Содержание тома

Наука в современной культуре

Статистика и институты (рецензия на книгу И.И. Елисеевой, А.Л. Дмитриева «Очерки по истории государственной статистики России»)
Ханин Г.И.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-1.2-3-28
УДК: 31:33
Аннотация:

Книга И.И. Елисеевой, А.Л. Дмитриева «Очерки по истории государственной статистики России» расценивается как важный шаг в изучении истории российской государственной статистики. Выделяются три этапа истории: дореволюционный, советский и постсоветский. При всей их специфике обнаруживаются и общие черты. Уровень статистики оценивается рецензентом как индикатор цивилизационного уровня cтраны. Наиболее тщательно авторами исследуется дореволюционный период.  После весьма тусклого периода первой половины XIX века, с начала 60-x годов в условиях рождающегося капитализма и растущей демократизации начинается период относительно успешного развития. не достигшего, Тем не менее, уровень развитых стран достигнут не был, государственная статистическая служба остается слабой. Советская власть осуществила мечту российских статистиков о создании мощной государственной статистической службы. Ценные статистические работы выполнялись уже в годы гражданской войны и нэпа. Но успешное развитие советской статистики было прервано в конце 20-х годов с усилением политического давления. По ряду направлений исследования были прекращены, по другим фальсифицированы. Многие статистики были репрессированы. С переходом к командной экономике статистика в значительной степени была заменена учетом и надолго лишена административной самостоятельности.

Рецензент полемизирует с авторами, не соглашаясь с ними в оценке результатов статистических исследований периода нэпа и после него, оценивая их более критически. Он отмечает бесплодность статистической реформы 1948 года, критикует слабое использование авторами архивов советского и постсоветского периода. Рецензент поддерживает положительную оценку многих преобразований постсоветского периода, вернувшего статистике ее изначальное содержание, и вместе с тем отмечает явную недостоверность многих статистических данных этого периода. Материальное и кадровое положение современной российской статистики далеко от необходимого, а она сама все еще далека от уровня в развитых странах

Радикальная реформа Российской академии наук: разработка, реализация, оценка научным сообществом
Аблажей А.М.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-1.2-29-52
УДК: 167/168=>001.378.1:061.6
Аннотация:

Статья посвящена исследованию основных аспектов радикального реформирования российской академической науки. Большое внимание уделяется анализу организационных и идейных предпосылок реформы, содержанию дискуссий, сопровождавших начало ее реализации. Показано, что основной причиной начала реформы было, с одной стороны, стремление руководства страны в условиях дефицита необходимых ресурсов сделать сферу фундаментальных исследований более компактной и эффективной, нацеленной на удовлетворение потребностей экономики и общества, прежде всего с точки зрения развития новых технологий. С другой стороны, не менее важным мотивом реформирования стала желание профильного министерства перестроить сферу интеллектуального производства по лекалам англо-американской неолиберальной модели, а также отстранить академическое руководство от управления имущественным комплексом РАН. Проведенный анализ мнений российских академических ученых показал, что в подавляющем большинстве они критически оценивают методы и промежуточные результаты реформы, признавая при этом насущную актуальность ее проведения. Показано, что накопленный отечественной академической наукой адаптационный потенциал пока позволяет успешно демпфировать негативные последствия реформы, но он не беспределен, тем более что заметная часть ученых просто устала от постоянных изменений

Аналитика духовной культуры

Трансформация празднования Нового года в Армении и России (опыт исторического описания)
Симян Т.С.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-1.2-53-74
УДК: 745.9. 05:061.7
Аннотация:

В статье описывается эволюция празднования Нового года в Армении в историческом контексте. В 1827 г. в Эриванской крепости армяне впервые стали свидетелями празднования Нового года русской армией под командованием генерала Красовского. В XIX в. типологическая общность наблюдается в традиции шествия детей (Колядки) в Армении и в России. Эмпирический анализ показал, что вся новогодняя атрибутика советской эпохи (елки, Дед Мороз, Снегурочка, игрушки и т.д.) была общей. Та же тенденция продолжается в постсоветскую эпоху, но уже в контексте глобальной торговли. Наряду с массовыми товарами в Армении появляются атрибуты новогодних украшений в преломлении национального и религиозного сознания и символики. На трансформацию новогодней праздничной атмосферы и атрибутики постсоветской Армении большое влияние оказал телеканал Армянской апостольской церкви «Шогакат». Общность празднования Нового года в Армении и в России в постсоветскую эпоху можно заметить по почти одинаковому количеству праздничных дней, по новогоднему телевизионному обращению президентов обеих стран к своим народам, по участию президентов обеих стран в Рождественской литургии. Но есть одно существенное различие: католикос всех армян продолжает выходить в эфир до новогоднего поздравления президента, а в России патриарх Всея Руси с 2009 г. уже нет – чтобы не ущемлять прав граждан России, исповедующих другие религии

