Содержание

Финансовый рынок

Развитие современных форм и технологий банковского обслуживания
Абрамян С.К.,  Газизулина И.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.1.2-247-260
УДК: 336.7
Аннотация:

В статье раскрываются вопросы эффективного взаимодействия банковских работников с клиентами, а также технологическая и инновационная составляющая этих отношений. В настоящее время наблюдается акцентирование внимания банков на потребностях клиента и их удовлетворении, на расширении клиентской базы и занимаемой на рынке доли, что вытесняет на второй план увеличение прибыли. Именно этот факт вынуждает кредитные организации инвестировать в новые проекты для обслуживания клиентов, делая при этом оказании услуг максимально удобным. Авторами рассматривается возможность усовершенствования существующих форм банковского обслуживания путем внедрения новых технологий и использования технологий биометрии, значительно сокращающей затраты и время, затрачиваемое клиентскими менеджерами на выезд к клиентам. Для внедрения проектов банку необходимо привлекать партнеров в лице IT-компаний и разработчиков, а также инвестировать в развитие биометрических технологий. В качестве объекта исследования было выбрано взаимодействие клиентских менеджеров крупного, среднего и малого бизнеса, других клиентов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В статье проанализированы основные формы банковского обслуживания и представлена классификация дистанционной формы. Авторы представили анализ количества счетов с дистанционным доступом за 2015–2020 гг. С использованием формулы совокупной стоимости обслуживания выявлена эффективность внедрения банками дистанционных технологий и их преимущества перед традиционной формой обслуживания. В статье также упоминается направленность современных банков на предложение клиентам продуктов экосистемы, прилагается анализ прибыльности этих мероприятий. На основе отчета о финансовых результатах произведены расчеты и составлен прогноз доходности внедряемого проекта с использованием показателей чистого приведенного дохода и нормы доходности. В качестве информационной базы использовались статистические данные с официальных сайтов банков и Федеральной службы государственной статистики, а также статьи, иные информационные материалы печатных изданий и интернет-ресурсы. В ходе работы использовались методы статистического и сравнительного анализа, приведен список актуальных источников.

Институт санации кредитных организаций в России: проблемы и перспективы развития
Протас Н.Г.
DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.1.2-261-277
УДК: 336.71
Аннотация:

Статья посвящена изучению института санации кредитных организаций в России, его текущим проблемам и перспективам дальнейшего развития. Автор рассматривает влияние института санации на стабильность банковской системы страны. Объектом исследования в статье является институт санации кредитных организаций в России. Предмет исследования – оценка текущего состояния отечественного института санации кредитных организаций. Теоретико-методологической основой данной статьи являются нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные акты Банка России, научные публикации и исследования российских ученых, посвященные изучению данного вопроса. В качестве информационной базы использовались статистические материалы Федеральной службы государственной статистики, Банка России, а также другие информационные материалы, размещенные в сети Интернет. Исследование основывается на методах статистического анализа, обзоре литературы, нормативных актов и прочих информационных источников, затрагивающих вопросы санации кредитных организаций, и охватывает 1990–2021 гг.

Сформулировано определение санации кредитных организаций. Рассмотрены основные этапы развития института санации кредитных организаций: механизм проведения процедуры санации, основные изменения в нем на каждом этапе развития института, его достоинства и недостатки. Наиболее подробно рассмотрены «кредитный» механизм санации банков с участием Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и механизм с участием специально учрежденной Банком России Управляющей компанией Фонда консолидации банковского сектора (ООО «УК ФКБС»). У каждого из этих механизмов выделены достоинства и недостатки. В настоящее время в России применяются оба эти метода. На основе анализа современного состояния института санации и эффективности проведения санаций кредитных организаций выделен ряд проблем: отсутствие единого нормативного акта, регулирующего деятельность данного института, высокая стоимость проводимых процедур санаций и др. По каждой выделенной проблеме даны рекомендации для их решения и совершенствования института санации кредитных организаций в России

Применение проектных и процессных подходов на примере крупнейших банков Российской Федерации
Пожидаева Н.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.1.2-278-290
УДК: 336.7
Аннотация:

Статья содержит материалы по периодизации применения и развития проектных и процессных подходов в банковском секторе Российской Федерации в 2008–2021 годах. Основываясь на современных представлениях об экономическом (финансовом) кризисе как факторе стимулирования инноваций, в том числе в банковской сфере, автор рассматривает последствия кризисов 2008–2009, 2014–2015 гг. и 2020–2021 гг. Как один из ответов на них выступает внедрение банками проектных и процессных подходов для совершенствования банковских процессов. Раскрывается влияние кризиса 2008–2009 гг. на разработку и внедрение крупнейшими российскими банками инновационных технологий, базирующихся на подходах бережливого производства (Lean), создание собственных производственных систем, а также краткие выводы по результатам применения lean-менеджмента.

