NO CATEGORY - NO PROBLEM (About some innovations in the draft of the new Budget Code of the Russian Federation)
Goryushkina E.A.,  Lavrovsky B.L.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-4.1-179-184
UDK: 336.1
Annotation:

The profile federal regional department (Russian Federation Ministry for Nationalities Issues and Regional Policy) since its establishment has been in a difficult situation in the matter of its activity object. This is proved indirectly by its numerous (five times!) renaming. Difficulties finally reached such a level that it was decided in October 2001 to abolish it. In 2004, the ministry was re-created, but in September 2014 it was abolished again. Between the articles 41 and 47 of the Budget Code of the Russian Federation of January 1, 2000, there was a contradiction in the matter of the content of "own revenues" category. The developers had to eliminate the contradiction, but in such a way that, as far as possible, the volume of the region's own revenues should be increased in accordance with the political line. And indeed, in the amended article 47 of the Budget Code of January1, 2005, "incomes received by budgets in the form of gratuitous income, with the exception of subventions" were also attributed to the budget's own revenues. The greatness of the idea is that a significant increase in the region's own revenues is achieved by simply changing the definition. But this decision was not radical enough, and the concept of "own revenues" is completely excluded from the draft of the new edition of the Code. It is a tendency, though!

UNITED NATIONS
Donskikh Oleg,  Maksimov I.O.,  Nikonova T.A.,  Toropchin G.V.,  Borisov D.A.
UDK: 172.4, 327.7, 339.9
Annotation:

Since 2009 the “Novosibirsk Model of the United Nations” at the Novosibirsk State University of Economics and Management has been held by the Department of the World Economy, International Relations and Law as an important methodological and practical element of education in International Relations, International Regional Studies and the World Economy. The experience of modeling the activities of the United Nations is important for students to understand how the decision-making process in modern international system works and why in international relations everything is not going as well as we would like, but not as bad as it could be. The round table discussed the role of the UN in the modern world, the history of the organization and the contradictions, put in the basement by its founders when it emerged; the causes of the current UN crisis and the prospects for its elimination; the role of the UN in the past and present armed conflicts; in ensuring international security and protecting human rights; the United Nations activities in the field of the world economy on the example of the UN Global Compact on Social Responsibility, as well as other issues related to international relations at the present stage. It is noted that in the ordinary mind the expectations of the UN are extremely high. The UN has formed the image of a powerful and influential organization, the world government,

DIFFERENTIATION OF THE POPULATION MONETARY INCOME AND A SENSE OF SUBJECTIVE WELLBEING IN THE RUSSIAN FEDERATION AND OTHER COUNTRIES OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION
Voronkova O.V.,  Stukalenko E.A.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-3.2-132-144
UDK: 330.564.2; 316.344.233
Annotation:

The article presents an analysis of the dynamics of the indicators characterizing the level and quality of life of the population in the countries of the Eurasian Economic Union. The research analyses the economic situation of the countries from 2011 until 2014, i.e. before the official formation of the Union. The rise of interest for the use of non-standard methods of quality of life measurement for international comparisons has increased in recent times. The scientific community has faced the question: how is it possible to compare the quality of life between countries if every country has its own standards? Moreover, a sense of wellbeing is always relative. In spite of the fact that such macroeconomic indicators as average GDP per capita, the monetary income of population and the Gini coefficient are useful in studying the level and quality of life, they don’t allow us to effectively analyze the level of life satisfaction. In modern research the methods of subjective wellbeing estimation are of great importance. Formal macroeconomic indicators combined with the data of subjective perception of wellbeing allow us to get a more exact picture of current events, including social, political, etc. This research has shown that the assessment of the subjective perception of wellbeing doesn’t always correspond to the objective indicators. For example, despite the low objective indicators of the level of living, the Kyrgyzstan population is more satisfied with its material wellbeing and life in general than the population of other countries of the Union. In conclusion, it can be stated that the level of income inequality in a country can affect the indicators of the subjective perception of wellbeing. It should be noted that subjective indicators have certain problems.

