Новый взгляд на старую тему (источники денег для муниципалитетов)
Лавровский Б.Л.
Статья посвящена некоторым аспектам организации карточных игр, эволюции казино в современной России. Показано, что в связи с криминализацией и другими негативными явлениями игорный бизнес был фактически приравнен к «алкоголизации населения». С конца нулевых годов игровые салоны на территории страны были запрещены, а казино сосланы в особые зоны (на сегодня их пять) на периферию. Это решение напоминает вынужденный компромисс, об этом свидетельствует процедура принятия и главное осуществления соответствующего закона. Показано, что проблему криминализации едва ли удалось решить, поскольку казино и игровые автоматы перекочевали во многом в подполье. Еще одной лазейкой стал интернет. В целом по стране, по оценкам экспертов этого сегмента рынка, доходы бюджетов государства от налогов на казино сократились кратно. В основном зоны едва дышат. Отмечено, что есть и позитивный опыт. Успешной оказалась зона «Приморье». В 2021 году сумма налоговых поступлений в бюджет региона составит около 500 млн рублей, создано порядка 2 тыс. рабочих мест.
Отмечено, что если в середине 2000-х годов потеря доходов от казино в бюджете государства – капля в море, то через 15 лет ситуация изменилась. Едва ли не нормой стали дефициты бюджетов муниципалитетов, многие субъекты Федерации превратились в хронических должников. Требуются новые нетривиальные источники доходов государства.
Утверждается, что из соблазнов, относящихся к азартным играм и способных разрушить психику человека, карты, по-видимому, наименее опасны. Чтобы с учетом плюсов и минусов легализовать игорный бизнес на территории страны, он должен базироваться на новых принципах. Среди них расположение вдали от городов, в районных центрах, жесткий государственный контроль, специальный (но не удушающий) налоговый режим, никаких кредитов игрокам, ограничение на масштабы.