Рассматривается влияние кризиса 2014–2015 гг. на стимулирование инноваций в части применения коммерческими банками инновационного проектного подхода Agile, инновационного процессного подхода, основанного на модели BPМ (Business process management), и других аналогичных моделях. Управление процессами и уменьшение времени вывода продуктов на рынок с помощью применения подхода Agile приобретает особую актуальность в условиях снижающейся маржинальности банковского бизнеса и/или фокусировки на лучшем клиентском опыте ведущих российских банков. Особое внимание уделено новациям 2020–2021 гг., ориентированным на реализацию в банковской сфере экосистемного подхода. Отмечено, что финансовый кризис, вызванный пандемией коронавируса (коронакризис), сильно ускорил происходящие в мире социальные, экономические и геополитические процессы. Автор показывает, что его будет легче пережить тем организациям, которые имеют широкие линейки продуктов и услуг и создают экосистемы, формирующие бесшовный клиентский опыт. Рассматриваемые в статье инновационные проектные и процессные подходы применяются в большинстве крупнейших российских банков и их экосистемах и в настоящее время.

Право и этика

Взаимосвязь между прозрачностью и административной ответственностью в сравнительном праве
Де Фалько. В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.1.2-291-303
УДК: 342.9
Аннотация:

В статье в сравнении рассмотрена взаимосвязь между законодательным оформлением административной ответственности и принятием или непринятием этического и юридического принципа прозрачности власти, понимаемого как свободный доступ к информации. Обосновывается универсальность права на информацию. Переход законодательства различных стран от принципа секретности любой информации, находящейся в распоряжении государственных органов, к принципу прозрачности, рассматриваемому как свобода поиска, получения и распространения информации, показан в динамике, как проходящий несколько этапов. Рассмотрены различные модели административной ответственности, принятые в различных юрисдикциях, в основном в европейских странах, в сравнении с американской моделью; показано их взаимовлияние. Большое внимание уделено необходимости правильного применения принципа прозрачности. Отмечается, что декларации, лежащие в основе новых правил, принятых в последнее время, не могут дать реальных инновационных эффектов, если реформы не сопровождаются изменениями организационных структур и дополнительными финансовыми вложениями. В то же время на полноту перехода от режима секретности к принципу прозрачности определяющим образом влияют сложившиеся в разных странах правовые традиции.

Юридические аспекты этического принципа защиты законных ожиданий (на примере Южной Америки)
Цинци М.
DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.1.2-304-316
УДК: 342.9
Аннотация:

Принцип законных ожиданий становится новым ограничителем административного действия, еще более укрепляя правовые позиции субъекта. Показано, что принцип законных ожиданий направлен на защиту позиций субъекта. Эта доктрина относится к административному праву и связана с этическими принципами морали, лояльности и, прежде всего, добросовестности. Под влиянием испанского опыта теперь это широко распространенный подход в странах Южной Америке, где доктрина законного ожидания упоминается в административных процедурах. Это особенно актуально преимущественно в контексте административных действий. Отмечается, что в Южной Америке юридическая практика прямо указывает на принцип добросовестности как действенное средство предотвращения негативного отношения к отдельному лицу. Рассмотрены особенности применения данного принципа в таких южноамериканских странах, как Венесуэла, Колумбия, Бразилия, Коста-Рика, Перу, Боливия и Уругвай. В то же время отмечается, что существует несколько факторов, которые влияют на действие принципа, не зависят от нормативных актов и могут ограничивать защиту юридических позиций субъектов. Важнейшим из них является процесс перехода к демократии, который все еще продолжается в этих странах и находится под сильным влиянием сохраняющейся первичной динамики, такой как логика так называемого каудильизма, своеобразных правовых традиций и политических практик, а также сложных и противоречивых социальных, этических и культурных контекстов.

