Содержание тома

Обложка и Содержание тома

Экономическая теория

Эволюционный подход к концепции робастного управления экономическими системами
Тропин А.А.,  Фрейдина Е.В.,  Алексеев М.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-3.2-3-23
УДК: 330.3
Аннотация:

Фундаментальное целеполагание функционирования экономических систем, проявляющееся в стремлении к устойчивому развитию в среде, представляемой «хаосом» и характеризующейся неопределенностью, ограничивается «принципиальной стохастичностью» и «принципиальной неустойчивостью». Это стимулирует разработку теоретических и практических аспектов новых механизмов управления, к которым отнесено робастное управление, настроенное на демпфирование неопределенности в приложении к открытым системам. В статье рассматривается развитие концепции робастного управления экономическими системами в континууме фундаментальных парадигм: «субъект-объект», «субъект-субъект» и «субъект-полисубъектная среда», определяющих эволюционное представление об управлении. Исследования направлены на раскрытие изменения среды функционирования экономических субъектов и развитие моделей рефлексивного и робастного управления их взаимодействием. Используемая в анализе модель рыночной (полисубъектной) среды учитывает хаотичность и неопределенность и отражает принципиальные особенности поведения участников рыночных отношений: существование у них разных картин субъективного восприятия окружающей действительности, необходимость принятия решений в условиях неопределенности и возникновение рефлексивных процессов, сопровождающих взаимодействие рыночных субъектов. Методология введения робастного управления в полисубъектную среду основывается на подходе к структурированию рефлексивно-активной среды, где в качестве элементарной средовой единицы выступает деловая ситуация, рассматриваемая как носитель неопределенности, а элементарной организационной структурой является взаимодействие «субъект-субъект». Действие в контексте «субъект-субъект» определяется сформированной моделью рефлексивного управления, отличающейся от модели Дж. Сороса вводом интерпретирующей функции. Показано, что результат взаимодействия между экономическими субъектами является случайной величиной и для оценки допустимости принятия решения в «точке согласия» необходимо добиваться соответствия результата встречи ограничениям, вводимым робастным пределом.  Представлен образ процесса выработки управляющих воздействий посредством функций рефлексивного управления, действующих в рамках робастного предела.

Криптовалюты и обычные деньги: свой среди чужих, чужой среди своих
Голубкова Л.Г.,  Розин В.М.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-3.2-24-38
УДК: 316.7
Аннотация:

В статье анализируется феномен криптовалюты. Выдвигаются три версии ее создания: 1) это афера в духе пирамид Мавроди, 2) это новые деньги, позволяющие достойно зарабатывать, и 3) версия конспирологическая. Разбираются мифы по поводу криптовалют, а именно, что деньги обязательно должны быть обеспечены золотом или экономикой страны, а также быть материальными (видимыми и ощущаемыми). Сегодня деньги ничем не обеспечены, а «материальность» денег заключается в их значении и оперативности. При этом оперативность авторы характеризуют посредством четырех классических функций денег: мера стоимости, средство обращения, средство накопления и средство платежа. Помимо этих функций, выделяются еще две ‒ деньги как социальный институт и деньги как инструмент регулирования экономических и хозяйственных отношений. Криптовалюта по своим функциям и структуре сопоставляется со сферой и функциями обычных денег. За обычными деньгами и криптовалютой стоят две разные системы принципов и условий. В первой системе государство и элиты заинтересованы в манипуляциях с обычными деньгами и поэтому создали финансовые и другие институты, стоящие на страже этих манипуляций. Во второй – финансовые институты и общества пользователей только складываются, но с точки зрения своих принципов они выглядят как противники первой системы. Выдвигается гипотеза, что в замысле создания криптовалюты была заложена установка: блокировать манипуляции с обычными деньгами, которыми занимаются государство и хозяйственно-финансовые элиты. При дальнейшем совершенствовании, а также после исчезновения ажиотажного спроса криптовалюта, вероятно, сможет более или менее эффективно выполнять первые четыре классические функции денег, а две остальные она по своему замыслу и не должна обеспечивать (конечно, если речь идет о сложившейся системе хозяйствования, экономики и управления, а также поддерживающих эту систему социальных институтах). Обсуждаются варианты развития криптовалюты и возможные взаимоотношения крипто-сообществ с государством. По мнению авторов, победа государства над клиптовалютными сообществами не предрешена как в силу кризиса современной цивилизации и ее институтов, так и неподконтрольности этих сообществ государству.