ECONOMIC PROBLEMS OF WATER TRANSPORT AND OPPORTUNITIES OF ITS DEVELOPMENT
Varaksa A.M.,  Fyutik I.G.,  Nekrasov N.A.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-3.2-145-153
UDK: 656.6
Annotation:

Economic needs of Russia demonstrate the importance of inland water transport. The purpose of this article is to analyze the state of the inland river fleet in the Russian Federation and to identify the methods of its development. To reach the set goal, the authors analyzed the statistical data of shipping companies’ activities and used such methods as deduction, analysis and empirical method in their work. The authors identified the development priorities of shipping companies: technical rearmament, employment of ship management and gradual transition to innovative development. The article indicates the possibilities for renewal of fixed assets of companies, identifies the advantages of navigation management, and presents the methods of transition to the new quality of transport services in accordance with the innovative development. The development of water transport is feasible and economically viable. Transportation is effective for the reasons of reducing costs of building materials and transportation of minerals from the north-eastern parts of the country. To improve the quality of transport services the authors recommend to construct and maintain new watercrafts.

DAVID GRAEBER’ SYNCRETIC THEORY OF VALUE: IN ECONOMIC SENSE
Shishkina T.M.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-2.2-17-29
UDK: 330.138
Annotation:

The article provides the analysis of modern approaches to the theory of value in economic anthropology with an insight to David Graber’s works. The article highlights the impact of Sociology and Economics on the genesis of anthropological theory of value. The main task of the article is to identify the key points of the modern anthropological value studies and to analyze them in terms of Economics. The provided analysis shows that anthropological theory of value has a lot in common with marginalism, however, it also highlights the significant differences between these approaches. The last part of the article focuses on the opportunities to apply the economic anthropology conclusions to Economics and special attention is paid to the critical analysis of the socio-anthropological definition of value in case of the luxury consumption and the problem of falsification of the hypothesis of the symbolic capital.

THE YEARS OF POLITICAL AND ECONOMIC STABILIZATION AND THE BEGINNING OF A NEW CRISIS (2002-2015)
Khanin Grigory
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-2.1-147-161
UDK: 330.8
Annotation:

The article is devoted to the author’s teaching and research activities in 2002-2015. The author was teaching simultaneously at Novosibirsk State Technical University (NSTU) and the Siberian Academy for Public Administration (SAPA, now – the Siberian Institute of Management – the branch of RANEPA). The most effective teaching took place at NSTU, due to better preparation and motivation of students. Unfortunately, the most gifted students didn’t actualize themselves in science because of low prestige of science in Russia. It was less interesting for him to teach at SAPA because students and postgraduates were less interested and less prepared. At that time he started reading a new course "National Economy". Developing the course helped him understand better the basic features of economic development of Russia, at least since the 18th century: economy development went by jerks. He found the explanation of the Russian historical process and it stimulated his research activities. He focused his scientific work on "The Economic History of Russia in Modern Times." In the given article the author reveals the problems, which appeared while writing the first volume as well as the problems of the Soviet economic system since the early 60's until the collapse of the Soviet system in the early 90s. The author stresses the fact of his acquaintance and subsequent cooperation with the economist Dmitry Aleksandrovich Fomin. Many articles based on precise calculations were written with him. On the basis of these studies, he concluded that the recovery growth of the Russian economy would prolong to 2007, the process similar to the NEP. He also predicted that such a growth should result in stagnation and decline in GDP with the exhaustion of available resources and the absence of real modernization and the lack of human capital. The forecast of the author came true in many respects: the cessation of economic growth in 2008, and the world oil prices in 2015.

INTERVIEW ON ECONOMIC EDUCATION AND NOT ONLY
Vyugin O.V.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-2.1-162-169
UDK: 330
Annotation:

In the interview, the following issues are discussed: the specifics of interaction of economic and political processes, in particular, about the opportunities and limitations of political interference in the economy, the role of advanced technologies in the redistribution of social wealth and the corresponding economic structures. The issue of economics as a science and the dependence of the development of the country's economy on the level of economic education in the country are discussed. The author shares his opinion about the role of the humanitarian component of education in the university course, highlighting the decisive importance of the teacher's personality in the formation of a common worldview. Education should focus on the ability to think, work with information and draw logical conclusions. The question of the too pragmatic attitude towards fundamental science is discussed, as well as the importance of the world reserve currency for the stable operation of financial markets.