Роль книг эмблем в культуре позднего Возрождения и начала Нового времени
Макарова Н.И.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-1.2-75-85
УДК: 303.446.2; 7.034.6
Аннотация:

В статье рассматривается роль книг эмблем в культуре позднего Возрождения и начала Нового времени. Родоначальником этого жанра литературы, имевшего преимущественно дидактический характер, был итальянский гуманист Джованни Андреа Альчиато, опубликовавший в 1531 в Аугсбурге первую книгу эмблем. Книга Альчиато состояла из набора изображений, каждое из которых сопровождалось короткой надписью-девизом, а также комментарием, раскрывавшим смысл изображения. Это издание стало чрезвычайно популярным, многократно переиздавалось и было переведено на многие языки. Интерес к книге Альчиато и другим произведениям аналогичного характера был вызван особеностью культуры этого времени – усилением внимания к античности и переходом от преимущественно религиозного дискурса к более светской его направленности. Составителями этих книг были в основном гуманисты, которые стремились воздействовать не только на разум, но также на воображение и чувства своих читателей. Интересные и подчас загадочные изображения эмблем способствовали тому, что поучение или полезная информация, содержавшиеся в комментарии, легче запоминались. В этом отношении книги эмблем могли с успехом использоваться как своеобразные справочники, подобные «книгам общих мест», которые содержали яркие цитаты античных авторов, а также пословицы и поговорки, тематически систематизированные. Образованные люди этого времени запоминали примеры из этих книг и использовали их в устном общении, а также прибегали к этой «справочной литературе» при письме. Написанные большей частью на латыни и нередко использывавшие примеры, взятые из античной литературы и мифологии, книги эмблем способствовали развитию светской культуры Нового времени, объединившей разрозненные в религиозном плане страны Западной Европы. Наконец, многозначность визуального образа эмблемы расширяли как для ее автора, так и для читателей книги эмблем диапазон возможных значений данного изображения, что вело к росту индивидуального начала в трактовке затронутой темы

Женщины западноевропейского кинематографа: творческий путь А. Жирардо, С. Синьоре, М. Морган
Юдин К.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-1.2-86-101
УДК: 791.43.03
Аннотация:

Настоящая работа развивает традиции интеллектуальной истории, связанные с воссозданием «гиперреальности» театрально-кинематографического пространства через сценические жизнеописания.  Придерживаясь правоконсервативных позиций, автор предпринял попытку затронуть особую грань этого пространства, а именно – осветить творческий путь женщин-актрис, которых за их искреннее и преданное служение высокому искусству кино и за идейно-эстетическую утонченность образно-визуальных перевоплощений можно считать подлинными «королевами экрана» не только французской Пятой республики, но и мирового кинематографа. Из всей многочисленной плеяды французских деятелей культуры исследуемой гендерной категории автор выделяет три масштабных, легендарных личности – Анни Жирардо, Симону Синьоре и Мишель Морган. Внимание сфокусировано на важнейших этапах кинематографической карьеры этих актрис и на их вкладе в искусство кино, что рассматривается в непосредственной корреляции с основными тенденциями социально-политического развития Франции в новейший период времени.

В силу этого в работе осуществляется историко-культурологический компаративный анализ «бытия-в-искусстве», опирающийся на использование различных видов источников. Их них, кроме источников личного происхождения, первостепенное значение имеют медийные материалы в виде кинофильмов, концептуальная оценка которых производится на основе как личных впечатлений автора, так и научно-исследовательского задела, существующего в историографии и киноведении

«Новые» грани творчества Карла Черни
Карпычев М.Г.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-1.2-102-114
УДК: 781.6
Аннотация:

