитивная установка, слепое поле зрения. Делается вывод, что сообразно многочисленным экспериментальным данным, помимо сознательной системы, ответственной за процессы получения, обработки и использования информации, в рамках человеческой психики активно функционирует система неосознаваемая. Во второй части статьи автор анализирует критику концепции когнитивного бессознательного известным американским философом Дж. Сёрлом на основании рассуждений, представленных в двух его монографиях: «Открывая сознание заново» и «Seeing Things as They Are: A Theory of Perception». В обеих книгах Сёрл утверждает, что сознание остается абсолютно центральным в любом акте восприятия и познания. Он хотя и допускает мелкие, незначительные бессознательные процессы, но полностью отрицает глубинное бессознательное. В заключении представлены размышления о позиции Сёрла и его критическом отношении к концепции когнитивного бессознательного.

Философская антропология

Политическая антропология Платона
Ивонина О.И.,  Ивонин Ю.П.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.1.1-103-128
УДК: 172.13
Аннотация:

Категория «природы человека» была важным инструментарием политической аксиологии Платона. Стержнем политической антропологии античного философа был анализ нормативного состояния субъекта и объекта политической деятельности, исследование политических институтов как результата взаимодействия субъекта и объекта политики. Фундаментом политической аксиологии Платона  следует считать принципы иерархии, этатизма и публичности. Дуализм сотериологической и дистрибутивной функций государства привел к противоречию между философской и политической антропологией мыслителя. Реализация первой функции требовала учета  душевной иерархии, вершиной которой Платон считал мудрость. В то же время организация справедливой жизни предполагала ограничение значимости мудрости. Констатируется, что в платоновском проекте идеального государства мудрость уступает место подчинению, дружелюбию и рассудочности. Мудрость чревата утратой политической лояльности, а потому в идеальном государстве находится под контролем – в частности, политический статус зрелого гражданина определяется возрастным цензом. Этатизм Платона признает инструментальную значимость отдельного человека для блага государства. Распространение принципа этатизма на носителей власти приводит философа к признанию публичности государственной власти. Антропологическим свойством государственных деятелей является альтруизм, позволяющий им осуществлять власть в форме общественного служения, не связанного с приобретением и накоплением индивидуальной собственности. Публичный характер государственной власти позволяет достичь солидарности всех граждан и преодолеть их взаимную зависть и соперничество.  Необходимым следствием этатизма является автаркия. Автаркия позволяет достичь добродетели умеренности, которая рассматривается Платоном как предел антропологического совершенства для основной массы населения. Кроме того, автаркия позволяет избегать эскалации конфликтов в международных отношениях. Справедливое сообщество не нуждается в войне как инструменте внешней политики. Солидарность граждан автаркического государства является, таким образом, его главным внешнеполитическим ресурсом.

Социальная философия

Философское осмысление заключения мирового соглашения как ответственного поступка через нравственную философию М.М. Бахтина
Юнгус Г.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.1.1-86-102
УДК: 316.77:316.628
Аннотация:

Статья посвящена осмыслению заключения мирового соглашения как ответственного поступка сторон конфликта. За выполнение условий мирового соглашения отвечают стороны, заключившие его, в основе соглашения лежит примирение как событие. Философия поступка переосмысливается в различных зарубежных и отечественных работах, научных статьях. Представляет интерес рассмотрение заключения мирового соглашения как ответственного поступка, используя понятийный аппарат философии М.М. Бахтина, выделить условия, при выполнении которых повышается не только вероятность заключения мирового соглашения, но и представляется возможным его выполнение. Теоретический анализ позволит рассмотреть мировое соглашение как производное от ответственного поступка. Поступок по заключению мирового соглашения формирует новую реальность, где нет конфликта, противоречия в конфликте интересов урегулируются в рамках пунктов мирового соглашения. Стороны мирового соглашения берут ответственность за исполнение соглашения на себя, уровень правосознания и ответственности сторон показывает истинные намерения сторон. Человек, нарушивший условия мирового соглашения, отрицает собственный поступок по заключению мира, забывая об ответственности, допуская для себя существование в рамках «не-алиби в бытие». В условиях правового нигилизма личность не всегда способна осознать ценность нравственного образа. Таким образом, несмотря на тривиальность данного тезиса, чем выше правовая культура в обществе, тем лучше работает механизм медиации в конфликте, тем сильнее заинтересованы члены общества в поддержании собственного нравственного образа. Выполнение условий добровольно принятого мирового соглашения представляется примером «не-алиби в бытие».

