Содержание

От редактора

Проблемы науки и образования

Институциональная эрозия науки и образования: гримасы постмодерна
Ибрагимов Р.Н.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.1.1-11-23
УДК: 330.82, 331.445
Аннотация:

Статья представляет собой реакцию на статью П.А. Ореховского и В.И. Разумова «Время карнавала: российские высшая школа и наука в эпоху постмодерна. Автор согласен с аналитическим диагнозом состояния и положения отечественной науки и высшего образования, разделяет высказанную коллегами тревогу о судьбах важнейших для нашей цивилизации социальных институтов. Предложен ряд соображений, развивающих поднятые в опорной статье темы. Автор обращает внимание на историческую инверсию позитивистского социального проекта, в результате которой у истоков новой и становящейся социальной архитектуры уже действует новая научно-технократическая элита; другое дело, что ее социальная конфигурация не совпадает с институциональными границами академической и вузовской науки. Дальнейшему развитию подверглась также и тема аналогии науки с проституцией, которая претерпевает в настоящее время заметную институциализацию. Ее фазирование автор считает универсальным. Высказано мнение, что проституция может экстраполироваться на другие социальные институты, в том числе на науку и образование. Потенциал их сопротивления и выживания детерминируется тем, насколько эффективно аккумулируется в структуре этих социальных институтов пассионарное напряжение. Именно этот показатель прямо пропорционален эффективности формирования человеческого капитала в системе. Проблемы, озвученные П.А. Ореховским и В.И. Разумовым, объясняются, по мнению автора, пассионарным дрейфом, преодоление которого – это не макросоциальный автоматизм, а промысел каждого научно-педагогического работника.

О профессиональном самоопределении университетских преподавателей философии в России
Немцев М.Ю.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.1.1-24-41
УДК: 101.9
Аннотация:

В первой части статьи критически рассматривается статья П.А. Ореховского и В.И. Разумова «Время карнавала: российские высшая школа и наука в эпоху постмодерна». Она посвящена анализу кризиса и упадка современных российских науки и образования. Этот кризис является локальным проявлением глобальных тенденций. Указано, что в этой статье отражена такая особенность преподавания гуманитарных дисциплин в России, как отсутствие внимания к образовательным запросам студентов, и обусловленный этим неизбежный монологизм. Ранее всегда существовало гносеологическое неравенство между преподавателями и студентами. Цели и содержание преподавания полностью предопределялись образовательными институциями. Глобальный кризис системы образования связан с фактическим исчезновением этого гносеологического неравенства. Однако в этом кризисе можно различить новые возможности реализации своего профессионального самоопределения преподавателями философии. Во второй части статьи предлагается рассматривать эту ситуацию с точки зрения тех, для кого преподавание философии является наилучшей возможностью реализации своего профессионального самоопределения. Философия это уникальная профессия, поскольку, в отличие от других дисциплин, зазор между профессиональным мышлением философа и практикой преподавания философии минимален. Преподавать философию – это и значит заниматься философией. В статье вводится понятие «самоопределения» как полагание предельных ценностных оснований своей практической (повседневной) деятельности, такое, что любые профессиональные действия получат обоснования как разумные и необходимые для воплощения этих ценностей. Самоопределение связывает личные ценностные полагания с повседневными практическими решениями, и таким образом соотносит личную этику и профессиональную практику. Для реализации своего самоопределения философам нужны образовательные ситуации. Поэтому текущую ситуацию предложено рассматривать в перспективе возможностей для новых образовательных ситуаций. Для этого философам необходимо ясное самоопределение и знание образовательного запроса к себе.

Художественное образование как образец для преодоления кризиса в высшей школе
Кузин В.И.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.1.1-42-51
УДК: 001+378
Аннотация:

Статья посвящена анализу экзистенциального кризиса преподавателя высшей школы в современной России, диагностированного профессорами П.А. Ореховским и В.И. Разумовым в статье «Время карнавала: российские высшая школа и наука в эпоху постмодерна». Рассматриваются различные аспекты деятельности преподавателя высшей школы: экономические, социальные, психологические. Диагностируется инфляция высшего образования в современной России. Вследствие инфляции происходит его очевидная девальвация. Одновременно с этим развитие цифровых технологий радикально упрощает доступ к информации и тем самым лишает преподавателя традиционного статуса уникального носителя знания. Поэтому в современных условиях преподаватель вуза не может быть только эрудитом, транслирующим знания. Отмечено, что самое важное профессиональное качество преподавателя – быть экспертом в своей области, обладать неотчуждаемыми умениями, которые невозможно перевести в объективированную форму. Наличие неотчуждаемых, необъективируемых умений и навыков есть основное условие преодоления (или смягчения) экзистенциального кризиса преподавателя высшей школы.

