"The beauteous country, Japan; the beauteous country, Russian": the paradoxes of the formation and perception of the enemy "Pattern image"
E.A. Vorobyeva
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-1.1-164-182
Abstract:

This article is devoted to the problem of formation and perception of the "enemy perception pattern" and, in broader frame, of national stereotypes as they are (basing on the example of relations between Japan and Russia). The author explores the process of forming of a cultural stereotype in relation to Japan and the Japanese and notes its duality. By the middle of the XIX century, the perceptory stereotype of the Japanese as "fierce Asians" had developed, but also the idea of them as hardworking, educated, modest, polite, intelligent, etc. people (thanks to the notes of Captain V.M. Golovnin). Further contacts between Japan and Russia (the Treaty of Shimoda signification, the Russian consulate in Hakodate foundation, etc.) made the image of Japan in Russia even more ambiguous. Japan appeared in the eyes of Russian society as a beautiful, "fairy land of samurai and geisha" with an industrious, intelligent and educated people, and simultaneously as an underdeveloped, archaic country with curious customs and traditions (and the Japanese - as narrow-minded, hypocritical and cowardly people). The change in the geopolitical situation in the early 20th century led to an active preparation for war on both sides, accompanied by massive propaganda aimed at creating an "enemy perception pattern" The author examines the issues on the basis of which the "pattern of the enemy" was formed on the eve of and during the Japanese-Russian War of 1904-1905, what was perceived from this pattern  and why, as well as under the influence of what factors this pattern was transformed, including the question of kind of transformation that Japan perception pattern underwent in the Russian media. Attention is drawn to the fact that the key to the formation of the "enemy pattern" against the Japanese was the exaggeration of the Japanese representation as "Asians", pagans, savages on the one hand, and the theme of "yellow danger" on the other. However, despite all the efforts of the authorities and propaganda, both the perception of the Japanese in Russia and the perception of the Russians in Japan were not unambiguously negative and hostile. In the course of the direct collision of the sides, the mutual "pattern of the enemy" underwent a significant transformation (especially the perception of the enemy army and navy), and the enemy was treated with respect and even admiration. By the end of the war, the main enemy for Russian society was not the Japanese, but the Russian autocracy. Finally, the author examines the question of the post-war perception of the Japanese in Russian society and the "limits of rigidity" of national stereotypes. It is noted that the idea of the Japanese as barbarians of lower race has been removed from the cultural stereotype, but the idea of a "yellow danger" (largely due to the position of the authorities in inciting spy mania and xenophobia towards the Japanese) has been preserved. At the same time, Russian society retained sympathy for the Japanese, especially in the Far Eastern regions

EURASIAN FACE OF THE REVOLUTION
Igor Likhomanov
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-4.2-85-97
Abstract:

  The article considers social and socio-psychological prerequisites of Eurasianism coming on the stage. Eurasianism emerged in the early twenties of the last century as an ideology and a political movement. But its social origin dates back to the earlier period. Eurasianism is a consequence of the world war and the revolutionary situation. The active participation of Caucasian and Asian peoples of the Russian Empire as well as some features of the revolutionary everyday routine formed a part of the Russian intelligentsia`s perception of the revolution as the Eurasian matter. This was facilitated by the complex nature of the Russian identity which comprised two hearts of the Russian peoples – European and Asian. The specificity of the Eurasian perception of the revolution was the reassessment of the European and Asian components of the Russian identity. In the Russian public consciousness of the nineteenth century the Asian component was perceived negatively, but the European one - positively. A group of writers and poets, who in 1917 and 1918 called themselves “The Scythians”, under the influence of Nietzsche and Vladimir Solovyev and under the influence of tragic experience of the First World War, re-evaluated the two components of the Russian identity. The result of this re-evaluation was the birth of a Eurasian myth as an artistic reflection of the experience of the world war and the revolution. This myth was used as the basis for the creation of Eurasian ideology by a group of Russian emigrant scholars.