Теория и история культуры

Этногонические тексты в индоевропейской традиции
Проскурин C.Г.,  Проскурина А.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.1.2-317-331
УДК: 81’01
Аннотация:

В настоящей статье рассматриваются тексты индоевропейской традиции, излагающие мифы о происхождении народов. Так, сегмент англосаксонского рунического ряда коррелирует с описанием Тацита о происхождении племени ингевонов. В результате реконструируются параметры этнически производного текста, который объясняет выбор очередности рун англосаксонского футорка. Восстанавливаемый текст свидетельствует, что ингевоны, имевшие божество-тотем Инга, проживали на берегу Океана, и это была их Родина. Этногонические тексты так же рассказывают о корреляции тотема и этнонима в минувших эпохах. Объясняется германское влияние на выбор этнонима Русь, определяемого аллитерационной связью названия страны с именем Рюриковичей. Сами Рюриковичи происходили от имени племени Rhos.

Многие этногонические тексты связаны с ритуалами жертвоприношения. В этом контексте интерес представляет имя Италия, берущее свое происхождение в текстах жертвоприношений высокого сакрального стиля. Анализируется одна из индоевропейских надписей на лузитанском языке, написанная в высоком стиле и связываемая с происхождением племени Веаминикори. Выбор имен сакральных животных лузитанской надписи противопоставляется профанным именам латинской молитвы богу Марсу. Молитва suouetaurilia свидетельствует о репертуаре жертвенных текстов, где фигурируют молочные животные. В результате становится понятным, что имя Италия является производным от имени uitulus в высоком сакральном стиле.

Таким образом, раскрываются тематические контуры индоевропейских текстов, содержащих этногонические мифы о происхождении народов. Границы между культурами стираются, и на передний план выходит индоевропейский прототекст, давший толчок генезису этнонимов, наименованию тотемов, а также имен собственных племенных вождей. В процессе анализа регистрируются результаты анализа происхождения наименования этносов и стран. В основе лежит этнокультурная методология анализа этногонических текстов. Тематическая составляющая – это тексты происхождения, а также тексты, связанные с ритуалом жертвоприношения. Процесс этногенеза ассоциируется с мифами и этническими ритуалами.

Межкультурная и социальная коммуникация: толерантность или любовь?
Зайцева Т.И.
DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.1.2-332-346
УДК: 101.1:316.242
Аннотация:

Статья посвящена разрешению вопроса о совместимости толерантности с православными ценностями. Дело в том, что в России это понятие вызывает отторжение у части общества, которая считает его чуждым отечественной традиции.  В качестве методологической основы исследования используется социокультурный подход и применяется компаративный анализ. В статье анализируются основные подходы к пониманию толерантности, сложившиеся в современной исследовательской литературе, вскрываются ее ключевые смыслы. При этом автор разделяет позиции тех исследователей, которые считают, что толерантность нельзя сводить лишь к терпимости. Показывается, что ее необходимо   дополнить   признанием «другого» в качестве равноправного себе. Критики толерантности противопоставляют ее любви к ближнему.  В статье рассматривается православное понимание любви, раскрывается ее онтологическая суть. При анализе православной точки зрения автор опирается на святоотеческое наследие, прежде всего, на творения преподобного Максима Исповедника, а также Феофана Затворника и др. В процессе сопоставления толерантной позиции со стратегией поведения на основе любви выявляются точки сближения: уважение к другому, признание его права быть самим собой, отказ от насилия над личностью, отказ от взгляда на человека как на средство для решения собственных проблем, несводимость человека к его убеждениям или поведению.   Вместе с тем в процессе исследования автор приходит к выводу о наличии существенной разницы между толерантностью и любовью, связанной с разными представлениями о природе человека.  Согласно православию, человек – существо потенциально божественное, способное выйти за рамки своей эмпирической природы. Именно любовь делает это возможным.  В заключение обосновывается вывод о бессмысленности взаимного противопоставления толерантности и любви, так как эти понятия отражают разные ступени духовного восхождения человека, вершиной которого является любовь.

Аналитика духовной культуры

Особенности голландского просвещения конца XVIII века
Макарова Н.И.
DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.1.2-347-359
УДК: 304.44
Аннотация:

В статье анализируются характерные черты голландского Просвещения конца XVIII века. В этот период в Республике Соединенных провинций появилось движение «патриотов», которые в своей деятельности большое внимание уделяли просвещению народа, а также реформированию школы и воспитанию детей. Были образованы просветительские общества и общественные клубы, объединявшие людей разных сословий, занятых обсуждением насущных социально-политических вопросов. Под влиянием общеевропейского движения Просвещения в Голландии появились такие авторы как Ян Флорис Мартине, пропагандировавший обучение детей естественным и гуманитарным наукам не в форме традиционных лекций в аудитории, а в виде беседы наставника и ученика во время экскурсии или путешествия. Особое значение для голландских просветителей имел опыт и сочинения немецких филантропов, которые в Германии основали новые школы – филантропины. Характерной чертой голландского Просвещения стал акцент на семейном воспитании в вопросах формирования современного человека. Это отразилось, в частности, в творчестве поэта Иеронима ван Альфена, а также в повышенном интересе к женскому образованию в этот период.

