Содержание

Социально-экономическая теория и практика

Социальный и сетевой капиталы: соотношение понятий в сетевом подходе
Заякина Р.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.3.2-231-251
УДК: 303.01
Аннотация:

В статье исследуются различия между используемыми в контексте сетевой рефлексии концептами «социальный капитал» и «сетевой капитал». Подчеркивается, что оба капитала являются объяснительными переменными и способны разворачиваться к интерпретатору различными гранями в зависимости от задаваемых смысловых контекстов. Так как любая социальная структура предполагает наличие разветвленных социальных отношений, методологический инструментарий сетевого подхода оказывается очень удобен для изучения социального капитала. В его недрах обнаруживаются нюансы трактовки социального капитала, зависящие не только от природы сетевых акторов, но и от фокусировки исследователя на конфигурации сетевых связей или их содержательном наполнении. Вне зависимости от избранного ракурса исследования социальный капитал является обязательным условием для понимания сетевых структур и процессов, оставаясь при этом результатом этих процессов. Что касается сетевого капитала, то он может определяться как форма социального капитала, обеспечивающая доступ к ресурсам через межличностные отношения (реляционное измерение), при этом доверие и взаимность являются определяющими характеристиками таких связей. Однако смысловой акцент может быть перенесен с характера связей на современные технологии их обеспечения. И тогда сетевой капитал предстает как мера ценности связей, поддерживаемых посредством телекоммуникационных каналов. Крайняя позиция по отношению к социальному и сетевому капиталам предполагает, что первый должен быть изъят из сетевого подхода и полностью заменен вторым, поскольку иначе наука отказывает прочим формам капитала в их социальных особенностях. Особое внимание уделяется способам изучения социальных сетей с привлечением теоретических возможностей сетевого капитала во всех указанных интерпретациях. Выделяется позиция его игнорирования, индивидуалистский и групповой подходы.

Может ли экономика замкнутого цикла спасти мировую экономику?
Рэй С.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.3.2-252-265
Аннотация:

Системы глобальной поляризации и линейной экономики на протяжении поколений служили безжалостному капитализму. В таких жёстких обстоятельствах сложилась тревожная ситуация как на глобальном, так и на местном уровне, что заставило ведущие структуры линейной экономики поставить вопрос о создании устойчивой платформы для защиты ресурсов и инфраструктур для будущих поколений. С момента подписания Парижского соглашения об изменении климата ученые и специалисты во всем мире подчеркивали важность стабильности и устойчивости как для глобальной продовольственной безопасности, так и для управления природными ресурсами. При ныне выбранном сценарии распределение ресурсов даже в развитых странах Европы и Америки ведет к возрастанию неравенства и несправедливости даже в самых развитых регионах. Шокирующие колебания коэффициента Джини по регионам заставили ученых и экономистов во всем мире переосмыслить способы глобального стратегического управления бизнесом, а также пересмотреть принципы использования ресурсов, которыми нас наделила Земля. В этой статье оспариваются доминирующие концепции и даже успешные практики нынешнего сценария в управлении экономикой, чтобы дать толчок развитию общества, основанного на ценностях, традициях и максимизации использования ресурсов. Необходим переход от линейной экономики к устойчивой стабильной модели экономики замкнутого цикла, с акцентом на защиту окружающей среды, искоренение бедности, для развития динамичной модели совместной экономики. Между разнообразными параметрами линейной экономики существует постоянный разрыв, который, увеличиваясь, стал причиной обнищания населения развивающихся стран и масштабных экологических разрушений. Автор пытается ответить на поднятые вопросы в решении животрепещущей темы безотходного предпринимательства, которое по своей структуре и результатам сильно отличается от нормативных экономических стандартов, возникающих из тех моделей предпринимательства, которые до сих пор не смогли создать функциональную экономику, свободную от рисков и отходов

ИИС – шаг вперед, дающий рывок в будущее
Анохин Н.В.,  Протас Н.Г.,  Шмаков Е.К.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.3.2-266-280
УДК: 336.76
Аннотация:

В исследовании рассмотрены все аспекты индивидуальных инвестиционных счетов как долгосрочного финансового инструмента. Проведен анализ преимуществ и недостатков этого инструмента для частных инвесторов и государства. Приведены основные показатели развития ИИС и фондового рынка. Дан прогноз динамики развития российского фондового рынка в сопоставлении с этапами развития американского. Определены новые условия «игры» и даны характеристики квалифицированных и неквалифицированных инвесторов. Особое внимание в статье уделено региональному аспекту, определены ключевые направления развития ИИС на местном уровне. В заключении предложены пути и перспективы его развития.