CULTURE OF THE LUSATIAN SERBS IN THE XXI CENTURY: PROBLEMS AND PROSPECTS
E.L. Plavskaya
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-3.2-154-163
Abstract:

The article is devoted to the problems and prospects of functioning of the Lusatian Serbs traditional culture at the present stage. On the basis of official documents and interviews with native speakers, the author examines the influence of assimilation processes on cultural identity as well as the possibilities of preserving and developing the Serbian culture. The main problems are identified: economic, political, linguistic and interethnic, which impede the full existence of the Lusatian Serbs culture. The author gives the assessment of its development potential and makes the conclusion about the significant role of the young generation in preserving the traditions and reviving the native language. She also emphasizes the role of folk art culture in the mechanism of storage and transmission of traditions.

LEGAL STATUS OF CANADIAN INDIANS: ETHNOCULTURAL PECULIARITIES
G.Yu. Frenk
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-3.2-164-170
Abstract:

The article analyzes the legal status of Canadian Indians highlighting its ethnocultural peculiarities. Canada is the first country in the world that ensured the legal status of Indians on the Constitutional level. The Aboriginal rights movement, rooted in the 1970s, greatly encouraged the adoption of the new policy towards Indian population. It should be mentioned that vast majority of Aboriginal people didn’t assimilate into Euro-Canadian society; thus, they still maintain a traditional indigenous lifestyle. Nowadays, all the Indians in Canada are divided into two legal categories: status and non-status Indians. Status Indians proved their Aboriginal origins; they are eligible for registration under the Indian Act, which provides a number of special rights and social benefits including the right to live in reservations. Non-status Indians are not registered with the federal government, so they are deprived of a range of rights available for status Indians. Indians residing on a reserve share unique cultures, identities, languages, and views of self-government, education, healthcare and tax systems.

KOREANS OF CIS: FROM COMMON HISTORY TO UNIFIED ETHNOCULTURAL COMMUNITY OF EURASIAN KOREANS
M.D. Ten
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-1.2-35-50
Abstract:

The history of Koreans living in CIS countries shows the unity of regular processes of transformation of their culture in different periods of residence in the Russian Empire, the Soviet Union and today the CIS. The author distinguishes three main stages of the history of CIS Koreans, in accordance with the main areas of their residence in different historical periods. The current stage is characterized by the final formation of the Eurasian community of Koreans, scattered all over the CIS space. At the same time they preserve the unified cultural markers, as well as common historical memory. Eurasian identity implies prevalence of supranational factor over the national one in ethno-cultural identity. In the case with the CIS Koreans the national factor isn’t the cornerstone of their life activities, that is reflected, for example, in their position not to insist on the forming of national regions or creating other territories on the national basis. The article deals with the process of transforming the culture of CIS Koreans, the impact of important historical events on the loss of elements of their traditional culture. Today, in the context of the Eurasian reintegration processes in the post-Soviet space the developing a new concept of a supranational identity is becoming urgent. This concept would be able to fully reflect the current processes. CIS Koreans are an example of the formation of the Eurasian identity.

ANIMATION AS A FACTOR OF INTERCULTURAL COMPETENCE FORMATION
Natalia Mikidenko,  Svetlana Storozheva
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-1.2-12-24
Abstract:

Modern visual culture gives a wide variety of opportunities to represent values, characters, stories and images reflecting cultural diversity of the world and at the same time it is obligatory for the subject of communication to be tolerant, willing to participate in the dialogue, open to the perception of experience and appraisals of others. The authors consider issues of intercultural competence formation by means of animation. Special attention is paid to the animation as a part of modern visual culture. The article states that animation can form and develop cross-cultural competence. The authors define cross-cultural competence as a phenomenon actualized in the context of intensification of intercultural contacts in a globalizing society. Animation is a part of the modern visual culture providing various means for intercultural competence formation. Analyzing historiography data the authors consider the methods of portraying the ethnic element in animation as well as ethno-cultural values. The article presents the results of the conducted study of interpretations (made by high school students) of the animated images from other cultures, as well as their opinions on the ways of understanding other cultures in the context of intercultural dialogue and creativity. The authors point out the factors forming intercultural competence of high school students living in big cities and share the opinions of students (taken from their essays) on the opportunity of intercultural dialogue aiming at understanding people of other cultures.