Одна из главных задач преподавателя – давать личностную экспертную оценку деятельности студента. Личностное, неформализуемое взаимодействие преподавателя и студента является основой образования в художественной сфере, и оно могло бы быть образцом для высшего образования в целом, стать одним из возможных путей выхода высшего образования из современного кризиса.

Постмодернизм в образовании и системные инверсии
Севостьянов Д.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.1.1-52-68
УДК: 378
Аннотация:

Статья представляет собой нечто вроде развернутой рецензии на статью П.А. Ореховского и В.И. Разумова «Время карнавала: российские высшая школа и наука в эпоху постмодерна». Рассматриваются основные проблемы, поднятые в этой статье. В качестве теоретической базы исследования применен метод анализа инверсивных отношений в иерархических системах. Системная инверсия – форма отношений в иерархических системах, при которой низший элемент получает в системе главенствующее значение, формально оставаясь в прежнем подчиненном положении. Данная ситуация может возникать как в социальной иерархии, так и, например, в иерархии ценностей. В результате развившейся инверсии в системе накапливаются противоречия, способные привести эту систему к распаду или к коренной трансформации. Такие процессы можно наблюдать и в современном образовании. Именно с этим связан приоритет видимого над сущим, как это бывает в ситуации «карнавала». Изложена трактовка ситуации постмодерна с позиции анализа системных инверсий. Современное состояние образовательной отрасли обусловлено разрешением инверсии в системе человеческой активности. Эта инверсия охватывает инструментальный и символический аспекты человеческой деятельности. Благодаря этому появляются особенности образовательной деятельности, связанные с внедрением цифровых технологий, на которые обращают внимание П.А. Ореховский и В.И. Разумов. Авторы рассматриваемой статьи описывают статус деятельности современного преподавателя как «духовную проституцию». Действительно, деятельность некоторых преподавателей может быть описана этим термином. Однако это происходит в том случае, когда и со стороны преподавателя, и со стороны обучающегося наблюдается ценностная инверсия (как это бывает при обыкновенной проституции). Взамен данной модели поведения предлагается другая, более достойная: «солдат культуры». «Солдат культуры» не «оказывает образовательную услугу», он несет миссию по трансляции и обогащению культуры, которая составляет высшую, терминальную ценность.

Потенциал музея в условиях кризиса и трансформации современного образования
Кильдюшева А.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.1.1-69-79
УДК: 1; 37; 069
Аннотация:

В статье П.А. Ореховского и В.И. Разумова «Время карнавала: российские высшая школа и наука в эпоху постмодерна» акцентировано внимание на острой проблеме кризисного состояния современной науки и высшего образования в РФ. Сложившаяся ситуация рассматривается авторами «изнутри». Используя метафору карнавала (по М.М. Бахтину), авторы провели анализ постмодернистского состояния интеллектуальной деятельности, уделяя особое внимание «новым» ролям преподавателей и ученых, «пессимистично оценивающих состояние своих сфер». Помимо этого, авторы работы высказались и о других проблемных местах постиндустриального общества (из сфер экономики, HR, техники, технологий). Показано, что статья П.А. Ореховского и В.И. Разумова дает импульс для размышлений не только по теме кризиса образования как такового, но и позволяет посмотреть на трансформации образования «извне». Процессы глобализации, техницизма, сциентизма, интеллектуализации, цифровизации, информатизации, автоматизации, коммуникации, унификации, сервисного обслуживания, консьюмеризма и в то же время отмечающиеся кризисные явления в экономике, науке, образовании охватили все сферы жизни, проникли в ценностно-культурную составляющую нашего бытия. В предлагаемой работе основное внимание уделено рассмотрению потенциала музея (в первую очередь его образовательной деятельности) в условиях кризиса современной культуры. В целом изменилось представление о культурном наследии, актуализирован дискурс о смысле и перспективах музея в «эпоху, когда Google находится на расстоянии одного клика» (по Д. Северс). Размышления о статусе музея в культуре информационного общества связываются с его экономической и социальной значимостью, а также с модернизацией методов музейной работы. Зачем музей нужен и какую роль он может сыграть (играет) в новой образовательной парадигме? Формальное и неформальное образование – партнеры или конкуренты?