Творчество как неотъемлемая часть образовательного процесса
Моргунов Г.В.,  Хандогин Р.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.1.2-360-375
УДК: 378.1
Аннотация:

Статья посвящена рассмотрению некоторых аспектов творчества в контексте его сущностной и концептуальной включенности в образовательный процесс. Творчество – социальный, культурный и психологический феномен, но и в индустриальной, и в постиндустриальной парадигме по отношению к творчеству образовательная система находится в подчиненном положении. Развитие человека как саморазвитие всегда является творческой деятельностью. Человека невозможно заставить быть творческим: креативность, самоактуализация, ответственность должны прорастать «снизу», а не спускаться в виде командных директив «сверху». Для того чтобы творчество стало нормой образовательного процесса, необходимо так его организовать, чтобы все его участники могли в полной мере реализоваться в нем как личности. «Скрытый» уровень творчества, включаемый в рассматриваемую модель Four–C, раскрывает пространство творческих целеполаганий, деятельности и поведения, запускающих механизмы реализации творческого потенциала и способности к адекватной, динамичной, гибкой реакции на возникающие проблемы, преодолению возникающих трудностей, мобилизующих внутренние ресурсы личности. При этом определяется и рациональность творческого процесса, в котором человек в состоянии проникать в особый конкретный предмет своей деятельности, принимая его в универсально-всеобщих, субстанциональных характеристиках, распредмечивая его, а не просто используя чисто внешним способом. Системное творчество кажется невозможным без личностной составляющей, но и она воспроизводится и фундируется системой. Образовательная система образует органическое единство творчества и креативности. Распад, неравновесность, неопределенность, потерянность в новых обстоятельствах в то же время генерируют и актуализируют творчество и креативность как ответ на новые вызовы, как единственно возможный способ решить перманентно возникающие новые нетривиальные задачи, так как традиционных, классических способов и методов просто не выработано. Таким образом, образовательная система, с одной стороны, может быть более или менее подходящим пространством для реализации творческого потенциала личности, с другой – она сама же продуцирует синтез личностной и системной креативности.

Конформизм советского художника как способ существования в искусстве, или порождение и воскрешение Джульетты советским конформизмом
Мысовских Л.О.
DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.1.2-376-391
УДК: 111.85
Аннотация:

В статье рассматривается влияние феномена конформизма на формирование художественного образа в советском классическом хореографическом искусстве. Анализ проведен на примере творческого пути выдающейся советской балерины Галины Сергеевны Улановой. Предлагается анализ феномена конформизма в советской художественной сфере, рассматриваются условия его возникновения и развития. Автор ставит вопрос: в самом ли деле художник, по тем или иным причинам принявший путь конформизма, является изменником свободы творчества и его искусство уже нельзя считать истинным? При помощи диалектического метода исследования автор делает попытку проанализировать феномен конформизма с нейтральной позиции и определить его роль в создании художественного образа. Биографический метод исследования дает возможность установить вклад конкретного художника-конформиста в становление отдельно взятого вида искусства – советского классического хореографического искусства. Показательным с точки зрения влияния конформизма на формирование художественного образа является работа над балетом «Ромео и Джульетта» на музыку главного советского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева, которая шла очень долго и мучительно. Автор приходит к выводу, что художники в процессе своей творческой деятельности могут сознательно придерживаться формы конформного поведения в качестве определенной стратегии для достижения поставленных творческих целей, что может способствовать созданию шедевров и развитию искусства.