Криптовалюта как инструмент финансового рынка
Шмырева А.И.,  Анохин Н.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-3.2-39-49
УДК: 336.7
Аннотация:

Предметом исследования выступает сравнительно новый инструмент финансового рынка – криптовалюта. В статье использованы методы сравнительного анализа, логического исследования, что позволило оценить характеристики криптовалют и механизмы их регулирования. Исследованы дискуссионные вопросы сущности криптовалюты. В научно-практической среде рассматривают криптовалюты как цифровые валюты, электронные платёжные средства, новые формы электронных денег, “новые деньги”, и даже иногда как мираж. Дана оценка современного состояния криптовалют в разных аспектах (структуры, сообщества пользователей, гендерной и возрастной характеристик пользователей, использования device-типа и браузера). Произведена оценка механизма регулирования криптовалют в разных странах, как признающих данный инструмент и активно регулирующих его, так и отвергающих, и терпимо относящихся, но не имеющих нормативных основ его использования. Очевидно, что криптовалюта – это сравнительно новый инструмент финансового рынка, но его стоимость не зависит от количества вложенного труда, как это традиционно характерно для обычных товаров и услуг. Оценка структуры криптовалют показала, что биткоин по-прежнему является самым распространённым её видом, хотя наращивает свои объёмы и эфириум. Среди пользователей биткоина превалируют мужчины возрастной категории от 24 до 44 лет. Важным и значимым аспектом функционирования криптовалют является их регулирование. Официальный статус (товара, финансового актива, платёжного средства или иного инструмента) криптовалюта имеет в сорока странах. Венесуэла стала первой страной, запустившей в продажу свою криптовалюту – петро, отличительной особенностью которой является её реальное обеспечение. В части российского регулирования криптовалют пока нет законодательной определённости, хотя некоторые усилия в этом направлении последние два года предпринимаются. Однако пока криптовалюта не признана государством, есть сомнения в том, что она будет пользоваться полным доверием. В перспективе представляется несомненным, что криптовалюты будут регулироваться на международном уровне, причём акцент будет сделан на предотвращение использования цифровых активов для отмывания денег и незаконных финансовых операций.

Отражение научного интереса к применению метода нечетких множеств для анализа эффективности инновационных проектов в диссертационных исследованиях в России
Музыко Е.И.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-3.2-50-65
УДК: 330.322.01
Аннотация:

В статье приведен критический обзор диссертационных исследований, защищенных в России за период 1998–2017 гг., посвященных применению теории нечетких множеств для оценки инвестиционных и инновационных проектов. Было проанализировано около 150 диссертационных исследований. Проведенный анализ показал, что методы теории нечетких множеств активно применяются учеными-экономистами. Всплеск интереса к применению аппарата нечетких множеств в инвестиционном анализе наблюдается в 2003–2006 гг. после защиты докторской диссертации А.О. Недосекиным. Обращает на себя внимание появление ряда работ по техническим и физико-математическим наукам, связанных с использованием аппарата нечетких множеств для анализа инвестиционной и инновационной деятельности. В них авторы, как правило, исследуют вопрос со стороны технического исполнения – обосновывают алгоритмы и методы оценки и принятия решений в условиях неопределенности, автоматизируют данный процесс. В работах отечественных авторов был исследован инвестиционный потенциал промышленных, строительных, высокотехнологичных, IT-предприятий, а также промышленного комплекса в целом, транспортной и научно-инновационной инфраструктуры, что говорит о постепенном углублении специализации в данной области исследований. Несмотря на то что российские исследователи проявляют достаточно высокий интерес к методу нечетких множеств, лишь небольшая часть работ использует его в сочетании с методом реальных опционов (9 %) для оценки эффективности инвестиционных и инновационных проектов. Для анализа эффективности венчурного финансирования инновационных проектов сочетание метода реальных опционов и метода нечетких множеств в работах отечественных авторов не встречается.

