Содержание

Обложка и Содержание тома

Социальная философия и практика

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
Масалова Ю.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-4.2-3-12
УДК: 331.1
Аннотация:

Формирование человеческих ресурсов определенного качества является сложным и трудоемким процессом, который реализуется как на макроуровне (страна, регион, отрасль), так и на микроуровне (организация, человек). Предметом исследования являются методологические подходы к исследованию управленческих отношений, возникающих в процессе формирования человеческих ресурсов. В ходе исследования было установлено, что субъектом управления в процессе формирования определённого качества человеческих ресурсов может выступать как сам человек, так и руководство организации, страны. Требования к качеству человеческих ресурсов перманентно изменяются. Они проявляются на государственном уровне (например, в отношении квалификационного уровня работников и уровня производительности их труда), на уровне организации (например, относительно компетенций работников и результативности их деятельности), на уровне индивида, как отношение к процессу формирования и использования своего человеческого капитала. Соответственно и подходы к формированию качества человеческих ресурсов будут различаться на индивидуальном, организационном и государственном уровнях в зависимости от учета интересов и потребностей субъектов и объектов управления. Так как объектом управления является качество человеческих ресурсов, которое представляет собой степень, с которой совокупность характеристик человеческих ресурсов соответствует требованиям, формирующимся во внешней и внутренней среде, в процессе формирования необходимо учитывать современные требования в отношении человеческих ресурсов.

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ В АСПЕКТЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ
Белоусова С.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-4.2-13-27
УДК: 331.5.024.54
Аннотация:

В работе предложено системное рассмотрение феномена «труд», которое предполагает изучение внутренних особенностей системы, включая ее элементы, функции и взаимосвязи. В соответствии с этим подходом рассмотрены структурные компоненты системы «труд»: трудовые ресурсы, трудовой потенциал и трудовой капитал. Предложена количественная и качественная оценка трудовых ресурсов, ограниченность которой требует комплексных подходов к анализу эффективности труда, одним из вариантов чего является концепция «достойного труда». Рассмотрение реализации последней в России позволило выявить существенные проблемы как теоретической обоснованности состава индикаторов достойного труда, так и практического использования предлагаемых параметров в управленческой практике. Практика управления трудовыми ресурсами, несмотря на острую необходимость такой деятельности, демонстрирует неэффективность государственной политики в сфере занятости. В работе подчеркивается необходимость трансформации объекта управления в этой области в сторону трудового потенциала и трудового капитала.

МИСТЕРИЯ ПРАЗДНИКА КАК СРЕДСТВО МАНИПУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ
Тюхова И.С.,  Пую Ю.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-4.2-28-33
УДК: 004.94 316.6
Аннотация:

Одной из самых сложных и неoднoзначно трактуемых научных проблем в настоящее время является проблема oпределения места и функций сакрального в обыденной жизни общества. Развитие философской мысли в отношении данной проблематики было чрезвычайно разнообразным, но вместе с тем имело определенную однородность, проявляющуюся в традиционном понимании конкретной области этого аспекта. Конечно, традиционное понимание праздника как ритуального действия, носящего трансцендентальный характер бытия, сохранилось отчасти и по сей день, однако с развитием иной социальной обустроенности оно приобрело несколько иной характер. Изначальное понимание праздника как сакрализации бытия, реально существующего здесь и сейчас, было чрезвычайно важным для существования индивида и его взаимоотношений с окружающим миром. В статье рассматриваются проблемы манипулирования сознанием посредством проведения праздников в процессе самосохранения социальной группы. Манипуляция сознанием предстает в качестве своеобразной технологии господства сакрального над повседневностью. Праздник как ритуал позволяет проявить суть сакрализации, определяя место человека в процессе собственного бытия посредством манипулятивного характера в контексте взаимодействия с объективным миром.