Социальная философия

«Проект 1619» как альтернатива «Американскому проекту»
Жежко-Браун И.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.1.1-80-111
УДК: 323.23; 329.7
Аннотация:

Данная статья является второй в цикле, посвященном появлению в США новой элиты, названной элитой меньшинств. В предыдущей статье высказывается гипотеза, что происходит не столько пополнение или эволюция старой элиты, сколько появление новой, выращенной на базе Программы позитивных действий, культуре «разбуженного капитализма» (woke capitalism) и протестных движений меньшинств.  Процесс смены элиты интенсифицировался летом 2020 г. на волне протестной активности Black Lives Matter, совпавшей с выборами во все ветви власти. Новая элита нуждается в создании собственной версии американской истории и своей освободительной миссии. Идеологическая парадигма черного движения включает несколько социальных доктрин: «Проект 1619», критическая теория рас, освобождение черных (Black liberation), теории белой привилегии, белого превосходства и антирасизма. «Проект 1619» наглядно демонстрирует, как новая элита понимает прошлое, настоящее и будущее США и свое место в нем. Цель проекта состоит в переосмыслении американской истории: он помещает рабство и систематический расизм в самый центр истории США и, тем самым, отрицает те основы, на которых базируется «американский проект». Рассматривается содержание «Проекта 1619», а также основные положения профессиональной критики этого проекта. В статье разбираются принципиальные фактические ошибки в изложении истории, анализе и интерпретации экономических данных в «Проекте 1619», включая те, что были некритически заимствованы из направления «Новая история капитализма». Анализируется доктрина антирасизма. «Проект 1619» рассматривается в статье как социо-инженерный проект, включающий различные программы: учебные программы для колледжей и школ, подкасты для радио, сериалы и фильмы, интервью и выступления в университетах, выставки, публикации в прессе, идеологические темники для выборов и тренинги для организаций и общественных движений. Беспрецедентные объемы финансирования и скорость внедрения новой версии американской истории во все сферы общества без ее профессиональной оценки свидетельствуют о том, что эта масштабная акция готовилась заранее. Анализ проекта продемонстрировал низкий уровень доказательности задуманного в нем пересмотра истории. Показано, что научные исследования не сочетаются с идеологическими задачами, так как идеология неизбежно приводит к подгонке доказательств под заданный ответ, к снижению уровня применяемого научного аппарата и к упрощению сделанных выводов. Отмечено, что критика проекта была услышана только в академической среде, но не попала в СМИ. Одно из самых серьезных последствий «Проекта 1619» состоит в создании новой мифологии, вытесняющей из общественного сознания версию американской истории, основанную на Декларации независимости, Конституции и доказанных исторических фактах. Показано, что черному движению, пусть и временно, удалось навязать общественному мнению свой нарратив и создать обоснование для продвижения его предстaвителей во власть и получения новых привилегий.

Злоупотребление правом: историко-теоретическое исследование
Усольцев Е.Ю.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.1.1-112-129
УДК: 340.11
Аннотация:

