STATISTICS OF THE INITIAL PERIOD OF THE DEPORTATION OF THE PEASANTRY IN THE 1930–1931 YEARS: THE POSSIBILITIES AND LIMITATIONS FOR HISTORICAL RECONSTRUCTION
Krasilnikov Sergey
Annotation:

At the end of the 1980s in the context of the policy of «opening of the archives»” historians got an access to government statistics on repressions of the Soviet era. With the obvious advantages of a centralized accounting of repressions significant gaps in the accounting and dynamics control of deported to special settlements peasantry in the 1930 1931 years were revealed. Deportation and the creation from the very beginning of special settlements could not but cause disruption and misrepresentation of statistical reporting, such a kind of information is called «gray hole». Social chaos generated chaos in statistics. Both institutional factors (interdepartmental contradictions and uncoordinated actions of secret police, a huge turnover of staff of the commandant’s offices, etc.) and behavioral factors (active and passive forms of peasant resistance) influenced the accounting of exiled farmers. As a result the statistically recorded special settlements population loss in the period amounted to half a million people, or a quarter of the number of deportees, but accurate data on the mechanisms and relationships of various forms of such catastrophic deportation statistics were not fixed. This publication analyzes the causes of the information «failure» of corporate statistics.

LEGAL STATISTICS AND THE STATISTICAL JURISPRUDENCE
Matveev I.V.,  Savchenko D.A.,  Ulyanova V.V.
Annotation:

The article presents the results of studying the role of statistics in jurisprudence research, methodo-logical aspects of correlation and interaction of statistics and jurisprudence as independent sciences. Most closely, this interaction is manifested in legal statistics now. It is concluded that the legal phenomena as the elements of the legal system of the society are the subject of legal statistics. The official legal practice and public awareness are its main components. The task of legal statistics can be considered resolved upon receipt of the results of quantitative measurements of the data arrays of legal phenomena and the establishment of stable correlations be-tween them. However, such results are not enough for the jurisprudence. Legal studies are designed to reveal the inner, first of all, the causal regularities of emergence, de-velopment and functioning of state and law, the most effective methods and mechanisms of legal regulation of social relations. For this, the results and techniques of statistical observations are being currently actively used, which allows us to distinguish a statistical law, a relatively independent complex sphere of scientific research. It is characterized by the use of statistical methods for legal tasks solution, such as the establishment of the causes and elaboration of measures on prevention of delicts. The article presents the statistical jurisprudence main research areas and current problems.

ON THE QUESTION OF RELIABILITY OF THE STATE REPRESSION STATISTICS IN 1918–1953
Teplyakov Alexey
Annotation:

The problem of the reliable statistics on the USSR repression in 1918–1956 remains an urgent scientific challenge. It is particularly difficult to carry out calculations of the Civil War terror victims, as well as those who were killed in political, ethnic and peasant exile in the 1920–1950-ies. Inaccessible documents from Russian FSB, MIA, AP and a number of other important sources hamper a thorough study of the statistics. Nevertheless, the study of the material from the central and regional archives undertaken by the author enabled him to get valuable statistical information and convincingly challenge the accuracy of the figures usually given, especially for the period of the Civil War and the beginning of the 1930s. The documents from the FSB central archive provided the evidence of mass executions based on the extrajudicial procedure in 1933, the number of which turned out to be much higher than announced in the early 1990s. The statistical tricks used to drastically underestimate the mortality level in the Gulag camps were also refuted. Thus, the new data require clarification of the repressive statistics that will inevitably increase the number of victims of the state punitive actions.