ДИАЛОГ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТИ
Петракова Н.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-4.2-34-42
УДК: 14
Аннотация:

В статье рассматриваются отношения между диалогом и интерсубъективностью. Проводится мысль о подчинённом характере этих отношений, выявляется ряд принципиальных отличий между понятиями. Интерсубъективность и диалог соотносятся как возможность и действительность, как пространство и действие в этом пространстве, как вневременность и временность, как целое и часть. Пространство интерсубъективности фиксируется как трёхслойное: экзистенциально-феноменологический, культурно-символический и институциональный уровни интерсубъективности разворачиваются каждый в своей логике - логике жертвы, логике дара и логике обмена. Особенность диалога усматривается в том, что он акцентированно находится на культурно-символическом уровне интерсубъективности. Экзистенциально-феноменологический и институциональный уровни остаются за пределами зоны диалога. Первый – по причине отсутствия внимания к такому необходимому инструменту как речь. Второй – по причине отсутствия субъекта, к которому эта речь обращена. Отношения на нормативном или институциональном уровне интерсубъективности близки к субъект-объектным. В то же время слои интерсубъективности неоднородны, при анализе выявляется их фрактальный характер. Каждый уровень интерсубъективности подобен всей интерсубъективности в целом. Так, в диалоге смыкаются три логики: экзистенциальная логика выражения, символическая логика понимания и институциональная логика позиционирования, которые коррелятивны логике жертвы, дара и обмена. Моменты, когда диалог перекрывает собой всё пространство интерсубъективности, представляют собой скорее исключения из правил, однако именно в такие моменты он реализует себя полностью.

СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «МОЛОДЕЖЬ» И «МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА» В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Никифорова Л.Е.,  Зырянова А.И.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-4.2-43-55
УДК: 331.108.44
Аннотация:

  Статья посвящена теоретическому осмыслению категории «молодёжь» в теории публичного управления. Рассматриваются подходы к определению молодежи в отечественном и зарубежном законодательстве, в социологии и в теории публичного управления. Исследуется влияние различных факторов дифференциации данной социально-демографической группы и содержание молодежной политики. Анализируются различные подходы к разработке молодежной политики с учетом интересов заинтересованных сторон.  Предлагается собственный взгляд авторов на сущность понятий «молодежь» и «молодежная политика» в контексте стратегических задач инновационного развития России. На основе новых трендов в общественной жизни и формировании поколенческой парадигмы обосновывается отказ от установления нижней возрастной границы. Период разработки молодежной политики и реализации программных мероприятий превышает продолжительность отдельных стадий жизненного цикла человека «детство», «отрочество» и «юность».  В этих точках бифуркации резко возрастает многообразие направлений развития индивидуума, как позитивных, так и негативных, поэтому в системе публичного управления переходным периодам должно быть уделено особое внимание. Разработаны принципы формирования молодежной политики на основе матричного подхода, предполагающего, что решение специфических проблем молодежи необходимо дополнить встраиванием компонентов молодежной политики во все стратегии, программы и проекты на всех иерархических уровнях управления. Молодежную политику предлагается трактовать как приоритетную деятельность, направленную на сохранение жизни и здоровья молодежи, воспроизводство населения, повышение качества жизни молодежи и развитие ее потенциала в интересах общества и будущих поколений. Субъектами молодежной политики выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления, молодежь и другие заинтересованные стороны.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В РАССМОТРЕНИИ СЕМЕЙНО-БРАЧНОЙ ТЕМЫ
Рубан О.И.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-4.2-56-63
УДК: 316.356.2:1(091)
Аннотация:

Системный подход позволяет найти новый ракурс исследования семейно-брачной проблематики. В свете системного подхода семья рассматривается не с точки зрения качеств отдельных элементов, а с точки зрения свойств системы, которые появляются в результате взаимодействия ее элементов. Возникнув, эти свойства, в свою очередь, влияют на элементы системы. Таким образом, взаимодействие элементов системы является ключевым параметром, определяющим свойства системы. Выделяемые типы семейных систем: традиционная, нуклеарная и индивидуальная, рассматриваются в контексте системного подхода. Каждый из указанных типов характеризуется наличием надсистемного системообразующего принципа, ориентацией на существующие культурные образцы, либо отсутствием этих параметров. Традиционный и нуклеарный типы семейных организаций имеют определенные паттерны взаимодействия, выработанные в процессе эволюционного развития. Третий выделенный нами тип семейной организации находится в стадии становления и развития. Системный подход в рассмотрении семейно-брачной проблематики, с одной стороны, опирается на эпистемологию современности, а с другой стороны, является логическим продолжением традиционных философских интуиций в данной области. Такой взгляд позволяет избежать оценочности в характеристиках элементов системы, смещая ракурс внимания на динамическую составляющую, что представляется ресурсным в поисках современных моделей жизнеспособных семейных организаций.