Городской образ жизни в советском художественном кино: к вопросу о методе исследования
Кочухова Е.С.
DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.1.2-392-407
УДК: 167.7 394
Аннотация:

Статья посвящена проблеме сборки метода для исследования советской городской повседневности на материале художественного кино. В рамках культурной антропологии советского рассмотрены три основных аспекта этой проблемы. Во-первых, представление о маргинальности художественного кино как антропологического источника. Во-вторых, задача синтеза нескольких гуманитарных дисциплин при исследовании как советской культурной политики в целом, так и художественного кино в частности. В-третьих, нехватка методических инструкций по анализу фильмов, сохраняющаяся на фоне широкой дискуссии о теории кино и конкуренции магистральных подходов к его исследованию. Выявлено, что антропология советского хотя и признает художественное кино в качестве эффективного инструмента культурной политики, но лишь в единичных случаях обращается к нему как к основному материалу исследования. В то же время его выразительные возможности делают фильмы важным источником для изучения городской повседневности. С одной стороны, визуальный ряд содержит уже знакомые зрителю элементы городской жизни, что позволяет создать понятный, интуитивно считываемый фон действия. С другой стороны, с помощью различных драматургических, операторских, режиссерских решений создаются нормативные представления о повседневных практиках, облике, быте горожанина. Таким образом, анализ художественных фильмов позволяет выделить как следы городской повседневности, так и сконструированные согласно задачам культурной политики образцы городской жизни. Чтобы различать в анализе эти два типа репрезентации городского образа жизни, необходимо учитывать особенности киноязыка, складывавшегося в разные периоды советской истории, ключевые ориентиры культурной политики, фактические социальные и экономические возможности жителей советских городов. Семиотика и деконструкция рассматриваются как одни из базовых подходов к непосредственному изучению элементов киноязыка и тех механизмов, с помощью которых получают смысловое наполнение и находят выразительную форму идеологические послания. В качестве конкретного методического инструмента анализа кино предлагаются схемы протоколирования Г. Корте.

Проблемы национального дискурса

Хилиастический мираж Н.А. Бердяева и евразийство
Лихоманов И.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.1.2-408-427
УДК: 930.1
Аннотация:

Статья посвящена проблеме отношения Н.А. Бердяева к евразийству – ультраправому политическому течению русской эмиграции 1920–1930-х гг. Автор видит причины сближения Бердяева с евразийцами в крушении религиозно-мистического идеала, который владел воображением философа в годы Первой мировой войны. Под влиянием религиозного возбуждения, овладевшего частью русской интеллигенции в предвоенный период, он уверовал в близость конца истории и наступление тысячелетнего Царства Божьего на земле. Россия, по мнению Бердяева, была призвана выполнить в этом заключительном акте мировой драмы свою историческую миссию – воплотить «Русскую идею», чтобы способствовать объединению Востока и Запада в глобальном религиозно-культурном синтезе. Автор показывает, что революция 1917 г. разрушила эсхатологический идеал Бердяева и заставила его радикально пересмотреть свои взгляды. Из христианского анархиста он превращается в государственника, защитника консервативных ценностей и социальной иерархии. В этот период его социальная философия очень близка к идеологии фашизма. Но фашизм был общеевропейским явлением и в каждой стране имел свои оригинальные версии. Евразийское течение выступало одной из разновидностей русского фашизма. Политические симпатии Бердяева сближали его с этим течением и были главной причиной длительного сотрудничества с его лидерами. Однако приверженность ценностям индивидуальной свободы и христианский персонализм как основа его мировоззрения не позволили Бердяеву далеко зайти в своей увлеченности правоконсервативными идеями.

В конце 1920-х гг. он подвергает критике тоталитарные черты евразийской идеологии. После прихода к власти в Германии национал-социалистов Бердяев получает возможность сравнивать европейские ультраправые режимы и создает теорию тоталитаризма, в которой использует евразийские концепции и терминологию. Таким образом, евразийство становится для него моделью, на основе которой он разрабатывает свою теорию тоталитаризма. После окончания Второй мировой войны философ испытывает глубокое разочарование. Им вновь овладевают мрачные предчувствия неудачного завершения человеческой истории. И хотя надежда на благоприятный исход борьбы добра со злом не покидает философа до конца жизни, чувство реализма ослабляет эти надежды и веру в осуществимость «Русской идеи».