Место и роль российского гуманистического общества в духовной жизни современной России
Слепцова В.В.,  Коростиченко Е.И.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.1.1-57-85
УДК: 2, 21:211.5
Аннотация:

В работе исследуется организованное российское свободомыслие как специфический социокультурный феномен. Предпринимается попытка представить целостную картину развития некогда крупнейшей и влиятельнейшей организации свободомыслящих в РФ – Российского гуманистического общества (РГО) – от своего возникновения в мае 1995 года до настоящего времени. Для решения этой задачи рассматривается организационная структура, социальное представление, характер практической деятельности, мировоззренческая позиция членов организации. В целях создания объективной картины деятельности российских гуманистов были привлечены многочисленные публикации: периодические печатные издания, интернет-публикации, программные документы организаций, монографии лидеров и теоретиков движения. Приводимая в публикациях информация (особенно на интернет-страницах общества) соотносилась с объективными фактическими данными путем перекрестного сравнения. РГО как межрегиональное общественное объединение секулярных гуманистов стало первой в истории России НКО, «поставившей своей целью поддержку и развитие идеи светского гуманизма, гуманистического стиля мышления и психологии, гуманного образа жизни». Показано, что специфика теоретической и практической деятельности организации во многом связана со следованием философским основаниям гуманизма Пола Куртца. В рамках исследования была описана интерпретация гуманистами РГО ключевых понятий: «гуманизм и атеизм», «религия и гуманизм», «светский и религиозный гуманизм», «гуманизм» и др. Обосновывается, что в настоящее время общество находится в стадии кризиса, несмотря на значительную теоретическую и дискуссионную активность в середине 90-х–начале 2000-х гг. и активную работу по трем направлениям деятельности: издательской, исследовательской, культурно-просветительской. Делается заключение о том, что на современном этапе развития гуманистическое движение в нашей стране не может конкурировать с православной религией и другими распространенными идеологиями ни в публичной, ни в приватной сфере. История общества, тем не менее, является важной частью сложных процессов секуляризации в России.

Прощание с постмодернизмом: альтерглобализм как социально-гуманитарная стратегия
Агапов О.Д.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.1.1-45-56
УДК: 101.1.:316
Аннотация:

В статье рассматривается альтерглобализм как форма международного социально-гуманитарного движения, предлагающего развивать теоретико-методологическую «оптику» восприятия динамики мир-системы Модерна (XVI–XXI вв.) с целью выработки программ и практик, снижающих риски негативных сценариев кризиса современной мир-экономики, миропорядка и геокультуры. Отдельно внимание уделяется процессу демонтажа постмодернистских идеологий XIX–ХХ вв. как важнейшей практике «перезагрузки» форм общественного сознания. В частности, автор полагает, что «парадигма альтерглобализма» должна выработать: а) новый методологический и дисциплинарный канон социально-гуманитарных наук; б) новейшие формы канализации энергии антисистемных движений; в) альтернативные идеологиям Модерна – национализма, расизма, национал-социализма, колониализма, популизма – мировоззренческие паттерны мышления. Важно помнить, что история – это открытый и свободный процесс, и он продолжается за пределами социально-исторических форм Модерна, к наследию которого также необходимо относиться творчески, не разрывая созданную им социальную «ткань», а различая в ней интенции и силы, способные ревитализировать социально-историческую динамику. В конечном итоге Модерн, стремившийся всеми силами порвать с традициями прежних эпох, сам стал традицией, показав свою историческую определенность / предел по идеям, технологиям, практикам.

Социальное конструирование нормы в психиатрии и в фантастике
Косилова Е.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.1.1-34-44
УДК: 101.1
Аннотация:

Проблему нормы нельзя считать разрешенной. Особое значение приобретает философское осмысление понятия нормы и ненормальности. Эти два понятия следует обсуждать вместе. Методом исследования послужил анализ нормы и ненормальности в психиатрии и фантастике. В психиатрии фактически имеются только болезни, классификация которых складывалась способом социального конструирования. Представления о норме различны в разных видах психиатрии: в государственной это отсутствие претензий социума к индивиду, в коммерческой – психический комфорт самого пациента, в научной действует статистический критерий. Фантастика – это жанр, в котором норма специально ставится под вопрос. Показано, что статистический критерий не работает для конституирования нормы. Выделяются критерии нормы. Во-первых, норма как возможность коммуникации. Фантастика предлагает для коммуникации ситуации различных культур и различных типов разума. В психиатрической ситуации также возможна коммуникация врача и пациента. Для этого врач должен осторожно и деликатно уловить смещенный вектор смыслов пациента. Он должен относиться к больному, как к человеку. Когда больной закрывается, дело врача – осторожно обойти защиту, не нарушая ее. Во-вторых, норма как возможность совместной деятельности. Взаимопонимание героев фантастических произведений возрастает в результате совместной деятельности. Для психического больного важна совместная деятельность с членами семьи и большим социумом в процессе инклюзии. В-третьих, норма как адекватность. Именно адекватный человек имеет гибкий личностный стержень, позволяющий ему открыться новому опыту. Адекватность больного следует постоянно повышать теми же осторожными приемами, что и в коммуникации. Новизна подхода заключается прежде всего в исключении статистического критерия нормы и введении критерия взаимопонимания и взаимодействия. Вводится также понятие адекватности, которое строится на основе отношения к миру, открытости ему и готовности взаимодействовать с ним. Фантастические миры являются моделью ненормальности, а сюжеты фантастических произведений – мысленной лабораторией по осмыслению и преодолению взаимной ненормальности различных культур и разумов.