Проблемы современной экономики

КОМПЛЕКС МОДЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА
Лапа Е.И.,  Кравченко А.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-4.2-64-76
УДК: 332.1
Аннотация:

В работе рассматривается региональный рынок труда (на примере Забайкальского края).  В процессе исследования использованы: методы факторного анализа, методы кластерного анализа, системный и сравнительный анализ, экстраполяция с применением трендовых моделей, а также расчетно-аналитические методы. Проведен аналитический обзор основных понятий, элементов, классификаций и функций рынка труда, рассмотрены основные модели рынка труда и их характерные особенности, выявлены регионы со сходными стратегиями поведения работодателей и работников при формирования спроса и предложения на трудовые ресурсы. Выявлено два фактора, влияющих на региональный рынок труда. С их учетом построена равновесная модель рынка труда Забайкальского края, определены уровень равновесной цены и занятости, построена паутинообразная модель, разработан комплекс рекомендаций для региональных властей для регулирования ситуации на рынке труда региона. Областью применения является деятельность органов муниципального и государственного управления на региональном рынке труда. Полученные результаты возможно также использовать в процессе обучения специалистов служб занятости и студентов по направлениям, связанным с организацией кадровых служб предприятий.

О СТИМУЛИРОВАНИИ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТИ РАБОТНИКОВ БАНКА
Романов Т.Р.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-4.2-77-84
УДК: 331.108
Аннотация:

В статье рассмотрена проблема стимулирования клиентоориентированности банковских работников. Так как субъектом клиентоориентированности является работник, имеющий собственные интересы и мотивы, которые регулируют его трудовую деятельность, актуальность стимулирования клиентоориентированного поведения работника является очевидной задачей для современных банковских организаций. На основании проведенного исследования опыта стимулирования клиентоориентированности были выявлены особенности и в частности недостатки используемых систем вознаграждения банковских работников. На основе полученных данных разработан и предложен подход, включающий в себя комплексную методику оценки клиентоориентированности банковских работников в виде «Матрицы клиентоориентированности работника». На её основе разрабатывается система вознаграждения для каждой отдельной категории банковских работников, что позволяет стимулировать, т.е. формировать, поддерживать и развивать, желаемый вид клиентоориентированности. Предложены объективные показатели, а также критерии и методы оценки клиентоориентированности банковских работников. Проведена апробация предложенной методики, что позволяет сделать выводы об эффективности данного подхода и целесообразности использования для управления трудовым поведением работников банковской сфера. Даны рекомендации для руководителей по стимулированию клиентоориентированности банковских работников. В ходе исследования были использованы методы анализа, сравнения, индукции и дедукции.

Проблемы национального дискурса

ЕВРАЗИЙСКИЙ ЛИК РЕВОЛЮЦИОННОЙ СТИХИИ
Лихоманов И.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-4.2-85-97
УДК: 94(47).084.2; 130(2)
Аннотация:

В статье рассматриваются социальные и социально-психологические предпосылки возникновения евразийства. Как идеология и политическое движение евразийство возникло в 20-х годах ХХ века, но его социальные истоки восходят к более раннему периоду. Евразийство – плод Первой мировой войны и революции. Активное участие в революции кавказских и азиатских народов Российской империи, а также некоторые черты революционной повседневности сформировали у части русской интеллигенции представление о революционной стихии как стихии евразийской. Этому способствовал сложносоставной характер русской идентичности, включающий представление о двух «душах» русского народа – «европейской» и «азиатской». Специфика евразийского восприятия революции и революционной стихии заключалась в переоценке значения «азиатской» и «европейской» составляющих русской идентичности. В общественном сознании XIX века «азиатская» составляющая воспринималась негативно, а «европейская» – позитивно. Группа поэтов и писателей, объединившихся в 1917 – 1918 гг. для издания альманаха «Скифы», под влиянием идей Ницше и Владимира Соловьева, а также под влиянием трагического опыта мировой войны занялась переоценкой двух компонентов русской идентичности. Результатом этой переоценки явилось рождение «скифского» (евразийского) мифа, как художественного отражения опыта мировой войны и революции. В дальнейшем этот миф послужил для группы русских ученых-эмигрантов материалом для выработки евразийской идеологии.