Объект исследования: Индивидуальный инвестиционный счет.

Предмет исследования: ИИС как долгосрочный финансовый инструмент

Проблемы национального дискурса

Что такое народ для молодого поколения россиян? (Этническая самоидентификация потомков от смешанных браков в контексте мировоззренческих парадигм века сего)
Лурье С.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.3.2-281-297
УДК: 301
Аннотация:

Статья посвящена восприятию категорий национального, пониманию народа, патриотизма и связанных с ними ценностей молодым поколением в контексте всё более распространяющегося постмодернистского и трансгуманистического мировоззрения. Тема рассматривается на материале проведенного автором интервью среди студентов РГПУ им. Герцена (Санкт-Петербург). В качестве исходного пункта взята проблема этнической самоидентификации потомков от межэтнических браков с участием русских. Показано, что такая самоидентификация разнится в зависимости от того, с точки зрения каких народов рассматривается явление «метисации». Было выявлено культурное, а не генетическое основание русской самоидентификации среди современных студентов (что представляется традиционным для русского этноса), а также установлена большая роль конструктивистского фактора в этнической самоидентификации. Конструктивизм выражается в том, что, по мнению значительного числа опрошенных студентов, любой выходец из межэтнических семей может выбрать любую национальность, а не обязательно национальность одного из родителей. Установлено, что в целом опрошенные студенты относят вопросы национального самоопределения к сфере свободного выбора человека. Для подтверждения этого проанализированы некоторые аспекты ценностной системы молодежи: характерный для сегодняшних молодых взгляд на национальное (в том числе и на межнациональные браки), патриотизм, будущее, образцы поведения, на которые следует ориентироваться. Выяснилось, что значительная часть опрошенных студентов склонна отдавать предпочтение глобалистским ценностям (отличным от традиционно западных) и придерживаться постхристианских образцов поведения. Категория народа теряет значение, а трансгуманистическое мировоззрение набирает влияние. Из восприятия молодежи начинает исчезать онтологизм, мир всё более превращается в «конструктор».

Теория и история культуры

Эпоха Трансформации в истории Европы с точки зрения ее цивилизационного содержания
Пиков Г.Г.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.3.2-298-312
УДК: 94 (3); 94 (4)
Аннотация:

Одним из наиболее изучаемых, дискуссионных, заметных и важных разрывов в истории является переходный период между Средневековьем и Новым временем. Это, прежде всего, связано со спецификой цивилизационного развития Европы в данный период. Практически общепринятым является представление о том, что сущность его связана с переходом от феодализма к капитализму. Эта переходная эпоха включает самые разные трансформации: экономическую, политическую, когда вместо этнополитического пространства образуется национально-политический мир, культурную, ментальную. Следовательно, есть смысл ее так и называть – эпохой трансформации. Аграрная экономика трансформируется в постаграрную, хотя еще и не индустриальную; языческая культура выходит из «подполья» и активно оттесняет христианскую религию-идеологию; «христианский человек» становится свободным индивидом, и т. д.

В течение именно этого периода начинаются и заканчиваются цивилизационно значимые процессы:

- завершаются Возрождение, Реформация и Контрреформация;

- развивается в основном «прогрессивный» этап абсолютизма;

- исчерпаны все средства «феодального передела» Европы (Итальянские походы, Тридцатилетняя война);

- происходит окончательное деление на «национальные государства»;

- в основном завершаются Великие географические открытия;

- в целом заканчивается первый этап технической революции;

- активно формируется новый, буржуазный, тип человека.

В данной статье предлагается краткий анализ этого периода как особой Эпохи Трансформации, в рамках которой идут сложные процессы:

- Renovatio – как «возвращение» в состояние культуры «до грехопадения» (прежде всего, античной);

- Reformatio – как «возвращение» к «правильной» (ранней) форме христианства;

- Revolutio – как «возвращение» к «правильной» форме управления (широкая амплитуда от «римской республики» до традиционной германской общины или ветхозаветной модели).