THE POSSIBILITY OF INCREASING THE SHARE OF MARKET FORMS OF BORROWINGS BY RUSSIAN REGIONS
Tagieva L.A.,  Muzyko E.I.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-1.2-159-171
UDK: 332.122.62
Annotation:

The paper considers the debt structure of Russian regions, which plays an important role in the ability to manage regional budgets. The aim of the paper is to analyze opportunities and advantages of extended use of market borrowing forms. The authors suggest avoidance from non-market borrowings (budgetary loans) to market forms of borrowings. In many regions this requires changing the terms of borrowing money from credit organizations and using revolving credit lines, as well as creation of credit portfolio in order to use credit resources in the long-term perspective. It should also allow to save money on servicing debts of the Russian Federation regions. The authors also analyze the experience in the management of public debt of Russian regions, especially the debt of the Novosibirsk region. Basing on the data on debt levels of Russian regions, the problem of combination of debt levels growth and region's own incomes drop is studied in detail. The authors show the unequal distribution of debt levels among the regions, and it is concluded in the article that development of regional borrowings market in Russia faces difficulties. Finally, the authors present the ways of solving the revealed problems and give recommendations how to manage the public debt of the Russian Federation regions.

MISTY FUTURE OF THE RUSSIAN ECONOMY
Shmat V.V.,  Kareva D.E.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-1.1-46-67
UDK: 338.2
Annotation:

The authors present initial results of a study dealing with the scenario forecasting of the Russian economy development in its uncertainty and ambiguity. The Russia's future now looks very "nebulous" because of the large number of less predictable foreign economic and political risks. But the main factor of uncertainty, which can be characterized as the fundamental, i.e., excluding the possibility of a correct conversion to the risk situation, springs from the well-established resource dependence of the Russian economy over the past half-century. The peculiarity of the study is related to the application of expert-statistical Bayesian method based on non-formalized source of information by the method of peer reviews. The direct object of the study is to evaluate the probability of the basic scenario of the Russian economy in the long term and in a broader sense it solves a problem of identifying the conditions, which will be required for the realization of favorable scenarios and will be able to prevent adverse ones. According to the results of the two phases of the study conducted in 2014 and 2015, most experts appreciate the likelihood of further development of the country on the way of creating a "resource superpower" with the risk of finding itself on the "periphery of the world", because there is the slightest difference between the two scenarios. Trying to build a “resource superpower” without precisely formulated transparent terms and conditions, we may not cope with the threats and challenges and become a raw material appendage of the "world-economy".

NEW ASPECTS OF «DUTCH DISEASE» IN THE RUSSIAN ECONOMY UNDER SANCTIONS: RISKS AND PRESCRIPTIONS
Gilmundinov V.M.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-1.1-68-81
UDK: 330.34, 338.22
Annotation:

The paper is concerned with the issues of economic policy improvement of Russia, vulnerable to adverse effects associated with its high raw export orientation. Main features of «Dutch Disease» for the Russian economy are identified. It demonstrates the spiral nature of the "Dutch disease" in the Russian economy and the threat of its transition to the active open form. Particular attention is paid to assessing the impact of decreasing of world oil prices with sharp tightening of financial conditions under the influence of the sanctions in 2014 for the Russian economy. It also identifies the main obstacles to the remission of the "Dutch disease" in the Russian economy in the conditions of falling oil prices of 2008-2009 and 2014-2016 years. Analysis of the system limitations of socio-economic development and threat for reindustrialization posed by introduced against Russia sectoral sanctions is another point of this study. The necessity of active structural policy in the Russian economy, accompanied by an enabling sectoral credit policy of the Central Bank of Russia, is shown. Recommendations for the Russian economic policy allowing to accelerate structural modernization of the Russian economy under the circumstances are also given in the study.

НЕТ КАТЕГОРИИ - НЕТ ПРОБЛЕМЫ ( о некоторых новациях в проекте нового Бюджетного Кодекса РФ)
Горюшкина Е.А.,  Лавровский Б.Л.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-4.1-179-184
УДК: 336.1
Аннотация:

Профильное федеральное региональное ведомство (Министерство РФ по делам национальностей и региональной политике) с начала своего существования находилось в затруднительном положении относительно предмета своей деятельности. Об этом косвенно свидетельствуют многочисленные (пять раз!) его переименования.  Затруднения, наконец, достигли такого уровня, что было решено в  октябре 2001 г. года его распустить. В 2004 году министерство воссоздали, но в сентябре 2014 года оно было вновь упразднено. Между статьями 41 и 47 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) от 1 января 2000 г. существовало противоречие, касающееся, содержания категории «собственные доходы». Разработчикам надо было устранить противоречие, но таким образом, чтобы, по-возможности,   объем собственных доходов регионов увеличить в соответствии с политической линией. И действительно, в редакции статьи 47 БК РФ от 1 января 2005 г. к собственным доходам бюджетов были отнесены также «доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций». Гениальность идеи в том, что существенный прирост собственных доходов территорий достигается простым изменением формулировки. Но и это решение оказалось недостаточно радикальным, и из проекта новой редакции Кодекса понятие «собственные доходы» вообще исключено. Однако, тенденция!