Проблемы культурологии и искусствознания

О МАРГАРИТЕ ПЕТРОВНЕ ОЖИГОВОЙ
Покровская Н.Н.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-4.2-98-112
УДК: 78.03
Аннотация:

В статье предпринята попытка закрыть одно из «белых пятен» в истории Новосибирского оперного театра. Материалами для этой цели послужили документы из архивов Новосибирской области и Новосибирского государственного академического театра оперы и балета (НГАТОБ). По редким публикациям и личным воспоминания автора статьи и народной артистки РФ, профессора З.З. Диденко воссозданы несколько эпизодов из жизни выдающегося деятеля музыкальной культуры России XX века, заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Сталинской премии, главного режиссёра НГАТОБ Маргариты Ожиговой. Годы её обучения в Петроградской консерватории связаны с именами А. Глазунова, Д. Шостаковича, Г. Римского-Корсакова, Н. Малаховского, И. Мусина, Н. Амосова и с забытой историей создания «Общества четвертитоновой музыки». Окончив консерваторию по трём специальностям, как арфистка, композитор и режиссёр музыкального театра, М.П. Ожигова с 1941 по 1945 год служила рядовым все дни блокады Ленинграда. Как режиссёр, в своих блестящих постановках на оперных сценах Саратова, Новосибирска, Иванова она вводила принципы системы Станиславского. Этой же системы она придерживалась в преподавательской деятельности, создавая оперные студии в музыкальных вузах Казани, Горького и Ростова-на-Дону. В статье приведены документальные данные об обстановке обструкции, сложившейся в Новосибирском оперном театре по отношению к М.П. Ожиговой, из-за которой она была вынуждена в 1959 году уйти из театра.

У ИСТОКОВ ПЕРСИАНЫ В РУССКОЙ МУЗЫКЕ: ЕЩЁ РАЗ О ПЕРСИДСКОМ ХОРЕ ИЗ «РУСЛАНА И ЛЮДМИЛЫ»
Дрожжина М.Н.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-4.2-113-124
УДК: 78.03
Аннотация:

В настоящей статье представлен ретроспективный экскурс, выполненный путём анализа причинно-следственных связей между событиями и артефактами, сконцентрированными вокруг известного факта – наличия в персидском хоре из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила» подлинной восточной мелодии.   Их сопряжение в единую цепь способствовало выявлению и осмыслению обстоятельств и историко-культурного контекста, предопределивших зарождение до настоящего времени практически неисследованного феномена – отечественной музыкальной персианы. На разных уровнях – личностном (успехи композитора в изучении персидского языка, общение с носителями этого языка, cо знатоками культуры) и социальном (обусловленном взаимоотношениями России и Персии/Ирана), выясняется преимущество «персидской версии» в определении первоисточника и личности человека, напевшего композитору эту мелодию. В статье показано, что дополнительным аргументом в пользу этой версии может служить аналогичная маршевая тема в «Персидском марше» И. Штрауса. Множество деталей, почерпнутых из немузыковедческих источников, позволило составить представление о «персидском контексте» в жизни М.И. Глинки, формировании его интереса к персидской культуре. Таким образом, «Персидский хор» можно обозначить в качестве точки отсчета в становлении отечественной музыкальной персианы – феномена, имеющего в своем основании соответствующий социокультурный контекст, дополненный компетентностью основоположника.

ВЛАДИМИР МАГАР: ЛИТЕРАТУРНЫЙ И РЕЖИССЕРСКИЙ СЮЖЕТ
Смирнова Е.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-4.2-125-133
УДК: 792.09 + 792.2
Аннотация:

Творчество режиссера Владимира Магара, в течение пятнадцати лет руководившего Севастопольским русским драматическим театром имени А.В. Луначарского, совершенно не изучено, и данное исследование продолжает серию публикаций о нем. Изучение его режиссерской методологии может стать показательным для выявления закономерностей, характерных для региональной театральной жизни, и восстановить страницы истории русского театра, выпавшие из контекста исследовательской работы. Деятельность режиссера можно условно разделить на периоды – от легких комедий к романтическим произведениям, затрагивающим основные вопросы человеческого существования. Его постановкам всегда была присуща сложная и многосоставная литературная основа. В статье анализируются такие его спектакли, как «Империя Луны и Солнца», «Таланты и поклонники», «Дон Жуан», «Отелло», «Кабала святош». Им присущи монтажность и многоэпизодность. Исследуется роль сценографии, пластики, музыки и прочих составляющих драматического действия. Статья основана на использовании сравнительно-исторического метода, личном зрительском опыте автора, анализе литературных источников, переработанных режиссером, и немногочисленной прессы, посвященной спектаклям. За пятнадцатилетний срок руководства Магар воспитал вкус провинциального зрителя и вывел театр на заметную художественную высоту.