Эти процессы соотносятся сложно, идут не синхронно и на протяжении этого периода существенно меняют свой смысл. В то же время логика цивилизационного развития подразумевает движение от Renovatio к Revolutio, от культурных деформаций и изменений к замене общественного строя.

Аналитика духовной культуры

Перформативная функция голоса в архаических речевых практиках
Ледовских А.Ю.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.3.2-313-323
УДК: 81’01
Аннотация:

В настоящей статье рассматриваются архаические речевые практики через призму функционального использования голоса в перформативных конструкциях, которые являются неотъемлемой частью культурного ядра и отражают важную семантико-прагматическую связь интенций и действий носителя мифологического сознания. Образность этого сознания строилась на интерпретациях окружающего мира и системах общения с высшими силами (богами), детерминирующими его. Ранние речевые практики общения с высшими силами индоевропейских культур сохранились в молитвах, обрядах, заклинаниях, песнопениях и т.п. Они не только отражают закрепленные формульные элементы языка, лежащие в основе культурных матриц, но и дают целостное представление о картине мифологического мышления. Отмечаются следующие основополагающие культурные явления: могущество слова как первичного голосового образа, порождающий акт присвоения имени (что не названо, то не существует), использование голоса как ритуальной конститутивной силы в молитвах и прошениях, а также как причины создания языкового пласта табуированной лексики. Исследование древних языковых источников индоевропейских культур (Авеста, Упанишады, Эдда, Ветхий и Новый Заветы, старославянские и англосаксонские заговоры) на предмет перформативных конструкций позволило выявить сильную взаимосвязь функциональной силы голоса с ритуальными действиями, порождающими именно перформативные языковые явления. Они обычно выражаются каноническими перформативными глаголами (1 л., ед. ч.) в: 1) молитвах – молюсь, прошу; 2) имянаречении – нарекаю, называю, даю имя; 3) заклинательных действиях – простираю [руки], приказываю. Показано, что они также выражают концепт голоса как представительного образа божественного существа – перенос физиологической способности привлечь внимание и повести за собой – на всю концепцию истинного знания и изречения его богом. В ранней перформативной практике действие должно сопровождаться словом/речью, произносимым вслух для законного закрепления этого действия. Такое взаимозависимое явление лежит в основе культурного ядра.

Поликультурность как основа формирования правосознания Античности
Рубанцова Т.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.3.2-324-336
Аннотация:

Актуальность исследования формирования правосознания в античный период обусловлена недостаточной изученностью фактора поликультурности в этом процессе. Древний мир Античности развивался в условиях поликультурности, но на эту сторону развития социума исследователи почти не обращают внимания. Античное правосознание прошло сложный и длительный путь развития, а проблема его формирования до настоящего времени является дискуссионной. Предметом исследования является процесс влияния поликультурности на формирование правосознания в античный период. В статье при анализе общественных правовых предпочтений с точки зрения моральных ценностей используется категория «социальное представление». Право, как специфический социально-правовой феномен, тесно связанный с другими формами нормативно-регулятивной и культурной общественной систем различных античных государств, являлось ведущим фактором в процессе становления правосознания в Древнем мире. Народы Древнего мира активно взаимодействовали между собой и пополняли свою правовую культуру путем заимствования лучших правовых образцов в процессе взаимного культурного обмена. Римские юристы ассимилировали лучшие достижения права других народов, и именно они одними из первых стали активно применять поликультурные правовые образцы в своей юридической практике.  Показано, что представления античного общества о праве отличались от современного понимания. Они были основаны на космической гармонии, справедливости, долге и нравственности. Эти древние правовые образцы закрепились в стереотипах менталитета социума, культурных образцах античности, и с их помощью происходит процесс формирования правосознания через его аккультурацию. Философские представления о праве Древней Греции уходят своими истоками в мифологию, однако именно эти мифологические представления о божественной справедливости, долге, нравственности в процессе культурного обмена, в условиях поликультурности и стали основой для западного правосознания, истоки которого уходят в Древнюю Грецию и Рим. Исследование было проведено с применением культурологического метода при анализе понятия поликультурности формирования античного правосознания. Также был использован исторический метод, методы анализа и синтеза, абстрагирования, конкретизации и обобщения.