Статья посвящена образному миру этюдов Карла Черни, ор.740. Это первая работа на данную тему в отечественной музыковедческой литературе. Этюды сейчас считаются исключительно инструктивными, но это – ошибочное мнение. Карл Черни – выдающийся композитор, великий педагог фортепиано, «король этюдов», первый редактор «Хорошо темперированного клавира», ученик Бетховена, учитель Листа и Лешетицкого. Педагогику Черни нужно понимать как переходную фазу от принципов позиционной классицистической техники к принципам свободной физиологии романтического периода. Этюды Черни, ор.740, начиная с момента написания сборника в 40-х годах XIX века – неотъемлемая часть учебного процесса всех без исключения пианистов во всем мире. Как минимум 16 этюдов (всего их 50) преследуют не только инструктивные задачи, но и требуют работы образного мышления, как этюды Шопена, Листа. Образный мир этих 16 этюдов включает в себя следующие грани: образность, связанная с Веной – городом, в котором жил и работал композитор (этюды №9, 20, 29); салонная грань образного спектра (№9, 33); танцевальность (№23, 42); тембральная имитация (№4, 18, 24); героика (№14, 46, 50); пейзажная лирика (№6, 22, 36); образность ноктюрна (№45). Статья основана на монографии М.Г. Карпычева «Карл Черни. Опус 740» (Новосибирск, 2014), в которой по отдельности анализируется каждый этюд сборника в различных исполнительских ракурсах

Православная патристика и марксистская философия: точки взаимопересечения
Лоскутов Ю.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-1.2-115-140
УДК: 141.4
Аннотация:

В статье сопоставляются взгляды православной патристики с философией марксизма. Речь идет о содержании марксистской философской теории, а не об ее идеологическом оформлении. Указанное сопоставление происходит в трех ключевых аспектах: общефилософском (основной вопрос философии, эволюционизм), социально-философском (основной вопрос социальной философии, частная и общественная собственность, эксплуатация труда) и этическом (свобода морального выбора, нравственный прогресс). В связи с меньшей, по сравнению с марксизмом, известностью патристики акцент в статье сделан на изложении ее идей. Показано, что у патристики и марксизма есть множество общих или, по крайней мере, совместимых мировоззренческих тезисов. Рассмотрению этих «точек взаимопересечения» уделено в статье преимущественное внимание. Делается вывод о том, что общая философия марксизма (диалектический материализм), марксистская социальная философия (исторический материализм) и марксистская этика являются совместимыми с аутентичным православным мировоззрением в рамках единого культурного пространства. Данный вывод имеет большое теоретическое и практическое значение в рамках теории и практики реального гуманизма, он позволяет наладить конструктивный мировоззренческий диалог между различными частями российского общества

Либерализм и православие: неслиянны и нераздельны
Зайцева Т.И.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-1.2-141-157
УДК: 101.1:316.242
Аннотация:

В современной России понятие либерализм у многих вызывает исключительно негативные коннотации. Сегодняшние упования на разрешение российских проблем связаны с консерватизмом, с опорой на традиционные ценности, определяемые в значительной степени православием. Иными словами, либерализм и православие в российском политическом дискурсе рассматриваются как «две вещи несовместные», в то время как русский либерализм в его консервативном варианте был тесно спаян с православной традицией. Но если общехристианские корни либерализма признают многие, то либеральный потенциал восточного христианства вызывает сомнения. Широко распространено представление о том, что якобы православие «умаляет» личность, не способствует развитию ее самостоятельности и свободы. Цель данной статьи – развеять подобные сомнения. Автор, опираясь на святоотеческое наследие, пользуясь методологией, разработанной классиком православной богословской мысли В. Лосским, современными православными философами Х. Яннарасом, С. Хоружим, раскрывает православное понимание личности (ипостаси), зашифрованное в догмате о Троице. Анализируя святоотеческое отношение к человеку, автор приходит к выводу о том,  что Православие это религия свободы. Его философия просто пропитана пафосом свободы и гимном высокому предназначению человека, способному стать со-Творцом. Подтверждение этому – православный идеал обожения и связанное с ним учение о синергии, т.е. согласованном действии Божественной и человеческой энергий, предполагающее свободные сознательные усилия человека. Разумеется, речь идет о внутренней свободе, свободе «для», без которой реализация внешней свободы представляется проблематичной

Переосмысление традиции древнерусских церковных распевов в XIX – начале XX вв.
Цыплакова С.М.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-1.2-158-175
УДК: 78.03
Аннотация:

В статье рассматривается процесс осмысления медиевистами, церковными и светскими композиторами древнерусского музыкального наследия и огромного значения этого наследия для национальной культуры. На основе этого осмысления шло возрождение традиций древнерусских распевов в конце XIX-XX столетия.  Русские композиторы и церковные деятели понимали: секуляризация русской духовной музыки и применение к ней европейских средств художественной выразительности приведет к обезличиванию, к потере ядра, без которой русская духовная музыка перестанет существовать как церковная музыкальная область. Поэтому они обращаются к древнерусским распевам, в первую очередь к знаменному распеву. Они разрабатывают такие художественные приемы письма, которые соответствуют духу и характеру древнерусских распевов, и воплощают их на практике.