Аналитика духовной культуры

Традиционное понимание творчества и бытия человека
Курабцев В.Л.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-3.2-66-81
УДК: 1 (091)
Аннотация:

В статье анализируются онтологические аспекты творчества и бытия человека. Основные методы исследования – герменевтический и аналитический. Обращение к благу ценностей творчества стало логическим продолжением духовных и философских исканий святых отцов и русской философии. Гуманистический характер творчества связан с христианской моралью и проявляется в признании ценностей, стоящих выше материальных интересов современного человека. Анализируются исключительность и деградация души и цивилизации, в которых первенствует анти-творчество и анти-свобода. Рассматриваются природа непонимания и неведения истинного творчества и творчества жизни, противостояние духа репродуктивности и духа творчества; духа христианства и духа творчества. Рассматривается креатодицея (оправдание творчества). Анализируются онтологические аспекты творчества и его смыслов. Раскрывается смысл высказываний: «делать дело», «Божья воля», бытие человека, достоинство человека. Анти-творчество представлено как недобрая феноменальность своевольного, бесстыдного и бесчеловечного. Анализируется творчество своей жизни и «творческая трагедия человеческой жизни» (Флоровский). Это творчество невозможно без приоритета истинной веры и признания Назначения каждого человека. В статье подчеркнута христианская идея богоугодности человека, понимаемого как преодоление зла в себе. Акцентированы идеи сохранения чести и достоинства и самостоятельного приложения усилий в делах по Божьей воле. Подчеркнута необходимость радикального (в духе творчества) переосмысления ценностных установок современного человека.

«Человек играющий» в эпоху постмодерна
Новикова О.Н.,  Беляева Л.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-3.2-82-95
УДК: 130.2
Аннотация:

В статье, отталкиваясь от опыта исследования игрового элемента в культуре, проведенного Й Хёйзингой в начале двадцатого столетия, авторы рассматривают феномен «человека играющего» в контексте аксиологического сдвига, произошедшего в современной культуре. Анализируются причины усиления игрового фрейма в повседневной жизни современного человека, связанные с изменением аксиологических координат его бытия: плюрализм ценностей, гедонизм и потребительство, понимание мира и самого бытия как текста, его эклектичность, господство компьютерной культуры. Новизна статьи заключается в обосновании положения о том, что эпоха постмодерна рождает нового «Человека играющего», представляющего собой синтез homo ludens и homo mobilis (homo mobiludens – термин наш – Л.Б., О.Н.), для которого игра становится не просто «элементом культуры» (Й. Хёйзинга), а способом бытия в культуре. При этом элемент несерьезности игры постепенно сглаживается, она превращается во вполне серьезное занятие, всё чаще подменяя собой жизнь. С философско-антропологической позиции очевидно, что для homo mobiludens игра превращается в насущный и необходимый способ субъективной интерпретации реальности как преодоления информационного и ценностного хаоса бытия. Происходит играизация бытия человека, а информационные технологии становятся самым доступным способом получения развлечения и отвлечения от тягот реальности, рутины быта, быстрым способом удовлетворения антропологических потребностей через электронные игровые форматы. Homo mobiludens использует игровые практики как пробу возможного бытия и риска для нарушения одномерности и рутины повседневности, воспринимает их как личностную находку, инновацию. Деконструируя смыслы и порождая новые, он эклектично играет с традиционными формами и качествами жизни, устанавливая новые формы интертекстуальной, языковой игры, стараясь вписаться в тот или иной нарратив, стратегию личной жизни, задаваемые игрой. В поисках смысла бытия и своего места в нем новый «человек играющий» эпохи постмодерна – homo mobiludens – постепенно утрачивает свою персональную идентичность и приобретает новую форму идентичности – ролевую, характеризующуюся множественностью и ситуационностью.  Введение альтернативных сценариев жизни через игровые практики позволяет сместить время и пространство, соединив воедино реальное и виртуальное в поле игры. Виртуальное бытие человека делает его зависимым в социокультурном и антропологическом смыслах, формируя отношение к жизни как к игре, в которой есть возможность с легкостью изменять ситуации и получать разноплановые ощущения  и эмоциональные состояния.