Мифологический подтекст как специфика идиостиля писателя (на примере романа Ю.М. Полякова «Грибной царь»)
Захидова Л.С.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.3.2-337-347
УДК: 482 (075.8)+417.3 (075.8)+882.0
Аннотация:

Лучшие произведения современной литературы часто имеют мифологический подтекст, позволяющий поднимать глубинные пласты человеческого опыта. Мифологизм XX–XXI вв. – явление широкое, сложное и противоречивое, требующее серьезного проникновения в том числе и в лингвистику текста изучаемого произведения. Анализ литературного процесса от XIX в. до XXI в. наглядно показывает, что традиционным является наличие лексики, отсылающей читателя к различным культурологическим подтекстам. Мы называем их мифопоэтическими парадигмами. Они имеют ассоциативную связь с мифологическими образами и являются средством создания мифологического подтекста, а также средством обогащения художественного текста дополнительными смыслами. Мифопоэтические парадигмы помогают в создании подтекста произведения благодаря своей способности вызывать в читательском сознании определенные модели, образы, целые культурные традиции. А.А. Потебня считал, что учению о «мифологических приемах» мысли следует отводить место в истории литературы: если прежнее содержание нашей мысли является не субъективным средством познания, а его источником, и образ, будучи признан «объективным», целиком переносится в значение, то в этом случае перед исследователем – мифотворчество. Многие мифы ассоциируются с внешней и особенно внутренней формой слова.

Исследование текстов произведений Ю.М. Полякова убедительно показывает мифопоэтический тип мышления этого писателя, поскольку мифопоэтические парадигмы являются сквозными и охватывают практически все тексты автора. Особенно специфичен в этом плане его роман «Грибной царь». Присутствие в произведениях Ю.М. Полякова мифологем разных типов позволяет говорить о его текстах в рамках неомифологической традиции, что обеспечивает глубинное понимание текстов писателя и системы его идиостиля в целом.

Современное искусство Новосибирска в 2009–2019 гг.
Кузнецова И.П.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.3.2-348-372
УДК: 7.036
Аннотация:

В работе рассматривается современное искусство Новосибирска 2009­–2019 гг. В первой части статьи проведен социологический анализ художественной среды города. Выделены такие особенности существования искусства, как преобладание самоорганизованных форм презентации искусства над институциональными, непубличность и «рассеянность» значительной части художественных практик. Проанализировано влияние этих факторов на восприятие искусства, и отмечена методологическая сложность анализа такого искусства. Далее дается краткий обзор значимых выставок прошедшего десятилетия («Сибирский андеграунд. 20 лет спустя», «Повторение непройденного» и др.), рассматриваются художественные круги города и трансформация их характеристик в период с 1990 г. по наше время. Обсуждаются принципы их формирования, характер взаимодействия друг с другом. Приводится схематическое изображение рассматриваемых художественных групп и их взаимодействий в исторической плоскости. Во второй части статьи рассматриваются эстетические особенности современного искусства Новосибирска в 2009–2019 гг. Отмечается, что переход от искусства 2000-х и начала 2010-х гг. к искусству более молодых поколений конца 2010-х характеризуется сменой эмоционального регистра – от витальности и экспрессии к хрупкой и меланхоличной чувствительности, от политической иронии и гротеска к этической сложности и ранимости. При рассмотрении искусства отдельных художников автором статьи прочерчиваются две возможные линии их анализа на основе выделения общего мотива: неоэкспрессионистская и постконцептуальная. Первая из них объединяется мотивом «игрушки» как способом работы с телесностью и выражением двойничества (на примере работ Константина Скотникова, арт-группы «Космонавты», Дениса Ефремова, Алексея Грищенко, Маяны Насыбулловой и др.). Постконцептуальная линия рассматривается на примере работ таких художников, как Александр Лимарев, Михаил Карлов, арт-группа BERTOLLO, Ирка Солза. В качестве объединяющего мотива предлагается мотив «игры» как дихотомии «системы правил» и «сбоя», как возможности помыслить другой мир. В заключение выдвигается предположение о перспективности такого комплексного подхода к анализу регионального искусства последнего десятилетия.