Яркой фигурой, идеологом возрождения традиций древнерусского пения стал С.В. Смоленский, имевший мужество наперекор господствующим вкусам и взглядам доказывать и всячески поддерживать необходимость возрождения древнерусских распевов на художественных началах, заимствованных из существа этих распевов. Он имел счастье видеть первые опыты осуществления своих идей в работе своих сотрудников, товарищей и учеников.

Возрождение традиции древнерусских распевов не сказало своего последнего слова. Зародившись и активно развиваясь, оно было искусственно прервано революцией 1917 года в России. Прерванная традиция российской духовной музыкальной культуры имела свое продолжение за границей в легендарном хоре донских казаков под управлением Сергея Жарова. Таким образом, можно говорить не только о непрерывности традиции русской духовной музыкальной культуры, но и о перенесении ее в другие условия и другую культуру. Оказавшись в чужой культурной среде, русские люди трепетно сохраняли национальные традиции русского духовного пения. Необходимый характер этих важных процессов XIX- начала XX вв. для всей русской культуры показан в настоящей статье

Социальная философия и практика

Региональные особенности протестного потенциала в условиях социальной напряженности
Котов Д.А.,  Вавилина Н.Д.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-1.2-176-189
УДК: 316.4
Аннотация:

Кризисное состояние экономики последних нескольких лет привело к усилению социальной тревожности и социальной напряженности в обществе. Особенно это проявляется в развитии крупных территориальных сообществ. Неизбежным результатом роста социальной напряженности является возникновение протестных настроений, которые при определенных условиях могут перерасти в активные протестные действия. Классификация населения, в зависимости от их протестного потенциала, является важным звеном понимания характера протестной активности. На основе результатов социологического исследования, проведенного в 2015 году в Красноярске, методом кластерного анализа были выделены 6 однородных групп, обладающих различным протестным потенциалом. Исходя из ключевых особенностей кластеров, им были даны названия, основывающиеся на двух признаках: уровень социального самочувствия и уровень протестной активности. Это: «благополучные пассивные», «неблагополучные пассивные», «благополучные активные», «средние пассивные», «благополучные нейтральные», «неблагополучные нейтральные». Наибольшим протестным потенциалом обладают две группы: «неблагополучные активные» и «благополучные активные». При общей готовности действовать, важным отличием кластеров является их социальное и материальное положение, существенным образом различается структура тревожности

Социально-экономическая теория и практика

Синтез метода реальных опционов и метода нечетких множеств для оценки эффективности инновационных проектов: критический обзор
Музыко Е.И.,  Баранов А.О.,  Павлов В.Н.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-1.2-190-209
УДК: 330.322.01
Аннотация:

В статье проведен критический обзор исследований, в которых метод реальных опционов в сочетании с методом нечетких множеств применяется для оценки эффективности инновационных проектов. В России подобные исследования на настоящий момент не получили распространения, поэтому акцент в данной статье сделан на анализе зарубежных публикаций. Данные публикации проанализированы по следующим шести критериям: направление исследований; нечеткие «входные» параметры; тип нечетких чисел; тип реального опциона; модель оценки опциона; наличие апробации. Выявлены следующие направления исследований в выбранной области: оценка эффективности стратегических мега-инвестиций, имеющих высокую степень неопределенности; оценка эффективности R&D-проектов; проблема выбора оптимального портфеля R&D проектов; оценка инвестиций в недвижимость; оценка стоимости фирмы; оценка инвестиций в программное обеспечение (сфера IT). В проанализированных исследованиях используются следующие типы реальных опционов: европейский колл-опцион (стандартный): опцион роста, опцион на отказ от инвестирования, опцион на уменьшение масштабов инвестирования; американский колл-опцион; составной европейский двухстадийный колл-опцион с постоянной волатильностью. Для оценки реального опциона применяются такие модели, как модель Блэка-Шоулза в нечетком виде (в подавляющем большинстве работ), модель Геске в нечетком виде, биномиальная модель Кокса-Росса-Рубинштейна в нечетком виде. Используются следующие нечеткие «входные» параметры: текущая стоимость ожидаемых денежных потоков по инновационному проекту, текущая стоимость ожидаемых затрат по проекту, «входные» параметры биномиальной модели, «входные» параметры формулы Блэка-Шоулза, модели Геске. В большинстве работ используются трапецевидные нечеткие числа. К недостаткам проанализированных работ можно отнести то, что далеко не во всех статьях проводится апробация предлагаемых подходов (это скорее исключение из правил). Если такая апробация и проводится, то отсутствует содержательная экономическая интерпретация полученных результатов. Отсутствуют статьи по использованию метода реальных опционов и аппарата нечетких множеств для оценки эффективности венчурного финансирования инновационных проектов