ETHNIC DIVERSITY IN THE CIVILIZATIONAL DYNAMICS OF RUSSIA
Elena Erokhina
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-1.2-25-34
Abstract:

The article aims to identify the details of the internal structure of the Russian civilization in the aggregate of its constituent elements: the East Slavic, the Finno-Ugric, the Turkic-Mongol, etc. We correlated the analysis of provisions of the civilizational and geopolitical concepts with the specific character of historical experience of the development of Russia as a local civilization. The author highlights three stages of understanding the ethnic diversity role in the development of the Russian civilization: 1) Pre-Eurasian (1703-1907), 2) Eurasian (1907-1968), 3) Post-Eurasian, or contemporary. The article reveals the structural-genetic role of ethnic diversity in the development of the Russian civilization. The development of civilizational processes is connected to the qualitative complication of civilizational self-organization mechanisms. It implies transition from civilizational symbiosis to synthesis, which is accompanied by strengthening economic ties among ethnic groups, and transformation of less developed economies into more developed ones (preserving mixed economy). We propose the model of civilizational synthesis in which the ethnoses are "structural elements", stable interethnic interactions are "connections", and civilization itself is "substance". Two stages of genesis of the Russian civilization are highlighted: 1) Slavic-Finno-Ugric symbiosis under the political dominant of the eastern Slavs (pre- and early- civilizational stage, VIII-XV centuries); 2) Synthesis of two compounds, Eastern-European (Slavic-Finno-Ugric) and Turkic-Mongol (nomadic) under demographic, political, and cultural domination of Russians (XVI-XX centuries).

«Прекрасная страна Япония, прекрасная страна Россия»: формирование и восприятие образа врага
Воробьева Э.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-1.1-164-182
УДК: 008
Аннотация:

Статья посвящена проблеме формирования и восприятия «образа врага» и шире – национальных стереотипов как таковых (на примере отношений между Японией и Россией). Автор рассматривает, во-первых, процесс формирования культурного стереотипа в отношении Японии и японцев, отмечая его двойственность. Уже к середине XIX века сложился и стереотип восприятия японцев как «свирепых азиатов», и представление о них как о трудолюбивом, образованном, скромном, вежливом, умном народе (благодаря запискам капитана В.М. Головнина). Дальнейшие контакты между Японией и Россией (заключение Симодского трактата, открытие русского консульства в Хакодате и т.д.) сделали образ Японии в России еще более неоднозначным. Япония представала в глазах русского общества и как прекрасная, сказочная «страна самураев и гейш» с трудолюбивым, умным и образованным народом, и как малоразвитая, архаичная страна с курьезными обычаями и традициями (а японцы – как недалекие, лицемерные и трусоватые люди). Изменение геополитического положения в начале ХХ века привело к активной подготовке к войне с обеих сторон, сопровождавшейся массированной пропагандой, направленной на создание «образа врага». Автором исследуются вопросы, на основании чего формировался «образ врага» в преддверии и в годы Русско-японской войны 1904-1905 годов, что из него было воспринято и почему, как и под воздействием каких факторов этот образ трансформировался, в том числе – какую трансформацию образ Японии претерпел в российских СМИ. Обращается внимание, что ключевым в формировании «образа врага» в отношении японцев стало муссирование представлений о японцах как «азиатах», язычниках, дикарях – с одной стороны, и тема «желтой опасности» – с другой.  Однако, несмотря на все усилия властей и пропаганды, и восприятие японцев в России, и восприятие русских в Японии не стали однозначно негативными и враждебными. В ходе же непосредственного столкновения сторон взаимные «образы врага» подверглись значительной трансформации (особенно восприятие вражеских армии и флота), к противнику стали относится с уважением и даже восхищением. К концу войны для русского общества главным врагом вообще стали не японцы, а русское самодержавие. В заключении автор исследует вопрос о послевоенном восприятии японцев в русском обществе и «пределах жесткости» национальных стереотипов. Отмечается, что из культурного стереотипа ушло представление о японцах как варварах и низшей расе, но сохранилась идея «желтой опасности» (в значительной мере – из-за позиции властей по разжиганию шпиономании и ксенофобии в отношении японцев). Вместе с тем в русском обществе сохранялись и симпатии к японцам, особенно на дальневосточных окраинах