Тенденции изменения медийного пространства: от текста к гипертексту
Ополев П.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-3.2-96-112
УДК: 316. 77
Аннотация:

Мир стремительно усложняется. Пролиферация социокультурной сложности оказывает воздействие на медийное пространство современности. В настоящее время вещно-событийная среда человеческого существования всё больше приобретает характер сложного информационно-знакового пространства. В результате жизненный мир человека, стиль его мышления претерпевают изменения под давлением информационной сложности. Сферы общественной жизни оказываются интегрированными в медийное пространство, происходит активная медиатизация различных общественных подсистем. Усложнение культуры становится угрозой для психики человека. Человек «утопает» в мелочах, нюансах, ненужных подробностях и субъективных мнениях. Информационный шум, состоящий из обрывков информации и их недостоверной интерпретации, не оставляет шанса на объективную картину мира. Взрывной рост социокультурной сложности изменяет медийное пространство. Современное информационное пространство оказывается воплощенным мифом о вавилонской башне – столпотворение информационных потоков, лишенных линейной логики и смысла. Современные макросоциальные изменения выражают слияние множества процессов различной направленности, которые формируют многомерную и противоречивую систему отношений солидарности и конфликтов, гармонии и напряженности, усложнения и упрощения. Все эти процессы оказывают влияние на характер коммуникации, обусловливают трансформации медийного пространства. Современное медиапространство является наглядной демонстрацией конфликта между эпистемой модерна и постмодерна, линейной логикой текста и нелинейной логикой гипертекста. Цифровая культура современности является объективно дискретной, но субъективно возвращает нас к «аналоговым» формам культуры, переживанию действительности в аудиовизуальных формах, мифологических образах. Медиапространство оказывается задано сетевой логикой электронных медиа, обнаруживая тенденцию к фрагментации и децентрализации, переосмыслению роли автора и читателя. Синтез телевидения, сети Интернет и виртуальной реальности порождает неоднородное медийное пространство, в котором сосуществуют противоречивые тенденции, одновременно усложняющие и упрощающие бытие и мышление. Медийное пространство современности оказывается нелинейным и нарративным. Гипертекстуальность медиапространства обуславливает сложность медийного пространства и ризоматичность разнонаправленных информационных потоков.

Фронтовые бригады: от передовой к подлинной «художественной документации»
Олейник М.С.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-3.2-113-124
УДК: 7.036.1
Аннотация:

С середины XIX в., когда в Морском ведомстве была введена должность художника, отображение военных реалий сначала на флоте, а позже и в армии стало правилом. Это пейзажи знаменитых маринистов – И.К. Айвазовского, А.П. Боголюбова, Л.Д. Блинова, жанровые картины В.В. Верещагина, И.А. Владимирова. Полноценная работа профессиональных художников в армии и на флоте обрывается после Октябрьского переворота 1917 г. С созданием батальной мастерской им. М.Б. Грекова в 1934 г., в память о первом советском художнике-баталисте М.Б. Грекове, батальный жанр стал развиваться в ключе социалистического реализма. Колоссальный всплеск его развития приходится на годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. При Главном политическом управления РККА, Политическом управлении ВМФ и Главном военно-санитарном управлении начинают работать агитационные и фронтовые художественные бригады. Живопись и графика стали не только произведением изобразительного искусства, но и наглядным документом военной действительности. Объектом интереса в данной статье стали создание и работа фронтовых художественных бригад, созданных по приказу Е.И. Смирнова, начальника Главного военно-санитарного управления (ГВСУ). На предложение работать в художественных бригадах откликнулись художники Московского отделения Союза художников: Н.Н. Волков, Д.Н. Домогацкий, А.Т. Иванов, Н.Г. Козлов, Н.Ф. Короткова, Н.Г. Котов, Е.А. Львов, Ф.И. Невежин, Ю.Г. Нерода, Д.П. Павлинов, Н.С. Сергеев, Р.И. Синильникова, Н.Г. Яковлев. Для каждой поездки бригады оформлялось предписание, прописывался подробный маршрут, начальникам санитарных управлений фронтов направлялось письмо. Маршрут мог меняться в связи с фронтовой обстановкой и, как правило, согласованный ранее маршрут обогащался и развивался. Фронтовые художественные бригады работали на многих фронтах Великой Отечественной войны, что давало возможность художникам и фотографам охватывать широкий географический диапазон военных событий. Перед художниками ставилась задача максимально правдиво и точно изобразить реалии медико-санитарной службы.