Антропологическое описание современной городской свадьбы
Ярушина К.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.3.2-373-388
УДК: 392.51
Аннотация:

Статья развивает подход К. Гирца (насыщенное описание) к современной городской свадьбе. Работа основывается на материалах полевого исследования брачных практик молодых семей г. Перми. Были применены следующие технологии исследования: полуформализованное интервью и кейс-стадис. Хронологические рамки исследования – 2016–2019 гг. Было опрошено 26 человек (13 семей). Качественные методы исследования использовались в целях получения максимально полной информации о современном свадебном действии и предшествующих ему событиях. Они позволили обнаружить культурные основания практик главных действующих лиц торжества. В настоящей статье проводится детальная интерпретация одного кейса, содержащего в себе несколько частей-нарративов. Каждый нарратив представляет собой частное видение участника событий. Нарратив «Свадьба как драма» показывает женскую интерпретацию праздничного события. В повествовании героини обнаруживаются отчетливые негативные коннотации. Невеста выражает неприятие свадебной процедуры и некоторых ее атрибутов. Мужской взгляд репрезентирован в нарративе «Свадьба как праздник». Комментарии жениха содержат преимущественно позитивные коннотации. В его рассказе акцент делается на статусных элементах торжества. Он неоднократно подчеркивает вклад своей семьи в свадебную церемонию. На основе анализа повествований героев нам удалось реконструировать дополнительный смысловой горизонт: «Свадьба как проект родителей». В нем отражена роль старшего поколения в организационных вопросах свадебной церемонии. Помимо этого, в тексте рассматриваются повторяющиеся сюжеты, выявленные в ходе анализа нарративов: различные формы объективации, гендерный порядок в молодой семье и смещение социальных ролей.

Музей в современной культуре

Мемориальный музей: экзистенциальная оптика пространства
Летягин Л.Н.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.3.2-389-409
УДК: 18; 069.01; 37
Аннотация:

Современный музей оказался в сфере массового интереса и выступает отражением и выразителем определенных массовых тенденций. В значительной степени именно музей, сохраняющий классический институциональный статус, стал полем разлома общественных мнений в определении сценариев воспроизводства культуры. Данная проблематика приобретает подчеркнуто дискуссионный характер с учетом активного изменения «информационных форматов» – привнесения в сферу традиционного досуга интерактивных технологий, произвольных исторических реконструкций, элементов театрализации и зрелищных искусств. В «бегстве от амнезии» (A. Huyssen) общество тотального спектакля требует изыскания и актуализации новых средств, что зачастую выступает фактом ценностной девальвации.

Внимание посетителей к истории повседневности в значительной мере влияет на динамику изменения креативного потенциала музея как такового, но музея мемориального – по преимуществу. Утвердившиеся на практике подходы к моделированию исторического пространства выявляют внутреннюю форму понятия экспонистика как естественную причину внутреннего конфликта, когда «выставленность» замещает собою принципы исторически и документально выверенной расстановки. «Музейность» не должна вытеснять «обиходность», однако функциональный принцип формирования предметного ряда нередко замещается «композитным» подходом, при котором «декоративные» или «дизайнерские» решения становятся доминирующими. Данная тенденция активно конкурирует с ключевыми теоретическими основаниями музейного источниковедения, и традиционный музей все в большей степени трансформируется в некую параллельную модель культуры.

Как факт интеллектуальной истории, мемориальный предмет оказывается значимым в ракурсе культуры материальной и духовной. Вместе с тем вменяемые смыслы, ложная семиотизация нередко подменяют собою биографические реалии, когда в экспозиционном отношении «подходящим» оказывается все, что в сознании массового посетителя оказывается связано с условно понимаемым прошлым.

В статье раскрывается авторское представление о мемориальной экспозиции как самоорганизующейся системе, обладающей определенным эстетическим кодом. Методологически значимым представляется экзистенциальный поворот к уликовой парадигме – от обезличенного показа антикварных предметов к «вещесловию» идей и жизненных смыслов. В этом проблемном ракурсе сегодня структурируются ключевые аспекты профессионального поля музейной критики, когда мемориальный объект, понимаемый как «сообщение», «материальная коммуникация», способен раскрыться в полноте своей исторической подлинности.