Философско-психологические подходы к развитию бизнес-способностей

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И УПРАВЛЕНИЕ АСИММЕТРИЕЙ МОЗГА
Корытченкова Н.И.,  Гольдшмидт Е.С.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-4.2-134-149
УДК: 376; 159.91;159.92;
Аннотация:

В условиях современной цивилизации преимущественное распространение получают люди с рациональными формами мышления, что проявляется не только в увеличении доли правшества (левополушарности) в популяции, но и в существенной деформации распределения по индивидуальным профилям функциональной асимметрии (ИПА). Формирование разносторонней личности, универсальности и гибкости мышления требует гармонизации функционирования мозга, психики с точки зрения асимметрии функций, что позволяет говорить о перспективах актуализации психического, психологического потенциала человека. Для согласования психофизиологического потенциала ИПА с психическим используются психосемиотические модели Фреге, Василюка, Ануашвили, которые сравниваются с френологической и каббалистической моделями психики. Развитие мозга и его психических функций рассматривается как последовательное прохождение специфических фаз с различной асимметрией и силой межполушарного взаимодействия. Предлагается возможный путь развития способностей, психического потенциала с помощью образовательной кинезиологии. Приводятся результаты исследования распределения ИПА у школьников, студентов и преподавателей, а также результаты использования кинезиологических методов коррекции ИПА у школьников старших классов.

ВОЗМОЖНОСТЬ ОПТИМИЗАЦИИ СТИЛЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧЕТОМ ПРОФИЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА
Сарсембаева Э.Ю.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-4.2-150-160
УДК: 159.9.07
Аннотация:

Эффективность деятельности педагога, который не только транслирует знания, но и является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия, зависит от многих факторов. При рассмотрении управления школой как деятельности по обеспечению всего комплекса условий, от которых зависит качество образования, важное место должно быть отведено вопросам оптимизации стиля управленческой деятельности педагогического персонала. Статья посвящена обоснованию возможности оптимизации стиля управленческой деятельности педагога-руководителя через осмысление его индивидуальных особенностей, а именно профиля сенсомоторной асимметрии мозга. На достаточной выборке (n=140) с применением батареи тестов (n=6) и статистических методов обработки данных определено значение психофизиологической закономерности жизнедеятельности головного мозга – функциональной специализации полушарий головного мозга – в выборе педагогами-руководителями средств управления. Показано, что руководители с леволатеральной и праволатеральной организацией головного мозга используют различные средства управления. Основным методологическим принципом, заложенным в программу исследования, является системный подход.

ПРОБЛЕМЫ АДЕКВАТНОСТИ ПОНИМАНИЯ: КАК УЧИТЬ СЛУШАТЬ И ЧИТАТЬ ТЕКСТ
Зайдман И.Н.
DOI: 10.17212/2075-0862-2017-4.2-161-168
УДК: 372.016:811.161.1
Аннотация:

Проблемы адекватности понимания текста весьма актуальны для современной коммуникации. «Додумывание» и потери смысла высказывания вызваны как клиповым мышлением, так и недостаточно сформированными умениями аудирования и чтения, а также некритичностью в оценке собственного речевого поведения. Это приводит к коммуникативным помехам, неудачам и даже отказу от общения, что разрушает контакты. Причем ошибки допускают даже психологи и филологи, чья профессиональная подготовка и работа непосредственно связана с общением. В статье намечаются способы и приемы развития коммуникативных способностей, связанных с такими видами речевой деятельности, как слушание и чтение. Предлагаемые приемы могут использоваться при обучении разным видам чтения и аудирования. Значимым представляется анализ текста с точки зрения логики изложения и возможностей корректировки содержания. Чем в более раннем возрасте будет развит навык адекватного восприятия текста и способность видеть его недостатки, тем успешнее будет коммуникация человека по мере взросления. Особенно это значимо для руководителей разного уровня, так как от их коммуникативных способностей зависит психологический климат в коллективе и успехи в продвижении бизнеса.

Анонсы

АНОНСЫ КНИГ В.М. РОЗИНА
Аннотация:

Вадиму Марковичу Розину 80 лет. Редакция журнала от всей души поздравляет его с юбилеем, желает здоровья и дальнейших успехов в творчестве. Так получилось, что у него в 2017 году вышло шесть новых книг и готовится к изданию седьмая (наш юбиляр утверждает, что специально их именно на этот год не планировал). Анонсы двух книг Вадима Розина мы дали во втором номере за этот год. С удовольствием анонсируем еще четыре недавно вышедшие книги.