Меж двух миров: взаимодействие северных и итальянских тенденций в живописи Испании XV века
Сеглина Т.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-3.2-125-137
УДК: 130.2, 7.01
Аннотация:

Статья посвящена изучению влияния итальянской и фламандской ренессансных традиций на живопись Кастилии и Арагона XV века. Предметом исследования стали художественные черты, связывающие испанскую живопись с итальянским и фламандским Ренессансом. Объектом исследования послужили жизнь и творчество испанского художника Бартоломе де Карденаса (Бартоломе Бермехо). На основе анализа его произведений «Святой Михаил с донатором Антонио Хуаном», «Мадонна Млекопитательница», «Святой Доминик Силосский», «Piedad Desplá» («Пьета Деспла»), «Святая Энграция» (центральная часть, «Взятие под стражу Святой Энграции», «Бичевание Святой Энграции», «Распятие»), «Пишущий Святой» («Святой Августин») и «Оплакивание» автор выделяет такие черты, как внимание к пропорциям, чувство перспективы, физиогномическая точность, отказ от техники аль-эстофадо, работа с пейзажем, обращени к природе и др. Анализ произведений Бермехо показал, что мастер в одних и тех же произведениях использовал мотивы и особенности обеих традиций. Описаны обстоятельства, повлиявшие на распространение и укоренение влияния итальянской и фламандской живописи в искусстве Пиренейского полуострова: политические и экономические условия, вкусы правителей (Хуана II, Изабеллы I и Фердинанда II), арабское наследие с его ограничениями живописных изображений, связь Арагона с папским двором в Авиньоне, торговля предметами искусства с Фландрией. Рассматриваются пути проникновения двух данных традиций на Пиренейский полуостров. Дается ответ на вопрос, почему итальянская и северная традиции имели ключевое значение в формировании национальной живописной традиции Испании. В статье содержится краткое описание двух разных оптик, которые предлагают два во многом схожих, но разных ренессансных течения. Выдвигается тезис о том, что, несмотря на привнесённые искусством Италии и Фландрии черты, испанская ренессансная живопись обладает собственным уникальным колоритом и особенностями, которые проявляются в творчестве её художников.

Формирование социальных функций библиотеки
Долгова Н.Ю.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-3.2-138-151
УДК: 316.33
Аннотация:

В статье рассмотрены генезис и сущность библиотеки как социального института, а также роль и функции библиотеки в разные периоды. В работе говорится о значимости появления библиотек в каждую историческую эпоху и выполнения неизменных исходных функций  и задач. Миссия библиотеки реализуется в конкретных социальных функциях, соответственно ее трансформация повлекла изменение социальных функций библиотеки. Показано, какое значение имеет библиотека для общества в зависимости от типа и вида. В работе проведён анализ библиотеки как социального института, характеризующий её историческую изменчивость. Назначением первых библиотек и первой их миссией было хранение документированного знания. Первые библиотеки были хранилищами-сокровищницами большей частью закрытого типа, так как существующие в них собрания книг имели материально-ценностное значение. Античную библиотеку можно одновременно рассматривать и как относительно общедоступное книгохранилище (для читателей из определенных социальных страт), и как служащее науке учреждение. Ведущую роль в сохранении  культурного наследия античности, в сохранении преемственности в развитии образования, науки и культуры играют монастырские библиотеки. В эпоху Средневековья монастырские библиотеки существенно эволюционировали. В раннем Средневековье они были единственными центрами культуры и образования. В позднем Средневековье оин уступили это место университетским библиотекам. Университеты и созданные при них библиотеки сыграли значительную роль в распространении книг и образования. В университетских аудиториях богословие начало постепенно уступать первенство светским наукам (соответственно изменился состав фондов библиотек).  Круг пользователей университетских библиотек был значительно шире, чем в других средневековых библиотеках. Библиотека постепенно становится учреждением, которое определяет характер образовательной, научной и культурной политики государства. Библиотеки в своем развитии прошли длинный эволюционный путь от собраний табличек и свитков в библиотеках древних империй, небольших книжных собраний в монастырях, состоявших преимущественно из религиозной литературы и имевших очень ограниченный круг пользователей, до библиотек университетов и частных собраний, которые были прообразом современной публичной библиотеки с ее универсальным книжным фондом общественного пользования. За долгий  период человеческой истории ее социальные функции претерпели существенные изменения.