Автор показывает, что злоупотребление правом одна из самых сложных проблем в юридической науке. Утверждается, что для ее исследования требуется использование широкого спектра методов познания, как общенаучных, так и частноправовых. Автором статьи произведен родовидовой анализ понятия «злоупотребление правом», раскрыта история его возникновения и развития. Однако особое внимание уделено дискуссии ученых о сущности злоупотребления правом, в которой, как в «многослойном пироге», наслаиваются друг на друга более узкие по своему предмету дискуссии. Отмечено, что при этом все они пронизаны единой целью определить место и роль рассматриваемого феномена в современном правопорядке. Исторически первым возник спор о состоятельности самого понятия злоупотребления правом, вызванный сочетанием в нём двух антонимов: «право» и «злоупотребление». И он продолжается не одно столетие и имеет место как в отечественной цивилистике, так и в зарубежной правовой доктрине. Среди сторонников концепции злоупотребления правом также нет единого мнения: одни относят злоупотребление правом к разновидности правомерного поведения, другие называют его правонарушением. Эта проблема в настоящее время является наиболее сложной. И, наконец, имеются разногласия по поводу отраслевой принадлежности злоупотребления правом: носит ли данное понятие межотраслевой характер или присуще исключительно гражданской отрасли права? В результате сопоставления всех точек зрения автор в каждой из названных дискуссий аргументированно занимает ту или иную позицию. В результате формируется целостное понимание исследуемого явления.

Человек будущего и будущее Человека

Проблема техносубъекта: о субъектности «сущностей-конструкторов»
Игнатьев В.И.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.1.1-130-150
УДК: 316
Аннотация:

Статья посвящена анализу одной из самых критических точек современности – кризису доминирования человеческой субъектности. Показано, что кризис вызван появлением в составе социума альтернативной формы агентов социальной жизни – технообъектов с искусственным интеллектом и признаками субъектности. Цель автора – обосновать возможность интерпретации характера этих устройств как субъектоподобных объектов. Исследование основано на проводимой экспликации понятий субъекта и субъектности и переосмыслении их интерпретаций, содержащихся как в классических теориях, так и в акторно-сетевой теории и связанных с ней подходах. Анализируются взгляды Б. Латура, Дж. Ло, А. Мол, объектно-ориентированная онтология Г. Хармана, онтикология Леви Р. Брайанта, теории ассамбляжей М. Деланда и сложностности Э. Морена, концепты машинного бессознательного Н. Ланда и техносубъекта В. Мазина. Используется интегрированная характеристика человека как субъекта: индивидуальное бытие с активным началом, телесность, материальность и протяженность, сознание, личностные характеристики и самосознание. Вводятся критерии отнесения некоторых технообъектов к разновидности техносубъектов – автономность и интеллект. Такие технообъекты являются искусственными сущностями-ассамбляжами, готовыми к трансформации в техносубъекты. Выявлено различие между «слабыми» техносубъектами (без искусственного интеллекта) и собственно техносубъектами (с искусственным интеллектом). Утверждается, что техносубъекты, генетически оставаясь техническими сущностями, находятся в переходной зоне от «сущности-конструктора» к другой – органичной техносущности, подобной человеку. Накапливая компоненты и функции активной искусственной системы, технообъекты приобретают качество субъектности. Установлено, что искусственная сущность-субъект проявляет себя в пассивных сущностях-актантах, в активных сущностях-протосубъектах и собственно в «сущностях-конструкторах» – техносубъектах, обладающих способностью интегрировать данные, производить их анализ в ситуации неопределенности, перепрограммируя себя и создавая новые алгоритмы.

Человек играющий, машина играющая: путь к идеальной нейросети и предпосылки возникновения постгуманизма
Иванченко М.А.,  Архипов П.Е.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.1.1-151-165
УДК: 1:001; 001.8
Аннотация:

Цель исследования – проблематизировать понятия «человек играющий», «машина играющая», «постгуманизм» и «эссенциокогнитивизм». Определены основания новой философии – эссенциокогнитивизма. Сделан обзор актуальных достижений в области искусственного интеллекта (ИИ) и нейронных сетей. В статье акцентируется внимание на философии постгуманизма в контексте ее применения к машинному обучению, а также на эссенциокогнитивизме в его отношении к искусственному интеллекту. Объектом исследования является эссенциокогнитивизм как философское направление. Предмет статьи представлен отдельными аспектами данной концепции, связанными с искусственным интеллектом как «машиной играющей» и позиционированием человека в мире постгуманизма. В работе использовалась критическая методология, на основании которой были выделены сильные и слабые стороны искусственных нейронных сетей. Был проведен анализ текущего состояния наиболее известных играющих нейронных сетей, таких как OpenAI и серия Alpha от DeepMind, а также рассмотрены перспективы развития ИИ до его проявления в рамках технологической сингулярности. Осмыслены в философском плане отдельные стороны эссенциокогнитивизма, играющие важную роль в истории становления постгуманизма. Отмечено, что будущее нейронных сетей во многом обусловлено игровой индустрией и следует в сторону создания сильного искусственного интеллекта как Машины Играющей. Научная новизна заключается в рассмотрении принципиально новой концепции в истории философии и обосновании места и роли ИИ в эволюции человека разумного. В ходе работы выявлено, что ИИ и в частности перспективные нейросети позволяют спрогнозировать вероятное будущее человечества. В качестве базового тезиса используется выведенное из биологических наук положение о том, что эволюция вида homo sapiens не окончена и будет продолжена в технологическом ключе. В результате исследования обоснована рабочая концепция – эссенциокогнитивизм, и сделан вывод о том, что транс- и постгуманизм могут решить многие глобальные проблемы человечества. Подчеркивается, что будущее за созданием сильного ИИ.

О гуманизме и трансгуманизме
Пилецкий С.Г.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.1.1-166-180
УДК: 179
Аннотация:

Статья поднимает проблему, довольно широко обсуждаемую не только в рамках современного философствования, но и всём комплексе социально-гуманитарного знания – проблему перспектив становления эпохи трансгуманизма. Ставятся вопросы: что это такое – эпоха трансгуманизма? В чём её особенность? В чем заключается специфика того технологического базиса, который позволил бы претворять её в жизнь? Есть ли генетическая связь между ней и истоками традиционного гуманизма? И почему большинство не только философов, но и гуманитариев вообще выступают против «невиданных преимуществ» и «благ» трансгуманизма, считая его реализацию эрой «расчеловечивания» человека? Эти и подобные им вопросы волнуют миллионы интеллектуалов по всему миру. На них пытается дать ответ и автор данной статьи. Он начинает с того, что подвергает анализу дефиницию гуманизма, данную в двух авторитетных российских философских словарях. Далее он подкрепляет этот анализ не только своими авторскими рассуждениями и экстраполяциями, но и ссылками на позицию трёх выдающихся мыслителей и знаменитых гуманистов эпохи Возрождения – Лоренцо Валла, Джованни Пико делла Мирандола и Эразма Роттердамского. Но историческую традицию гуманизма автор не пытается вычленить изолированно. Он увязывает ее с технологической возможностью трансформации в те самые перспективы трансугуманизма. Именно в этом свете он привлекает мнение незаурядного писателя-философа Олдоса Хаксли с его романом-антиутопией «О дивный новый мир». Заканчивает статью автор тем, что предлагает вниманию читателя свою авторскую умозрительную модель того, как это может быть.

Антропологическое измерение прогресса: совершенствование, приращение, перераспределение
Ополев П.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.1.1-181-196
УДК: 130.2
Аннотация:

Размышления о поступательном движении, в ходе которого происходит переход от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному, нашли свою концептуализацию в представлениях о прогрессе. В историко-культурной традиции мы наблюдаем трансформацию представлений о роли прогресса в жизни общества и человека. Объективно-всеобщая интерпретация прогресса занимала определяющее место, начиная с эпохи Просвещения. Отмечается, что субъективно-личностная интерпретация прогресса выходит на первый план по мере разочарования в концепте поступательного развития цивилизации. В настоящей работе мы предлагаем рассмотреть прогресс как процесс антропокультурного усложнения. Намечена взаимосвязь между объективно-всеобщей и субъективно-личностной интерпретацией прогресса, которая может быть описана через идеи перераспределения, приращения и совершенствования. Данные смыслы позволяют не только рассмотреть особенности социокультурной динамики, но и выявить, какого рода стратегии прогрессивного развития актуальны для современного человека. В XX в. мы наблюдаем возвращение на качественно ином уровне к одному из наиболее архаических смыслов усложнения: усложнению через перераспределение. Однако если в мифологии перераспределение осуществлялось благодаря сакрально-мистической жертве, то в настоящее время перераспределение мыслится как утилитарно-прагматистский принцип.