Современный музей и парамузей: экзистенциальное отчуждение и актуализация
Игнатьев Д.Ю.,  Никифорова А.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.3.2-410-425
УДК: 18; 069.01
Аннотация:

Статья посвящена исследованию проблемы отчуждения культуры в современном музее и процессов актуализации предметов и явлений истории в пространстве парамузея. В центре авторского внимания находится тема созидания иллюзии экзистенциального комфорта. Исследуется противоречие между необходимостью музеефикации культуры для возможности обращения к ней при выстраивании собственной идентичности современным человеком и постоянным стремлением к помещению культуры прошлого в безопасную резервацию. Поднимается вопрос об эстетизации предметов культуры в пространстве музея и о роли музея в интерпретации, сохранении и искажении их смысла. Музей, создаваясь как хранилище древностей, собрание шедевров, сегодня стал наиболее чуткой системой, реагирующей на изменения в жизни культуры и общества. Аксиологический анализ современных музеев показывает их растущую популярность в качестве элемента развлекательной отрасли, при этом их эстетическая, аналитическая, интеллектуальная роль – оскудевает. Исчезает уважение к музею как к хранителю культурной памяти, к средоточию научной жизни. Ему на смену приходит упрощенный «музей-аттракцион» и парамузей, затевающие бесконечные игры с предметами истории, реконструкциями, посетителями и интерпретациями событий истории и культуры. Обращаясь к понятию «парамузей», авторы статьи дают ему комплексную оценку. Впервые предложена научная классификация парамузеев (на примере парамузеев Северо-Запада России), выделены их главные признаки и характеристики. Синергетический подход к процессам актуализации и отчуждения памятников культуры в музейной среде позволил включить зрителя, реципиента как третий необходимый компонент этой системы. Это привело к выводу, что музейные ценности отчуждены или актуализированы не сами по себе, но лишь в отношении «человека смотрящего». Таким образом, современные музеи и парамузеи являют собой форму ценностного самосознания общества, демонстрируя тотальное расслоение социума пост-культуры, дробление его на ценностные кластеры, способные представить культуру как единое целое лишь в процессе аналитического сознания, но не в собрании предметного ряда.

От кризиса до расцвета: современный музей в оценках специалистов
Шоломова Т.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.3.2-426-441
УДК: 7.01; 069.01
Аннотация:

Статья посвящена противоречивым оценкам состояния музея в современной музейной критике: музеи переживают либо затянувшийся кризис, либо «золотой век». Претензии высказываются также и публике: люди всё больше предпочитают приходить в музеи, чтобы развлечься, особенно при помощи новых технологий, а не с научной и познавательной целью и не ради исполнения гражданского долга (приобщения к национальному достоянию). Рассмотрены актуальные задачи музея: формирование «национального воображаемого», поддержание государственной идеологии, служение научным и образовательным центром, развлечение и др. Показано, что задача эстетическая находится на последнем месте. Однако современные отрицательные отзывы о состоянии музея как социокультурного института вызваны как раз всеобщим подозрением, что именно эта задача вышла на первый план. Для того чтобы правильно оценить происходящее, современные подходы к обязанностям музея и запросам широкой публики, следует учесть имеющиеся точки зрения – как в отечественной, так и в зарубежной специальной литературе. К анализу ситуации привлечены данные из интернет-ресурсов, специализирующихся на освещении современного арт-рынка, который далеко не безразличен к музейной политике. В статье сравниваются различные подходы к сложившейся ситуации, формулировки исторически приписываемых музею целей и задач, приводится обзор актуальных выставок и используемых высоких технологий, рассматривается изменение музейной политики в целом (заметим: то, что 10 лет назад рассматривалось как профанация великой идеи, сегодня стало культурной нормой). По итогам проведенного исследования сделан вывод: современные музеи, действительно, предельно коммерциализированы. В музейных магазинах продают самые неожиданные сувениры, а парамузеи откровенно паразитируют на турпотоке крупных музеев. В целом отмечено, что они не стесняются извлекать прибыль любым путем, хотя и считают своим долгом ворчать по поводу падения культурных запросов публики. Вместе с тем интерес к музеям у широких слоев населения сохраняется по-прежнему высоким, поэтому говорить о широкомасштабном кризисе современного музея можно лишь с очень большой натяжкой.

Некролог