YOUTH ENTREPRENEURSHIP: ENDOGENOUS AND EXOGENOUS FACTORS
Ilinykh S.A.
Annotation:

The article explains that the relevance of the topic is related to the need of developing youth entrepreneurship. Problems of development of entrepreneurship among young people are related to a number of reasons, including target settings, business motivation, support for authorities at all levels from the state to local governments, legal support, the attitude to entrepreneurship on the part of society, the attitude to the female and male entrepreneurship . Development of youth entrepreneurship can be analyzed from the perspective of endogenous and exogenous factors. Exogenous factors include government and legal support of business, the use of the financial system, the image of the entrepreneur in the mass consciousness. Endogenous factors include business-motivation and personal characteristics of young entrepreneurs. These factors have received empirical testing in the study of youth attitudes to business conducted on the total sample of Tomsk and Novosibirsk. Relevant for entrepreneurs is to obtain services from the state to realize their business project, as well as an information environment conducive to learning and sharing experiences in the field of entrepreneurship. The main problems of the youth of the Russian business are under-utilization of resources offered by the state, public attitudes towards entrepreneurs. Gender aspects are manifested in relation to the female and male entrepreneurship.

ETHNIC AND RELIGIOUS ASPECTS OF HUMANKIND DEVELOPMENT
Ovechkina N.I.
Annotation:

By the mid of 2014 the population of the globe reached 7,2 billion people, with nearly 6 billion living in the developing countries (83 % of the world population), 1,2 billion – in the developed countries (17% of the population of the Earth). If not to take into account the economic aspect, the “developed countries” group is the countries with mainly white, Caucasian population acknowledging Christianity. There is a global modern world trend, which attracts attention – the decrease in the share of the white population from 34 % in 1900 to 17 % in 2014. All changes occurring now are the result of the actions of the certain system laws. Distribution of population of people on a terrestrial surface depends on a set of factors, including the history of development of the specific territory. The population of Africa, mainly adherents of local traditional beliefs and Islam, grew more than 10 times for the last hundred years, and the population of Asia – almost 5 times.

EXIGENT ISSUES OF REGIONAL AND INTERNATIONAL STUDIES
Skalaban I.A.,  Osmuk Lyudmila,  Zinevich O.V.
Annotation:

A Round table on regional and international studies was held as a part of the annual scientific session of the Novosibirsk State Technical University (NSTU) on 5 March 2015. The Round table brought together the lecturers engaged in the research of Russian society and the regional problems in the field of international relations. The Round table was attended by the lecturers of the Departments of International Relations and Regional Studies, Sociology, Social Work and Social Anthropology. The purpose of the Round table was to discuss the problems of regional studies in the field of theoretical research and applied research. The following issues and topics were discussed: the complexity and interdisciplinarity of regional research, strategies for construction of the Regional Studies subject, the specificity of regional studies and teaching of regional disciplines. In addition to the development of regional studies focused on international relations, comprehensive studies of Russia's regions that meet the needs of a specific region in the new regional modeling systems, implementation of innovative technologies, the examination of the activities of the various organizations, programmes and projects are becoming more noticeable. A number of Roundtable participants clearly showed that the driver of the emergence and development of scientific projects are the needs of the region addressed to "its" University. It was noted that the development of applied research, social forecasting and social diagnosis for the local community at the University is yet another challenge for University regional segment research.

EURASIAN CIVILIZATIONAL IDENTITY OF RUSSIAN AND MONGOLIAN YOUTH
Klubkov A.A.,  Ivanov A.V.
Annotation:

The article is devoted to Eurasian civilizational identity of Russia and Mongolia and to the problem of civilizational identity of Russian and Mongolian youth. The processes of globalization and modernization affect the value orientations of young people. The break of traditions and continuity of generations due to global and local socio-cultural processes is the main cause of the disintegration trends of Russian and Mongolian society. The authors make a conclusion that the formation of the Eurasian civilizational identity of Russian and Mongolian youth will promote continuity between generations and create favorable conditions for the development of cooperation between Russia and Mongolia.