Проблемы национального дискурса

Восточный халат Ильи Ильича Обломова и метафизика «обломовщины»
Лихоманов И.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-3.2-152-168
УДК: 130.2
Аннотация:

В статье обосновывается мнение о романе И. А. Гончарова «Обломов» как о романе философском и символическом. Художественный прием символизации образов позволяет включить в произведение комплекс философских идей, затрагивающих проблематику культурно-исторической специфики России. Так, например, образ Обломова начал формироваться, по признанию самого автора, как обобщающий некоторые психологические черты реальных людей. Но постепенно он трансформировался в символ русского человека «вообще». Образ другого героя, Андрея Штольца, символически воплощает синтез русского мира и Запада. Символическую функцию в романе выполняют не только персонажи героев. Халат Обломова – символ исламского Востока, резко отличного от индо-буддистского Дальнего Востока. Таким образом, философская глубина произведения достигается за счет символизации художественных образов, а не за счет столкновения абстрактных идей. Философское содержание романа заключается в выявлении специфики России («русской души») в ее противопоставлении «Западу» и «Востоку». «Запад» рассматривается как механическое, движущее начало, противостоящее неподвижному, инертному «Востоку». В то же время западное «начало» имманентно русскому, тогда как восточное «начало» трансцендентно и связано с русским «началом» чисто механически. Специфика же России – в ее «одухотворенном» порыве к трансцендентному смыслу бытия. Философское содержание романа, таким образом, воспроизводит славянофильский комплекс идей. Однако, в отличие от славянофилов, Гончаров создал роман не о величии, а о саморазрушении «русской души». Главные герои романа переживают экзистенциальный кризис, обусловленный утратой смысла бытия. При этом выясняется, что женственная часть «русской души», которая воплощает ее динамичное и волевое начало, не обладает способностью к трансценденции. А мужская часть «русской души», которая обладает такой способностью, безвольна, пассивна и не может оказать сопротивления мертвящему влиянию «Востока». Таким образом, роман «Обломов» является произведением антиевразийским и служит предостережением от «евразийского соблазна».

«Великое отступление» или «Великий манёвр»: концепция Н.С. Тимашева и идеологические трансформации в СССР 1930-х гг.
Шматов М.Ю.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-3.2-169-184
УДК: 14+93
Аннотация:

В статье рассматриваются актуальные для современной исторической науки вопросы идеологических трансформаций в сталинском СССР в течение 1930-х гг., их взаимосвязи с практиками власти и положением советского социума. Новизна исследования заключается в использовании для анализа методологии известного социолога Русского зарубежья Н.С. Тимашева, в концепции которого события 1930-х гг. в СССР трактуются как «Великое отступление» И.В. Сталина и в целом большевистского режима, и от марксистско-ленинской идеологии в сторону возврата к традиционным и национальным ценностным установкам и практикам. В статье предпринята исследовательская попытка подтвердить или опровергнуть теоретические положения концепции Н.С. Тимашевым эмпирическими материалами, преимущественно относящимися к истории СССР середины 1930-х гг. Исследование охватывает изменения в повседневности сталинского социума, трансформации идеолого-пропагандистских, социально-политических и культурных приоритетов правящего режима по материалам документов советского законодательства и источникам из периодической печати СССР и других государств; особое внимание уделяется анализу транслируемых в прессе идеологических установок, направленных на массовую аудиторию. Официальный дискурс сопоставляется с объективными историческими событиями исследуемого периода, что позволяет определить предпосылки происходивших трансформаций и установить их сущность. Особая роль в исследовании отводится анализу мотивов и утилитарных целей институтов власти как основных акторов трансформаций в идеологической, экономической и социальной политике Советского государства. Результатом исследования выступает оценка научной ценности концепции Н.С. Тимашева и её соотношения с политической и социальной реальностью Советского Союза в 1930-х гг. Предпринята попытка предложить научный термин «Великий манёвр» – альтернативу определению, данному Н.С. Тимашевым. С нашей точки зрения, предложенный термин позволяет более точно охарактеризовать осуществлявшиеся или мнимые трансформации, являвшиеся во многом продуктом осознанной и контролируемой мобилизационной политики власти, а не «естественной» эволюции политического режима и подконтрольного ему социума.

