AGRARIAN ECONOMY OF SIBERIA DURING THE WORLD WAR I AND THE CIVIL WAR: THE PROBLEM OF INTERPRETING STATISTICAL SOURCES
Rynkov V.M.
UDK: 94(47) «1914/1920»
Annotation:

Agricultural statistics data are analyzed through supplementary types of sources, which provide a critical look at the key statistical sources – agricultural census in 1916, 1917 and 1920. The cross-sectional analysis of statistics, record keeping and narrative material have enabled the author to conclude that the growth of agricultural production in Siberia during the World War I, as it is drawn from well-known statistical sources, can hardly be considered reliable, with the production growth still rising according to some indicators even during the Civil War.

KNOWLEDGE ECONOMY: QUALITATIVE AND QUANTITATIVE CHARACTERISTICS
Filatov S.A.,  Sukhorukova N.G.
UDK: 330.3
Annotation:

The authors argue the need to develop a strategy for the country’s socio-economic break through, the formation of a new type of economic system - a knowledge-based economy. A qualitative characteristic of this type of economy in the form of a conceptual model is given in the article, and they also consider approaches to quantify the knowledge economy.

YOUTH ENTREPRENEURSHIP: ENDOGENOUS AND EXOGENOUS FACTORS
Ilinykh S.A.
UDK: 316.334.23
Annotation:

The article explains that the relevance of the topic is related to the need of developing youth entrepreneurship. Problems of development of entrepreneurship among young people are related to a number of reasons, including target settings, business motivation, support for authorities at all levels from the state to local governments, legal support, the attitude to entrepreneurship on the part of society, the attitude to the female and male entrepreneurship . Development of youth entrepreneurship can be analyzed from the perspective of endogenous and exogenous factors. Exogenous factors include government and legal support of business, the use of the financial system, the image of the entrepreneur in the mass consciousness. Endogenous factors include business-motivation and personal characteristics of young entrepreneurs. These factors have received empirical testing in the study of youth attitudes to business conducted on the total sample of Tomsk and Novosibirsk. Relevant for entrepreneurs is to obtain services from the state to realize their business project, as well as an information environment conducive to learning and sharing experiences in the field of entrepreneurship. The main problems of the youth of the Russian business are under-utilization of resources offered by the state, public attitudes towards entrepreneurs. Gender aspects are manifested in relation to the female and male entrepreneurship.

THE QUANTITATIVE EVALUATION IN SOCIO-ECONOMIC RESEARCH
Klistorin Vladimir
UDK: 304.4. 02
Annotation:

The socio-economic information published by the statistical and other authorities is a basic source of information available for a quantitative analysis and forecasting. To use this information correctly it is necessary to know the methodology, techniques applied to calculating indicators and data aggregation, as well as the methods for checking the results obtained. The paper discusses various methods allowing better assessments and more reliable conclusions such as: the verification of hypothesis on the other statistics, the use of alternative models for the same data set, the combination of different data analysis, including historical methods, artificial index computation etc. An important task in analytics and forecasting is to assess accuracy of the initial information, accumulation of errors occurred in data processing, and, therefore, accuracy of assessments obtained. The paper also discusses the issues of application of expert evaluation methods and qualitative characteristics processing techniques.

ECONOMIC REALITY: STATUS AND PRINCIPLES OF ANALYSIS
Antipov G. A.
UDK: 101.2
Annotation:

The main thesis of the article is that the concept of economic reality cannot be interpreted from the point of view of such a category as “matter”, although in the Marxist tradition this is exactly the case. This was associated with characteristic intention of Marx to direct transfer of the scientific picture of the world created by the earlier scientific forms of natural science into the area of economic and general social knowledge. However, as it is shown in the article, the scientific picture of the economic world is represented by the forms of culture that are fundamentally different from natural phenomena. For example, according to F.A. Hayek it is linked to the concept of "subjectivity", according to K. Popper's – with the “Third world”.

FAILURE OF THE ACCELERATED DEVELOPMENT OF SIBERIA STRATEGY: STAGES, INDICATORS AND KEY EVENTS
Kiselnikov A.A.
UDK: 330.34
Annotation:

The report analyzes the period of development of Siberia since the beginning of «reorganization» (1985) till 2015. Demographic statistics is the basic element of the quantitative analysis in compari-son of the pre-revolutionary, Soviet and Post-Soviet periods of the development. The modern period (1985–2015) is described using a more developed system of the statistical indicators with sufficient (for assessment of trends) reliability and comparability. Certain conclusions, regarding both defining the modern situation and scenarios of further development of events, are drawn on the basis of the analysis of the dynamics of social and economic indicators, comparisons to the all-Russian trends and conceptual settings of the state control system.