СТАТИСТИКА НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ДЕПОРТАЦИЙ КРЕСТЬЯНСТВА В 1930–1931 гг.: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ
Красильников С.А.
УДК: 94.082.1
Аннотация:

В конце 1980-х гг. в контексте политики «открытия архивов» историки получили доступ к государственной статистике репрессий начала 1930-х годов. При очевидных достоинствах централизованного учета репрессий обнаружились значительные лакуны в учете и контроле за динамикой депортированного в спецпоселения крестьянства в 1930–1931 гг. Депортационные операции и создание практически с нуля системы спецпоселений не могли не вызвать статистических сбоев и искажений в отчетности, своего рода информационную «серую дыру». Социальный хаос порождал хаос статистический. На состояние учета ссыльных крестьян влияли факторы как институционального (межведомственные противоречия и рассогласования действий карательных органов, громадная текучесть кадрового состава комендатур и т.д.), так и поведенческого (активные и пассивные формы крестьянского сопротивления) характера. Результатом стало то, что статистически зафиксированная убыль населения спецпоселков в указанный период составила полмиллиона человек, или более четверти численности депортированных, однако точных данных о механизмах и соотношениях различных форм столь катастрофической убыли депортационная статистика не отразила. В данной публикации проанализированы причины информационного «сбоя» корпоративной статистики.

ПРАВОВАЯ СТАТИСТИКА И СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
Матвеев И.В.,  Савченко Д.А.,  Ульянова В.В.
УДК: 311.312 (340.1)
Аннотация:

В статье представлены результаты изучения роли статистики в правовых исследова-ниях, методологические аспекты соотношения и взаимодействия статистики и юриспруден-ции как самостоятельных наук. Наиболее тесно такое взаимодействие в настоящее время проявляется в правовой статистике. Сделан вывод о том, что правовая статистика имеет своим предметом юридические явления как элементы правовой системы общества. Ее главные составляющие – официальная юриди-ческая практика и общественное правосознание. Задачи правовой статистики могут считаться решенными при получении результатов коли-чественных измерений массивов юридических явлений и установлении устойчивых корреляционных связей между ними. Вместе с тем, для правоведения этого недостаточно. Юридические науки призваны выявлять внутренние, прежде всего, причинно-следственные закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, наибо-лее эффективные способы и механизмы правового регулирования общественных отношений. Для этого в настоящее время активно используются результаты и приемы статистических наблюдений, что позволяет выделять в современной юриспруденции относительно самостоятельную комплексную сферу научных исследований – статистическую юриспруденцию. Она характеризуется использованием статистических методов для решения юридических задач, таких, например, как установление причин и разработка мер предупреждения правонарушений. В статье дается характеристика основных исследовательских сфер и актуальных задач стати-стической юриспруденции.

К ВОПРОСУ О ДОСТОВЕРНОСТИ СТАТИСТИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕПРЕССИЙ 1918–1953 гг.
Тепляков А.Г.
УДК: 330 94(47).084((571)
Аннотация:

Проблема достоверной репрессивной статистики в СССР 1918–1956 гг. остается актуальной научной задачей. Особенно затруднительно осуществить подсчёты жертв террора во время Гражданской войны, а также лиц, погибших в политической, крестьянской и этнической ссылках 1920–1950-х гг. Малодоступность документов ФСБ, МВД, Архива Президента РФ и ряда других важных архивов препятствует основательному изучению этой статистики. Тем не менее, предпринятое автором изучение ряда фондов центральных и региональных архивов позволило получить ценную статистическую информацию и доказательно оспорить достоверность приводимых обычно цифр, особенно по периоду Гражданской войны и началу 1930-х гг. Благодаря документам ЦА ФСБ удалось найти доказательства массовых расстрелов во внесудебном порядке в 1933 г., численность которых оказалась почти на порядок выше объявленных в начале 1990-х гг. Также опровергнуты статистические уловки, благодаря которым резко занижалась смертность в лагерях ГУЛАГа. Таким образом, новые данные диктуют необходимость уточнения репрессивной статистики с неизбежным увеличением численности пострадавших от карательных действий государства.

МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ЭНДОГЕННЫЕ И ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ
Ильиных С.А.
УДК: 316.334.23
Аннотация:

Проблемы развития предпринимательства в среде молодежи связаны с целым комплексом причин, в том числе с целевыми установками, бизнес-мотивацией, поддержкой органов власти всех уровней от государства до местного самоуправления, правовой поддержкой, отношением к предпринимательству со стороны общества, отношением к женскому и мужскому предпринимательству. Развитие молодежного предпринимательства, может быть проанализировано с позиции эндогенных и экзогенных факторов. К экзогенным факторам относятся государственная и правовая поддержка предпринимательства, возможность использования финансовой системы, образ предпринимателя в массовом сознании. К эндогенным факторам относятся бизнес-мотивация и личностные особенности молодых предпринимателей. Указанные факторы получили эмпирическую проверку в исследовании отношения молодежи к предпринимательству, проведенном на выборочных совокупностях г.Томска и г.Новосибирска. Актуальным для предпринимателей является получение услуг со стороны государства для реализации своего бизнес-проекта, а также информационная среда, благоприятная для обучения и обмена опытом в сфере предпринимательства. К числу основных проблем молодежного российского предпринимательства относятся недоиспользование ресурсов, предлагаемых государством, отношение общества к предпринимателям. Гендерные аспекты проявляются в отношении к женскому и мужскому предпринимательству.

ЭТНИЧЕСКИЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Овечкина Н.И.
УДК: 314.9
Аннотация:

К середине 2014 г. численность населения земного шара достигла 7,2 млрд человек, из которых почти 6 млрд. проживают в развивающихся странах (83 % мирового населения), 1,2 млрд – в развитых странах (17 % населения Земли). Если не принимать во внимание экономический аспект, то группа «развитые страны» – это страны с преимущественно белым, европеоидным населением, исповедующим христианство. И глобальная современная мировая тенденция, на которую невозможно не обратить внимание –снижение доли белого населения с 34 % в 1900 г. до 17 % в 2014 г. Все изменения, происходящие в настоящее время, являются результатом действия неких системных законов. Распределение популяции людей по земной поверхности зависит от множества факторов, в том числе от истории развития конкретной территории. Численность населения Африки, по преимуществу приверженцев местных традиционных верований и ислама, за последние сто лет выросла более чем в 10 раз, а численность населения Азии – почти в 5 раз.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Скалабан И.А.,  Осьмук Л.А.,  Зиневич О.В.
УДК: 378.1
Аннотация:

В рамках ежегодной научной сессии Новосибирского Государственного Технического Университета (НГТУ) 5 марта 2015 г. в НГТУ состоялся Круглый стол, посвященный региональным и международным исследованиям. За Круглым столом собрались преподаватели, занятые исследованиями региональных проблем в сфере международных отношений и в российском обществе. В работе Круглого стола приняли участие преподаватели кафедры международных отношений и регионоведения, социологии, социальной работы и социальной антропологии.  Целью Круглого стола было обсуждение проблемного поля региональных исследований как в области теоретических исследований, так и прикладных разработок. Были затронуты такие вопросы и темы как комплексность и междисциплинарность регионоведческих исследований, стратегии конструирования предмета регионоведения, специфика учебного регионоведения и преподавания регионоведческих дисциплин. Помимо развития регионоведения, ориентированного на международные отношения, все более заметным становятся прикладные комплексные исследования регионов РФ, которые отвечают потребностям конкретного региона в моделировании новых региональных систем, реализации инновационных технологий, экспертизе деятельности различных организаций, программ и проектов. Ряд участников Круглого стола убедительно показали, что драйвером появления и разработки научных проектов являются запросы региона, обращенные к «своему» университету. Было отмечено, что развитие прикладных исследований, социального прогнозирования и социальной диагностики для местного сообщества на базе университета является еще одним вызовом для вузовского сегмента региональных исследований.

ЕВРАЗИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ РОССИЙСКОЙ И МОНГОЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Клубков А.А.,  Иванов А.В.
УДК: 304.2
Аннотация:

Статья посвящена евразийской цивилизационной идентичности России и Монголии и самоидентификации российской и монгольской молодежи. Процессы глобализации и модернизации оказывают воздействие на ценностные ориентиры молодежи. Разрыв традиций и преемственности поколений, обусловленный глобальными и локальными социокультурными процессами, является причиной дезинтеграционных тенденций российского и монгольского общества.  Авторы статьи делают вывод о том, что формирование евразийской цивилизационной идентичности у российской и монгольской молодежи будет способствовать налаживанию преемственности между поколениями и создаст благоприятные условия для развития сотрудничества между Россией и Монголией.