Детерминанты воспроизводства этнического многообразия: рынок, государство, неформальные институты
Ерохина Е.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-3.2-185-197
УДК: 316
Аннотация:

Статья посвящена роли институциональных детерминант в воспроизводстве этнического многообразия. Этническое многообразие рассматривается в двух аспектах: как результат личностной идентификации (номинативный аспект) и как надындивидуальный феномен (нормативный аспект). Совокупность представлений о том, что значит «быть кем-то» и «кого называют кем-то» по национальности (этнической принадлежности), выступает основой воспроизводства этничности как набора правил, включающих правила членства и механизмы сохранения границ. Однако сама этничность вписана в более широкий социальный контекст, из которого эти правила и механизмы вырастают. Объективированные структуры, в совокупности составляющие социальный порядок, выступают институциональными детерминантами этничности. В качестве таковых в статье выделены государство, рынок и неформальные структуры: семья, родство, община (землячество). Отмечается различие хозяйственно-культурных типов и экономических укладов разных народов как основание этнического неравенства. Подчеркивается роль государства в усилении или смягчении статусного неравенства этнических групп. Раскрывается значимость неформальных институтов в воспроизводстве этнического многообразия. Неформальные институты способны снимать напряженность, вызванную социальными барьерами, уберегать общество от разрывов, препятствовать чрезмерной поляризации его различных сегментов. Другой стороной неформальных институтов оказывается их способность создавать новые барьеры и ограничения. Делается вывод о том, что действие формальных институтов создает предпосылки для этнической стратификации, тогда как неформальные институты репрезентируют самоорганизацию. Этничность существует в поле управляемой модернизации и в поле спонтанной самоорганизации. На пересечении формального и неформального режимов работы социальных институтов формируются особые условия воспроизводства этничности. Приведены примеры того, как статус отдельных сословий подданных Российской империи определил специфику воспроизводства этничности в Российской империи. На примере отдельных кейсов рассмотрены конкретные случаи воспроизводства этнического многообразия на пересечении деятельности неформальных структур, государства и рынка в условиях современной России.

Проблемы формирования гражданской культуры в Кыргызстане
Бектанова А.К.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-3.2-198-220
УДК: 1. 316. 75
Аннотация:

Проблема формирования гражданского общества является актуальной на постсоветском пространстве вот уже около тридцати лет. Формирование и становление гражданского общества – это долговременный исторический процесс, обусловленный определенными экономическими, политико-правовыми и социокультурными факторами. Подчеркивая, что формирование экономического и политико-правового фундамента гражданского общества имеет первостепенное значение, автор считает, что создание социокультурных условий и предпосылок гражданского общества не менее важно и представляет процесс довольно трудный и длительный. Одной из важнейших социокультурных составляющих гражданского общества является гражданская культура, представляющая собой подсистему сложной целостной системы культуры. Автор отмечает, что основополагающими элементами гражданской культуры являются правовая, политическая и экологическая культура. Используя данные социологических исследований, автор исследует состояние гражданской культуры в Кыргызстане и приходит к заключению о низком уровне общей и гражданской культуры как отдельных индивидов, так и общества в целом, недостаточной самостоятельности и независимости гражданских институтов, отсутствии взаимного согласия и доверия в обществе. Это тормозит процесс становления гражданского общества. В связи с этим актуализируется необходимость использования исторического опыта политической, правовой и экологической культуры традиционного кыргызского общества, которая опиралась прежде всего на мораль и нравственность. Автор отмечает, что особенности бытия кочевников, живших в чрезвычайно сложных природных условиях,  содержат в себе изрядный потенциал и ресурсы эффективного регулирования и координирования коллективных взаимосвязей в социуме и в природе, что представляется достаточно важным для формирования гражданского общества. В то же время отмечается необходимость диалектического подхода к проблеме формирования гражданской культуры, предполагающего отрицание негативных проявлений культуры прошлого с одновременным сохранением всего позитивного и содействующего прогрессивному развитию общества.