LONG-TERM TENDENCIES, THE CURRENT STATE AND PROSPECTS OF THE RUSSIAN ECONOMY
Fomin D.A.,  Khanin Grigory
UDK: 330.342
Annotation:

In explaining the causes of the acute economic crisis, which is Russia experiencing now; it is important to step aside from the widespread simplified opportunistic interpretations, connecting it to the events of recent times. The real causes of this crisis are determined by the fundamental phenomena in the history of Russia and the Russian economy of the last century. As the first reason the authors name a huge loss of human capital during the 20th century and at the beginning of the 21st century. The second reason is a wrong way of reforming the Russian economy in the early 90's. The third reason is a long period of minimizing labor and intellectual efforts of all sectors of Soviet society in the period of stagnation, in contrast to their mobilization in the 30-60s years. As a result of these three causes Russia has currently produced, at least four "dwarves": government, society, business (to a lesser extent) and much of the economic science. The article provides several scenarios for the Russian economy in the situation when these “dwarves” influence all the processes occurring in the country. The conclusion is that the crisis of 2010, with the sharpest (in the last 25 years) foreign policy crisis, marks the end of an era of modern Russian history related to social and economic transformations of post-Soviet period, or even the entire post-Stalin period.

CONTEMPORARY METHODS OF INNOVATIVE PROJECTS ANALYSIS
Maslov M.P.,  Muzyko E.I.
UDK: 330.322.01
Annotation:

It is typical for innovative projects to be not profitable during the first stages of their implementation, as well as to carry high levels of risk because of high uncertainty degree in forecasted cash flows. In that situation standard methods of economic efficiency analysis do not allow to obtain proper evaluation of whether it is reasonable to make investments. The paper describes contemporary methods of such evaluation able to solve this problem. These are the real options method and the fuzzy-sets method. A critical analysis of foreign and Russian works is conducted. It is revealed that real options approach is quite widely used in foreign articles but is almost absent in the Russian ones, whereas a fuzzy-sets method is actively applied both abroad and in Russia. At the same time combined utilization of both methods is quite rare. Despite more accurate results in highly risky projects evaluations brought by the real options method comparing traditional approaches, it is also could be complemented with the fuzzy sets methods. It could allow to improve accuracy of innovative project evaluation made by a venture investor and to enhance the toolset available for him.

EXIGENT ISSUES OF REGIONAL AND INTERNATIONAL STUDIES
Skalaban I.A.,  Osmuk Lyudmila,  Zinevich O.V.
UDK: 378.1
Annotation:

A Round table on regional and international studies was held as a part of the annual scientific session of the Novosibirsk State Technical University (NSTU) on 5 March 2015. The Round table brought together the lecturers engaged in the research of Russian society and the regional problems in the field of international relations. The Round table was attended by the lecturers of the Departments of International Relations and Regional Studies, Sociology, Social Work and Social Anthropology. The purpose of the Round table was to discuss the problems of regional studies in the field of theoretical research and applied research. The following issues and topics were discussed: the complexity and interdisciplinarity of regional research, strategies for construction of the Regional Studies subject, the specificity of regional studies and teaching of regional disciplines. In addition to the development of regional studies focused on international relations, comprehensive studies of Russia's regions that meet the needs of a specific region in the new regional modeling systems, implementation of innovative technologies, the examination of the activities of the various organizations, programmes and projects are becoming more noticeable. A number of Roundtable participants clearly showed that the driver of the emergence and development of scientific projects are the needs of the region addressed to "its" University. It was noted that the development of applied research, social forecasting and social diagnosis for the local community at the University is yet another challenge for University regional segment research.

ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ: КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Филатов С.А.,  Сухорукова Н.Г.
УДК: 330.3
Аннотация:

В статье обосновывается необходимость разработки для нашей страны стратегии социально-экономического прорыва, заключающегося в формировании нового типа экономической системы – экономики, основанной на знаниях (экономики знаний). Даётся качественная характеристика данного типа экономики в форме концептуальной модели, а также рассматриваются подходы к количественному измерению экономики знаний.

МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ЭНДОГЕННЫЕ И ЭКЗОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ
Ильиных С.А.
УДК: 316.334.23
Аннотация:

Проблемы развития предпринимательства в среде молодежи связаны с целым комплексом причин, в том числе с целевыми установками, бизнес-мотивацией, поддержкой органов власти всех уровней от государства до местного самоуправления, правовой поддержкой, отношением к предпринимательству со стороны общества, отношением к женскому и мужскому предпринимательству. Развитие молодежного предпринимательства, может быть проанализировано с позиции эндогенных и экзогенных факторов. К экзогенным факторам относятся государственная и правовая поддержка предпринимательства, возможность использования финансовой системы, образ предпринимателя в массовом сознании. К эндогенным факторам относятся бизнес-мотивация и личностные особенности молодых предпринимателей. Указанные факторы получили эмпирическую проверку в исследовании отношения молодежи к предпринимательству, проведенном на выборочных совокупностях г.Томска и г.Новосибирска. Актуальным для предпринимателей является получение услуг со стороны государства для реализации своего бизнес-проекта, а также информационная среда, благоприятная для обучения и обмена опытом в сфере предпринимательства. К числу основных проблем молодежного российского предпринимательства относятся недоиспользование ресурсов, предлагаемых государством, отношение общества к предпринимателям. Гендерные аспекты проявляются в отношении к женскому и мужскому предпринимательству.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОЦЕНКИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Клисторин В.И.
УДК: 304.4. 02
Аннотация:

Социально-экономическая информация, публикуемая органами статистики и предоставляемая иными ведомствами, является основным источником при проведении количественных исследований: анализе и прогнозировании. Для корректного использования этой информации необходимо владеть методологией и знать методику расчета показателей, методы агрегации информации и способы проверки полученных результатов. Рассмотрены различные методы получения более качественных оценок и более достоверных выводов: проверка гипотез на другой статистике, использование альтернативных моделей на том же массиве данных, сочетание различных методов анализа данных, включая использование исторического метода, построение искусственных индексов и другие. Важной проблемой в аналитике и прогнозировании является оценка точности исходной информации, накопления ошибок при ее обработке и, следовательно, оценка точности полученных количественных оценок. Обсуждаются проблемы использования методов экспертного опроса и обработки качественной информации.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: СТАТУС И ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА
Антипов Г.А.
УДК: 101.2
Аннотация:

Основной тезис статьи заключается в том, что понятие экономической реальности не может быть проинтерпретировано с позиций категории «материя», хотя в марксистской традиции дело обстоит именно таким образом. Подобное было связано с присущей Марксу интенцией к непосредственному распространению в область экономического и вообще социального знания научной картины мира из сложившихся ранее научных форм естествознания. Но, как показывается в статье, научная картина экономического мира представлена формами культуры, статус которых принципиально иной, нежели у природных феноменов. К примеру, у Ф.А. Хайека он связывается с понятием «субъективности», у К. Поппера – с «Третьим миром».

СЛОМ СТРАТЕГИИ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ СИБИРИ: ЭТАПЫ, ПОКАЗАТЕЛИ И КЛЮЧЕВЫЕ СОБЫТИЯ
Кисельников А.А.
УДК: 330.34
Аннотация:

В докладе анализируется период развития Сибири с начала «перестройки» по 2015 год. Основным объектом количественного анализа при сопоставлении дореволюционного, советского и постсоветского периодов развития выступает демографическая статистика. Современный период (1985–2015 гг.) описан более развернутой системой статистических показателей, обладающих достаточной для оценки тенденций достоверностью и сопоставимостью. На основе анализа динамики социально-экономических показателей, сопоставления с общероссийскими тенденциями и концептуальными установками государственной системы управления сделаны определенные выводы, как в части констатации современной ситуации, так и в части сценариев дальнейшего развития событий.

АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА СИБИРИ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙН: ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ СТАТИСТИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
Рынков В.М.
УДК: 94(47) «1914/1920»
Аннотация:

Данные сельскохозяйственной статистики анализируются с привлечением источников иных видов. Это позволило критически взглянуть на ключевые статистические источники: сельскохозяйственные переписи 1916, 1917 и 1920 гг. В результате перекрестного анализа статистических, делопроизводственных и повествовательных материалов автор пришел к выводу, что рост аграрного производства в Сибири в годы Первой мировой войны, как он рисуется из известных статистических источников, едва ли можно признать достоверным, зато по ряду показателей прирост производства продолжался даже в годы Гражданской войны.