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИК РЕВОЛЮЦИОННОЙ СТИХИИ
Лихоманов И.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-4.2-85-97
УДК: 94(47).084.2; 130(2)
Аннотация:

В статье рассматриваются социальные и социально-психологические предпосылки возникновения евразийства. Как идеология и политическое движение евразийство возникло в 20-х годах ХХ века, но его социальные истоки восходят к более раннему периоду. Евразийство – плод Первой мировой войны и революции. Активное участие в революции кавказских и азиатских народов Российской империи, а также некоторые черты революционной повседневности сформировали у части русской интеллигенции представление о революционной стихии как стихии евразийской. Этому способствовал сложносоставной характер русской идентичности, включающий представление о двух «душах» русского народа – «европейской» и «азиатской». Специфика евразийского восприятия революции и революционной стихии заключалась в переоценке значения «азиатской» и «европейской» составляющих русской идентичности. В общественном сознании XIX века «азиатская» составляющая воспринималась негативно, а «европейская» – позитивно. Группа поэтов и писателей, объединившихся в 1917 – 1918 гг. для издания альманаха «Скифы», под влиянием идей Ницше и Владимира Соловьева, а также под влиянием трагического опыта мировой войны занялась переоценкой двух компонентов русской идентичности. Результатом этой переоценки явилось рождение «скифского» (евразийского) мифа, как художественного отражения опыта мировой войны и революции. В дальнейшем этот миф послужил для группы русских ученых-эмигрантов материалом для выработки евразийской идеологии.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНДЕЙЦЕВ КАНАДЫ: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Френк Г.Ю.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-3.2-164-170
УДК: 008
Аннотация:

Статья посвящена анализу правового статуса индейцев Канады. Канада является первой страной в мире, осуществившей регулирование  правового статуса коренных народов на конституционном уровне. Этому в значительной степени cпособствовало возрождение политического движения аборигенов Канады c 70-х гг. XX в.  Необходимо принимать во внимание, что значительное число коренных жителей страны не ассимилировалось с евроканадским населением и сохраняет элементы традиционного для аборигенов образа жизни. Все индейцы в Канаде исторически подразделяются на две категории – статусные и нестатусные. Принадлежность к той или иной категории подразумевает cущественные различия в правовом статусе аборигенов. Проживание статусных индейцев в составе общины на территории резерваций, их приверженность традиционному образу жизни и ведению хозяйственной деятельности, их взгляды на устройство систем образования, здравоохранения, самоуправления и использование природных ресурсов диктуют необходимость выработки особого правового cтатуса для этой категории населения с учетом их этнокультурных особенностей.

КУЛЬТУРА ЛУЖИЦКИХ СЕРБОВ В XXI ВЕКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Плавская Е.Л.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-3.2-154-163
УДК: 316.7-054.57 (430.2=16)
Аннотация:

Статья посвящена проблемам и перспективам функционирования традиционной культуры лужицких сербов на современном этапе. На материале официальных документов и интервью с носителями традиции рассматриваются влияние ассимиляционных процессов на культурную идентичность, а также возможности сохранения и развития серболужицкой культуры. Выявляются основные проблемы: экономическая, политическая, языковая и межэтническая, затрудняющие полноценное существование культуры лужицких сербов. Оценивается потенциал ее развития, делается вывод о значительной роли молодого поколения в деле сохранения традиций и возрождения родного языка. Также подчеркивается роль народной художественной культуры в механизме хранения и передачи традиции.