Образование в современной культуре

Макдональдизация высшего образования
Никитин А.П.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-3.2-221-232
УДК: 316.74+378
Аннотация:

В статье рассматриваются проявления макдональдизации в высшем образовании. Основная проблема – вопрос о возможности переноса функциональных принципов работы сети быстрого питания на деятельность образовательных учреждений. Цель работы – характеристика процесса макдональдизации высшего образования через описание соответствующих черт, причин, вызывающих данный процесс, и его социокультурных последствий. Методология исследования опирается на подход М. Вебера и Дж. Ритцера, анализирующих развитие социальных институтов как процесс формальной рационализации, как постоянное увеличение калькулируемости и контроля за поведением индивидов. По М. Веберу, преобладание формальной рациональности предполагает приоритет эффективного достижения целей перед содержательными целями общественного развития. Опираясь на методологический проект М. Вебера, Дж. Ритцер рассматривает макдональдизацию как феномен процесса рационализации современного общества. Макдональдизация предполагает распространение по всему миру тех управленческих стратегий, на которых основывается деятельность «Макдональдса», и их превращение в фундаментальные ориентиры при организации общественной жизни. Результаты представлены в следующих пунктах: 1) современные тенденции в развитии института высшего образования можно описать как проявление функциональных принципов, на которых основывается деятельность «Макдональдса» – это стремление к эффективности, просчитываемости, предсказуемости и контролю; 2) причинами макдональдизации высшего образования являются превращение самого образования в предмет потребления и новая управленческая стратегия: в условиях глобализации в качестве образца управления высшей школой используется модель управления крупной корпорацией; 3) социокультурными последствиями этой тенденции являются усиление симуляционных практик в деятельности университетов, рост фальсеоинтеракций в образовательном процессе, подмена содержательных целей образования на формальные.

Социальное и профессиональное самочувствие учителей российских школ в период реформ и контрреформ
Головчин М.А.,  Соловьева Т.С.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-3.2-233-252
УДК: 331.543
Аннотация:

Статья посвящена изменениям, произошедшим в положении кадрового состава российских школ за годы образовательных реформ и контрреформ, и влиянию, оказываемому на педагогов со стороны государства и социума. Методология и методика исследования. В исследовании предложен комплексный методологический подход к изучению социального и профессионального самочувствия представителей учительского корпуса, в рамках которого педагог рассматривается, прежде всего, через призму его социального самочувствия и экономического положения. Информационной базой исследования выступают данные мониторинга, проводимого среди учителей школ Вологодской области. Мониторинг проводился в три этапа: а) в 2011 году (начало модернизационных преобразований в сфере образования); б) 2012 год (новый виток образовательной модернизации, связанный с особым вниманием государства к проблемам педагогов); в) 2017 год (дезавуирование принципов модернизации и отход к политике «образовательных контрреформ»). Результаты. Данные, собранные в ходе мониторинга, позволяют судить об изменениях социального настроения учителей, запаса их терпения, отношения к политике государства, удовлетворенности работой в школе, социальной активности. В заключение в статье предложен ряд механизмов по преодолению проблем учительства на федеральном, региональном и локальном уровнях. Выявлены многоаспектность и нелинейность проводимых преобразований. Ретроспектива реформ представлена как на исторический цикл, состоящий из смены фаз частичных нововведений, модернизации, «слома» модернизации, стагнации и контрреформ (комплекса мер, направленных на дезавуирование реформаторского опыта, возврат к дореформенным образцам). Практическая значимость. Представленные исследовательские результаты, анализ характера изменений социального самочувствия и материального благополучия учителей, а также о некоторых направлениях улучшения их социально-экономического положения могут быть использованы при разработке и корректировке стратегических мероприятий по развитию региональной системы образования.

Анонсы