«Новое религиозное сознание» как развитие главной идеи «религии» Л.Н. Толстого – идеи отступничества от Православия
Малимонова С.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.1.2-428-437
УДК: 215
Аннотация:

Работа посвящена исследованию «нового религиозного сознания» с точки зрения религии, сравнению его с другими религиозными системами, в особенности с религиозно-нравственным учением Л.Н. Толстого, с которым «новое религиозное сознание» имеет много общего. Учение Л.Н. Толстого было широко известным, критиковалось Православной Церковью. Показано, что деятели «нового религиозного сознания» высказывали очень много критических мнений об учении Л.Н. Толстого, они нередко отказывались признавать его православным. Тем не менее, они взялись за развитие многих толстовских идей, которые и стали в дальнейшем настоящей основой «нового религиозного сознания». Являясь во многих аспектах развитием учения Л.Н. Толстого, «новое религиозное сознание» критикует «историческое» Христианство, его догматы, содержит идеи религиозной революции, отрицает государственную власть, самодержавие, а также предлагает создать новую религию, построить Царство Божье на земле и т.п.  Кроме того, толстовство и «новое религиозное сознание» также сближает и то, что и Толстой, и деятели «нового религиозного сознания» опирались в своих исследованиях не на Православие, как таковое, ведь они его не могли даже достаточно знать, так как не имели систематического богословского образования, а на гностицизм, теософию, буддизм, язычество и т.п. Поэтому становится возможным считать, что «новое религиозное сознание» не просто имеет очень много точек соприкосновения с религиозно-нравственным учением Л.Н. Толстого, не просто развивает некоторые его идеи, но и следует основной идее его «религии» –  идее отступничества от Православия.

Народничество/неонародничество ХIХ-ХХ вв.: сущность, проблема нереализованности потенциала и актуальность их интеллектуального наследия сегодня
DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.1.2-438-452
Аннотация:

На обсуждение участников круглого стола были вынесены три главные проблемы: В чем состоит сущность народничества/неонародничества? Что и почему из потенциала народничества/неонародничества оказалось нереализованным в ХIХ-ХХ вв.? Можно ли сегодня повторять старую советскую мантру об «идейном крахе народничества»? В чем Вам видится актуальность интеллектуального наследия народничества/неонародничества? Как и в каких областях и сферах оно может быть использовано сегодня и завтра? В качестве материала к дискуссии была предложена статья Г.Н. Мокшина «Что такое народничество. Материалы к дискуссии». В ней использованы материалы анкетирования 32-х историков-специалистов, которыми сделаны попытки предложить свои формулировки и подходы. В ходе оживленной дискуссии участники обсудили также такие проблемы, как необходимость уточнения понятийного аппарата и наполнения терминов народничество/неонародничество, взаимоотношения народничества/неонародничества и либерализма и различных течений внутри народничества, и пришли к выводу о необходимости продолжения дискуссии.

Социальные практики

Студенческие lean-клубы: источник непрерывных улучшений деятельности вуза
Спиридонова Е.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2022-14.1.2-453-468
УДК: 378.1 + 658.5
Аннотация:

Образовательные организации требуют принципиально новой организации бизнес-процессов. Это обусловлено как переходом на смешанные и дистанционные формы обучения (удаленную работу), так и накопившимися ранее проблемами российской высшей школы. Повышение эффективности труда персонала, устранение потерь, сохранение и дальнейшее повышение качества образовательного продукта – то, что необходимо университетам сегодня. Обосновывается то, что все это может быть достигнуто благодаря внедрению методов бережливого производства (Lean Production). Инструменты и методы лин-менеджмента многие десятилетия применяются на крупных промышленных предприятиях по всему миру. Показано, что современным трендом является распространение бережливых методов на сферу услуг и государственный сектор. Идеология бережливого производства проникает и в высшие учебные заведения благодаря деятельности Ассоциации бережливых вузов, а также реализации национального проекта «Производительность труда», для которого университеты готовят кадры. Обосновывается, что организация студенческих lean-клубов может являться успешной формой взаимодействия со студентами для анализа процессов и генерации идей непрерывных улучшений работы вуза, а также формирования бережливого мышления у его участников. В основу концепции lean-клуба может быть заложена философия качества «Кайдзен», предполагающая постепенное, но постоянное внедрение улучшений, и кружки контроля качества, анализирующие бизнес-процессы и вносящие предложения по их улучшению. Кайдзен-подход, как и бережливое производство в целом, сфокусирован на клиенте. Обучающиеся являются заказчиком и потребителем для большинства ключевых процессов университета. В этой связи выстраивание системы непрерывных улучшений вуза при участии студентов является целесообразным. Для реализации проектов участникам студенческого клуба необходимы определенные личностные и профессиональные компетенции, в том числе soft skills, и базовые знания по бережливому производству. Обосновывается, что их отсутствие не являются барьером для вступления в lean-клуб, поскольку они могут (и должны) быть приобретены участниками в процессе работы. Важным представляется обучение на практике, в процессе проектной деятельности от простого к сложному.