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ
Донских О.А.,  Максимов И.О.,  Никонова Т.А.,  Торопчин Г.В.,  Борисов Д.А.
УДК: 172.4, 327.7, 339.9
Аннотация:

«Новосибирская модель ООН» в Новосибирском государственном университете экономики и управления проводится с 2009 года кафедрой мировой экономики, международных отношений и права как важный методологический и практический элемент образования в области международных отношений, зарубежного регионоведения и мировой экономики. Опыт, который несёт моделирование деятельности Организации Объединённых Наций, важен для понимания студентами того, как устроен процесс принятия решений в современной международной системе и почему в международных отношениях всё происходит не так хорошо, как хотелось бы, но и не так плохо, как могло бы быть. На круглом столе обсуждались роль ООН в современном мире, история создания организации и противоречия, заложенные ее создателями при ее возникновении, причины современного кризиса ООН и перспективы выхода из него, роль ООН в прошлых и настоящих вооруженных конфликтах, в обеспечении международной безопасности и защите прав человека, деятельность ООН в области мировой экономики на примере «Глобального договора ООН о социальной ответственности», а также другие вопросы, связанные с международными отношениями на современном этапе. Отмечено, что в обыденном сознании крайне завышены ожидания от ООН. Сформировался образ могущественной и влиятельной организации, мирового правительства, хотя по факту ООН – это проекция международной действительности, и все ее изъяны – это изъяны системы.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ И СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ В РОССИИ И ДРУГИХ СТРАНАХ ЕАЭС
Воронкова О.В.,  Стукаленко Е.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-3.2-132-144
УДК: 330.564.2; 316.344.233
Аннотация:

В последние годы обозначился рост интереса к использованию нестандартных подходов для измерения качества жизни при межстрановых сравнениях. Перед научным сообществом стоит вопрос, каким образом сравнивать качество жизни, если в каждой стране существуют свои стандарты жизни и благосостояние всегда относительно. Несмотря на то что такие макроэкономические показатели, как среднедушевой ВВП, денежные доходы населения и коэффициент Джини, являются значимыми при изучении уровня и качества жизни, они не всегда позволяют успешно оценить уровень удовлетворенности жизнью. В современных исследованиях большую роль начинает играть метод субъективной оценки благосостояния. Совмещение изучения формальных макроэкономических показателей с данными субъективного восприятия благосостояния позволяет получать более точную картину происходящих процессов, в том числе социальных, политических и т.д. В статье представлен анализ динамики показателей, характеризующих уровень и качество жизни населения стран-членов ЕАЭС. Анализируется экономическое положение этих стран до формального образования союза, т.е. в период с 2011 по 2014 г. Проведенное исследование показало, что оценка субъективного благополучия населения не всегда соответствует объективным показателям. Например, население Кыргызстана больше удовлетворено материальным благополучием и жизнью в целом, чем население других стран союза, несмотря на низкие объективные показатели уровня жизни. В качестве вывода можно заключить, что рост дифференциации доходов в стране может снижать показатели субъективной оценки уровня благосостояния. При этом необходимо отметить, что измерение субъективных показателей сталкивается с определенными методологическими проблемами.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Варакса А.М.,  Фютик И.Г.,  Некрасов Н.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-3.2-145-153
УДК: 656.6
Аннотация:

Экономические потребности России демонстрируют важность такой отрасли, как внутренний водный транспорт. Цель статьи – анализ состояния речного флота РФ и выявление направлений его экономического развития. Для реализации поставленной цели были проанализированы статистические данные деятельности судоходных компаний, использовались такие методы, как дедукция, анализ, эмпирический метод. Выявлены следующие приоритетные направления развития российских судоходных компаний: техническое перевооружение, использование судового менеджмента и постепенный переход к инновационному развитию. Определены возможности для обновления основных фондов компаний, выявлены важность и преимущества судового менеджмента. Представлены способы перехода к новому качеству оказания транспортных услуг в соответствии с инновационным развитием. Развитие внутреннего водного транспорта экономически целесообразно. Перевозки эффективны для удешевления стоимости строительных материалов и для транспортировки полезных ископаемых из северо-восточных районов страны.  Для улучшения качества транспортных услуг необходимы строительство и ввод в эксплуатацию новых судов.

СИНКРЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЦЕННОСТИ ДЭВИДА ГРЕБЕРА: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ
Шишкина Т.М.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-2.2-17-29
УДК: 330.138
Аннотация:

В статье рассматриваются подходы к теории ценности в современной экономической антропологии. Особое внимание уделяется взглядам английского антрополога Дэвида Гребера. Антропологическая теория ценности предстает как преемница одновременно социологических и экономических традиций. Главной целью статьи является выявление сходств и различий между антропологической и экономической теориями ценности, определение возможностей применения полученных экономической антропологией выводов в экономической мысли. В статье производится анализ предпосылок антропологической теории ценности, прослеживается преемственность взглядов на определение ценности в рамках экономической антропологии, отмечается сходство рассмотренного подхода с маржинализмом и неоклассикой. Отдельное внимание уделяется критическому анализу социо-антропологического определения ценности при престижном потреблении и проблеме фальсификации гипотезы о символическом капитале.

ГОДЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ И НАЧАЛА НОВОГО КРИЗИСА (2002-2015 гг.)
Ханин Г.И.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-2.1-147-161
УДК: 330.8
Аннотация:

Освещается моя преподавательская и научная деятельность в 2002-2015 гг. Преподавание велось одновременно в двух вузах Новосибирска – в Новосибирском государственном техническом университете (НГТУ) и в СИБАГСе (теперь Сибирский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации). Наиболее плодотворно проходило преподавание в НГТУ, благодаря лучшей подготовке и мотивированности студентов. К сожалению, из-за низкого престижа науки в России  мои самые способные студенты не реализовали себя в науке. Преподавательская работа в СИБАГСе была менее интересной и удачной из-за плохой подготовки и низкого интереса к предмету у студентов и аспирантов. Новым для меня был курс «Национальная экономика». Работа над этим курсом натолкнула меня на понимание основной особенности экономического развития России как минимум c XVIII века. Это развитие рывками:  застой–рывок, снова застой – и новый рывок. Найденное объяснение российского исторического процесса очень стимулировало мои научные исследования. В научной работе главное место заняла «Экономическая история России в новейшее время». В данной статье уделяется внимание как наиболее трудным проблемам, возникшим при написании первого тома, так и анализу проблем советской экономической системы с начала 60-х до развала советской системы в начале 90-х. Очень важное для меня событие этого периода – знакомство и последующая совместная работа с экономистом Дмитрием Александровичем Фоминым. С ним написано много статей, основанных на расчетах, которые также рассматриваются в этой части воспоминаний. На основе в том числе и этих исследований мной был сделан вывод о восстановительном росте экономики России до 2007 г., аналогичном росту при нэпе. Такой рост должен закачиваться стагнацией и падением ВВП при исчерпании имеющихся ресурсов и при отсутствии реальной модернизации и роста человеческого капитала. Легко убедиться, что мой прогноз полностью подтвердился и в части прекращения экономического роста уже в 2008 году, и в части падения мировых цен на нефть в 2015 году.

ИНТЕРВЬЮ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И НЕ ТОЛЬКО
Вьюгин О.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-2.1-162-169
УДК: 330
Аннотация:

В интервью речь идет о специфике взаимодействия экономических и политических процессов, в частности, о возможностях и ограничениях политического вмешательства в экономику, о роли передовых технологий в перераспределении общественного богатства и соответствующих экономических структур. Обсуждается вопрос об экономике как науке и зависимости развития экономики страны от уровня экономического образования в стране. Автор рассуждает о роли гуманитарной составляющей образования в университетском курсе, подчеркивая решающее значение личности преподавателя при формировании общего мировоззрения. Образование должно быть направлено на умение думать, работать с информацией и делать логические выводы. Говорится о сложившемся слишком прагматическом отношении к фундаментальной науке, а также о значении мировой резервной валюты для стабильной работы финансовых рынков.

ВОЗМОЖНОСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОЛИ РЫНОЧНЫХ ФОРМ ЗАИМСТВОВАНИЙ РЕГИОНОВ РОССИИ
Тагиева Л.А.,  Музыко Е.И.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-1.2-159-171
УДК: 332.122.62
Аннотация:

В статье рассматривается структура заимствований субъектов Российской Федерации, которая играет важную роль в управлении региональным бюджетом. Целью статьи является анализ возможностей и преимуществ более широкого применения рыночных форм заимствований. Предлагается уход от нерыночных заимствований (бюджетных кредитов). Для этого необходимо во многих регионах изменить условия кредитования субъектов Российской Федерации в пользу возобновляемой кредитной линии, а также создать кредитный портфель для использования кредитных ресурсов в долгосрочной перспективе, что позволит субъектам Российской Федерации экономить на обслуживании государственного долга. Авторами анализируется опыт управления государственным долгом субъектов Российской Федерации на примере Новосибирской области. На основе данных об уровне задолженности регионов России детально рассматривается проблема сочетания роста уровня задолженности с уменьшением собственных доходов российских регионов. Показано неравномерное распределение величины долга между регионами, на основании чего сделан вывод о том, что развитие рынка региональных заимствований в России затруднено. Предложены пути решения выявленных проблем и даны рекомендации по управлению государственным долгом субъектов Российской Федерации.

НОВЫЕ АСПЕКТЫ «ГОЛЛАНДСКОЙ БОЛЕЗНИ» ЭКОНОМИКИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ: РИСКИ И РЕЦЕПТЫ
Гильмундинов В.М.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-1.1-68-81
УДК: 330.34, 338.22
Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы совершенствования государственной экономической политики России, подверженной негативным эффектам, связанным с ее высокой экспортосырьевой ориентацией. Выявляются отличительные особенности протекания «голландской болезни» в экономике России, обусловленные преимущественно восстановительным характером экономического подъема 2000-х годов и проводимой государственной экономической политикой. Демонстрируется спиралевидный характер «голландской болезни» в экономике России и угроза ее перехода в активную открытую форму. Особое внимание уделяется оценке последствий для экономики России установления с конца 2014-го года низких цен на нефть в условиях резкого ужесточения финансовых условий под воздействием действующих санкций. Выявляются основные факторы, препятствующие ремиссии «голландской болезни» в российской экономике в условиях падения цен на нефть 2008-2009 гг. и 2014-2016 гг. Анализируются системные ограничения социально-экономического развития и угрозы реиндустриализации, порождаемые введенными против России секторальными санкциями.  Обосновывается необходимость проведения активной структурной политики в экономике России и стимулирующей секторальной кредитной политикой Центрального Банка России. Предлагаются рекомендации по совершенствованию государственной экономической политики, позволяющие ускорить структурную модернизацию российской экономики в сложившихся условиях.

МЕГАРЕГИОН СИБИРЬ В КОНТЕКСТЕ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
Супрун В.И.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-1.1-107-117
УДК: 339.92.+304.2.+351.86
Аннотация:

В данной статье продолжается изложенное в предыдущих публикациях рассмотрение концепции Сибири как мегарегиона. Понимание Сибири как мегарегиона играет исключительно важную роль в современной геополитике, учитывая ее положение относительно Китая и Юго-Восточной Азии. Не менее значимым является экономический потенциал Сибири, ее ресурсный, промышленный, научный и образовательный уровни. Концепция мегарегиона позволяет рассматривать Сибирь в ее целостности, от Урала до Тихого океана, что дает возможность избежать фрагментарности, разбивки на отдельные не связанные между собой регионы и национальные образования. Понятие же «макрорегион», популярное в российском экономическом дискурсе, в отличие от мегарегиона носит чисто экономический характер и не включает в себя историческую, социальную и культурную общность. В условиях Новой индустриальной революции для Сибири возникают новые возможности, связанные с возрождением промышленного производства на основе модернизации, а также инноваций и запуска оригинальных проектов. Сибири, как и России в целом, нужен этот инновационный импульс в сфере экономики, образования и науки. Это возможно при возрождении и сохранении как базисных ценностей, так и ядра успешных стратегических программ. Для этого требуется наличие высококвалифицированных специалистов и  инвестиций в исследования и разработки, а также изменение общественного сознания, перенаправление его от простого потребительства к производительному труду и реализации таких ценностей, как справедливость и равенство.