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ, ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Фомин Д.А.,  Ханин Г.И.
УДК: 330.342
Аннотация:

При объяснении причин острого экономического кризиса, какой сейчас переживает Россия,  важно отойти от широко распространенных облегченных объяснений конъюнктурного характера, связывающих его с событиями последнего времени. Истинные причины кризиса определены фундаментальными явлениями истории России и российской экономики последнего века. В качестве первой  причины назовем колоссальные  потери человеческого капитала  в течение XX века и в начале XXI века. Вторая причина – ошибочно избранный путь реформирования российской экономики в начале 90 годов. Третья причина – длительный период минимизации трудовых и интеллектуальных  усилий всеми слоями советского общества в период застоя, в отличие от их мобилизации в 30-60 годы. В результате этих  трех причин в России  в настоящее время сложилось, как минимум, четыре «уродика»: государство, общество, предпринимательство (в меньшей степени) и большая часть экономической науки. В статье даются несколько сценариев развития российской экономики в ситуации воздействия этих уродиков на все процессы, происходящие в стране. Делается вывод, что нынешний экономический кризис, вместе с острейшим за последние 25 лет внешнеполитическим кризисом, знаменует завершение целой эпохи современной российской истории, связанной с общественными и экономическими преобразованиями постсоветского периода, или даже всего послесталинского периода.

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ АНАЛИЗА ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
Маслов М.П.,  Музыко Е.И.
УДК: 330.322.01
Аннотация:

Для инновационных проектов характерно отсутствие прибыльности на первых этапах их реализации и большой риск, связанный с высокой неопределенностью оценки генерируемых ими прогнозируемых денежных потоков. В такой ситуации использование стандартных методов анализа экономической эффективности не позволяет получить адекватную оценку целесообразности осуществления инвестиций. В статье описаны новые, современные методы оценки, призванные решить данную проблему. Это метод реальных опционов и метод нечетких множеств. Выявлены их преимущества по сравнению с традиционными подходами. Проведен критический анализ работ зарубежных и российских авторов. Выявлено, что подход на основе реальных опционов достаточно широко используется в зарубежных публикациях, но почти отсутствует в российских, в то время как метод нечетких множеств весьма активно применяется как за рубежом, так и в России. В то же время, как в зарубежных, так и в российских публикациях применение сочетания указанных методов весьма ограничено. Несмотря на то, что метод реальных опционов дает по сравнению с традиционными подходами более точные результаты для оценки проектов, осуществляемых в условиях высокого риска, он может быть дополнен использованием метода нечетких множеств. Это позволит повысить точность оценки инновационного проекта венчурным инвестором, а также расширит применяемый им инструментарий.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Скалабан И.А.,  Осьмук Л.А.,  Зиневич О.В.
УДК: 378.1
Аннотация:

В рамках ежегодной научной сессии Новосибирского Государственного Технического Университета (НГТУ) 5 марта 2015 г. в НГТУ состоялся Круглый стол, посвященный региональным и международным исследованиям. За Круглым столом собрались преподаватели, занятые исследованиями региональных проблем в сфере международных отношений и в российском обществе. В работе Круглого стола приняли участие преподаватели кафедры международных отношений и регионоведения, социологии, социальной работы и социальной антропологии.  Целью Круглого стола было обсуждение проблемного поля региональных исследований как в области теоретических исследований, так и прикладных разработок. Были затронуты такие вопросы и темы как комплексность и междисциплинарность регионоведческих исследований, стратегии конструирования предмета регионоведения, специфика учебного регионоведения и преподавания регионоведческих дисциплин. Помимо развития регионоведения, ориентированного на международные отношения, все более заметным становятся прикладные комплексные исследования регионов РФ, которые отвечают потребностям конкретного региона в моделировании новых региональных систем, реализации инновационных технологий, экспертизе деятельности различных организаций, программ и проектов. Ряд участников Круглого стола убедительно показали, что драйвером появления и разработки научных проектов являются запросы региона, обращенные к «своему» университету. Было отмечено, что развитие прикладных исследований, социального прогнозирования и социальной диагностики для местного сообщества на базе университета является еще одним вызовом для вузовского сегмента региональных исследований.