КОРЕЙЦЫ СНГ: ОТ ОБЩЕЙ ИСТОРИИ К ЕДИНОМУ ЭТНОКУЛЬТУРНОМУ СООБЩЕСТВУ ЕВРАЗИЙСКИХ КОРЕЙЦЕВ
Тен М.Д.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-1.2-35-50
УДК: 93; 930.85
Аннотация:

История корейцев, проживающих в странах Содружества Независимых Государств, несомненно, показывает единство закономерных процессов трансформации их культуры в разные периоды их проживания в Российской империи, в Советском Союзе и сегодня на пространстве СНГ. Автор выделяет три основных этапа в истории корейцев СНГ, в соответствии с основными ареалами их проживания. Современный этап характеризуется окончательным формированием евразийской общности корейцев, разбросанных по всему пространству СНГ, но сохраняющих единые культурные маркеры, а также общую историческую память. Евразийская идентичность подразумевает преобладание в этнокультурной идентичности наднационального фактора над национальным. В случае с корейцами СНГ национальный фактор не является краеугольным камнем их жизнедеятельности, что, например, отражается в том, что они не ставят во главу угла создание национальных районов или иных национально-территориальных образований. В статье рассматривается процесс трансформации культуры корейцев СНГ, влияние важных исторических событий на утрату элементов их традиционной культуры. Сегодня в контексте евразийских реинтеграционных процессов на постсоветском пространстве становится актуальным выработка новой концепции наднациональной идентичности, которая сумела бы в полной мере отразить современные процессы. Корейцы СНГ являются примером формирования новой наднациональной евразийской идентичности.

МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Микиденко Н.Л.,  Сторожева С.П.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-1.2-12-24
УДК: 371.3:004.93:316.74
Аннотация:

Современная визуальная культура предоставляет широкие возможности репрезентации ценностей, персонажей, сюжетов и образов, отражающих культурное многообразие мира, и, в то же время, для успешной коммуникации требует от субъекта определенных качеств толерантности, настроенности на диалог, открытости к восприятию другого опыта и оценок. Статья посвящена проблеме формирования межкультурной компетенции средствами мультипликации. Межкультурная компетентность понимается как феномен, актуализированный в ситуации интенсификации межкультурных контактов в условиях глобализирующегося общества. Мультипликация рассматривается как часть современной визуальной культуры, которая предоставляет многообразные средства для формирования межкультурной компетентности. На основе историографического анализа рассмотрены способы репрезентации этнического в мультипликации и опыты изучения ценностных этно-культурных репрезентаций в мультипликационных сюжетах. В статье приведены результаты проведенного авторами исследования мнений старшеклассников: их интерпретаций мультипликационных образов иной/другой культуры, а так же мнений о путях и возможностях понимания культуры в ситуациях творчества и межкультурного диалога. Авторы обращают внимание на факторы, формирующие межкультурную компетентность старшеклассников, живущих в большом городе, и приводят высказывания из эссе школьников о возможностях межкультурного диалога и понимания других культур средствами художественного образа.

ЭТНИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ В ДИНАМИКЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Ерохина Е.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-1.2-25-34
УДК: 316.722:39:316.2
Аннотация:

Статья посвящена выявлению элементов внутренней структуры российской цивилизации в совокупности составляющих ее элементов: восточно-славянского, финно-угорского, тюрко-монгольского и др. Анализ положений цивилизационных и геополитических концепций соотнесен со спецификой исторического опыта развития России как локальной цивилизации. Выделяется три этапа осмысления роли этнического многообразия в развитии российской цивилизации: 1) предъевразийский (1703-1907); 2) евразийский (1907-1968); 3) постевразийский, или современный. В статье раскрывается структурно-генетическая роль этнического многообразия в развитии российской цивилизации. Развитие цивилизационных процессов связано с качественным усложнением механизмов цивилизационной самоорганизации. Оно заключается в переходе от цивилизационного симбиоза к синтезу, который сопровождается усилением экономических связей между этническими сообществами и переходом от менее развитых хозяйственно-экономических укладов к более развитым (при сохранении многоукладности). Предложена модель цивилизационного синтеза, в которой этносы выступают структурными элементами, устойчивые межэтнические взаимодействия — «соединениями», а сама цивилизация — «веществом». Выделяются два этапа генезиса российской цивилизации: 1) славяно-финно-угорский симбиоз при политическом доминировании восточных славян (пред- и раннецивилизационный этап, VIII-XV вв.); 2) синтез двух соединений, восточноевропейского (славяно-финно-угорского) и тюрко-монгольского (кочевого) при демографическом, политическом и культурном доминировании русских (XVI-XX вв.).