Философия науки и техники

Феноменология жизненного мира и натуралистическая эпистемология
Фролов А.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.1.1-197-209
УДК: 111
Аннотация:

В статье раскрываются параллели между феноменологической концепцией жизненного мира у Э. Гуссерля и М. Мерло-Понти и натуралистической эпистемологией Герхарда Фоллмера, где одним из центральных является понятие мезокосмоса («мира средних размеров»). Такое сопоставление напрашивается, поскольку понятия жизненного мира и мезокосмоса довольно близки по содержанию, ведь оба они отсылают к человекоразмерному срезу нашего опыта мира, к нашей естественной позиции в мире. Тем не менее отмечается, что эти понятия далеко не тождественны. У Гуссерля жизненный мир тематизируется как мир донаучного опыта, предшествующий естественнонаучным идеализациям. У Мерло-Понти это прежде всего мир перцептивного опыта, в котором я участвую не как субъект культуры, а как анонимный субъект восприятия, как живое воспринимающее тело. Оба философа призывают осуществить возврат к жизненному миру как почве естественнонаучных идеализаций, с тем чтобы преодолеть кризис, к которому привело излишнее доверие к естественнонаучному познанию и «объективирующему мышлению». В свою очередь, Г. Фоллмер трактует мезокосмос как «мир средних размеров», который мы можем успешно познавать в силу эволюционной адаптации наших познавательных способностей. Это наша «экологическая ниша». Но если Гуссерль и Мерло-Понти призывают нас вернуться к этой «колыбели человечества» с тем, чтобы укорениться в ней, то Фоллмер подчеркивает, что мы не привязаны к нашей экологической нише и можем расширять наше познание как в направлении микромира, так и в направлении «мира больших масштабов». Этот процесс он называет объективированием и деантропоформизацией нашей картины мира. Отмечено, что именно такова, с его точки зрения, основная тенденция естественнонаучного познания в его истории, что подкрепляется и воззрениями некоторых выдающихся ученых XX в.

К предпосылкам формирования экоцентрической картины мира: на стыке физики и метафизики
Мякинников С.П.
DOI: 10.17212/2075-0862-2021-13.1.1-210-232
УДК: 111 + 140.8
Аннотация:

В статье рассмотрены наиболее общие предпосылки создания новой модели экологической картины мира, отличающейся всесторонностью и полнотой охвата различных аспектов исследования отношений человека и природы. Для ее формирования предложено использовать экологический вариант мировоззренческо-методологической платформы, названной автором «постхолизм». Отмечено, что она способна паритетно согласовать единое, целое, многое и единичное, единственное (в том числе) в экологических отношениях человека, общества и природы. Это позволяет устранить методологические недостатки редукции к единичному (меризм), к целому (холизм), к единому (единоцентризм) мировоззренческих ориентаций человека в природе натуро-, антропо- (социо-), техно-, теоцентризма. Важными инструментами конструирования картины мира экоцентризма явились такие категории философии, как «реальность», «действительность», «бытие», «инобытие», «небытие», «сущее», «природа», «материя», «физическое», «метафизическое», «духовное». Они были уточнены и соотнесены с последними достижениями квантовой физики, астрофизики, космологии, а также отрефлексированы, исходя из вненаучных представлений древних культур и религий. Кратко обоснованы не только физические, но и метафизические особенности природы и человека. Природа представлена на различных уровнях физической организации (микромира, макромира и мегамира) и вне физических измерений. Эти измерения предположительно и заключают в себе «метафизическое» содержание природы. В них допускается объективное «духовное» универсума, обожествляемое человеком. При этом не исключается пантеистическое наличие метафизической трансценденции, оцениваемой как «небытие», «ничто» для реальности человека внутри природы. Сам человек позиционируется как единое целое физического и духовного бытия, служащее подобием Единого Целого природы. В заключении дан перечень основных экологических инвариантов картины мира в сравнении с предлагаемой картиной мира экологизированного постхолизма экоцентризма, на преимуществах которой сделан акцент. Универсум и квантово-полевая реальность наряду с Землей оказываются составляющими Всеединого Всецелого подлинного жилища «экоса» человека. Указаны дальнейшие условия и перспективы непосредственной разработки данной модели.