Содержание тома

Социально-экономическая теория и практика

ПОНЯТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
Розин В.М.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-2.2-3-15
УДК: 167.5+167.7
Аннотация:

В статье разводятся понятия техники и технологии. Обозначаются четыре этапа развития техники. Первый этап ‒ «опытная техника», для нее характерна магическая концептуализация, второй ‒ инженерия (рациональная концептуализация), третий ‒ проектирование, четвертый ‒ технология. Для техники характерны пять особенностей: техника ‒ это артефакты; техника может быть рассмотрена как «социальное тело» человека или общества; техника ‒ это нужный человеку способ использования сил природы; это формы ее осознания; наконец, это опосредование в форме орудий, машин и материальной среды, позволяющее реализовать замыслы человека. Утверждается, что и концептуализация технологии является сущностной характеристикой ее понятия. Если же пишут, например, о технологии неолита или эпохи строительства египетских пирамид, то речь идет о ретроспективном истолковании, с точки зрения современного понимания технологии. Оно не бесполезно, например, для выяснения предпосылок становления технологии, но в плане мышления создает проблемы и противоречия. Автор утверждает, что технология складывается во второй половине XVIII столетия в качестве новой реальности, которая описывает индустриальную деятельность на языке операций и их условий – разделения труда, управления. Одновременно технологию начинают характеризовать установки на качество, экономию, стандартизацию, рациональное описание производственных процессов, их оптимизацию, на подготовку специалистов нового типа ‒ технологов. Обсуждаются три этапа развития технологии. Рассматриваются особенности и основные типы технологии: производственная, инженерная, большие техносоциальные проекты, глобальные технологии. Рассматривает автор и условия становления новых технологий. Заканчивается статья размышлениями о кризисе техногенной цивилизации и путях его преодоления.

КОМФОРТ КАК УСЛОВИЕ АТТРАКТИВНОСТИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
Романова Н.Г.,  Разомасова Е.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-2.2-16-27
УДК: 338.262.4
Аннотация:

В статье рассматривается гипотеза аттрактивности городской среды с позиции формирования комфортных условий проживания населения. В качестве одной из версий создания условий комфортного проживания населения на территории городской агломерации авторами рассматривается концепция развития сферы потребительских услуг, включающих в себя услуги бытового характера, общественного питания и розничной торговли, отмеченные населением г. Новосибирска как необходимые, вызывающие ощущение комфорта. Рост численности городского населения в синергии с социально-экономическими проектами поддержки рождаемости и ипотечным кредитованием в РФ привел к развитию строительной индустрии, активной застройке отдаленных городских территорий и значительному увеличению численности проживающих на них граждан. Учитывая, что возможности точечной застройки в центральных частях города ограничены, жилые дома активно воздвигаются на периферийных территориях городских агломераций, где спрос населения на услуги потребительского свойства в разы превышает предложение. Подобная диспропорция вызывает у населения отдаленных мест города чувство дискомфорта, вынуждая тратить больше времени и средств на поиск и приобретение необходимых им услуг. Предприниматели не желают развивать объекты культурно-бытового значения на территориях города, отдаленных от центральной части. Низкая активность предпринимателей вызвана рядом факторов, связанных с неполучением ожидаемой прибыли. На разных территориях города экономические условия для ведения бизнеса примерно одинаковые при значительной разнице доходов населения и трафика покупателей. В этой связи вызывает сомнение полноценная реализация приоритетного государственного проекта «Формирование комфортной городской среды», инициированного Правительством РФ. Авторы приходят к выводу, что без адресной поддержки предпринимателей невозможен численный рост предприятий сферы услуг, позволяющий населению достичь состояния требуемого комфорта как условия аттрактивности городской среды.

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ И СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
Абакумова Н.Н.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-2.2-28-40
УДК: 331.22, 331.34, 349.22
Аннотация:

В статье рассматриваются проблемы социально-трудовых отношений в современной России. Преобразование социально-трудовых отношений происходит в России почти 27 лет. Представлены основы социального партнерства как новой системы взаимоотношений между работниками и работодателями, дающей возможность отстаивания интересов наемными работниками. Указаны основные причины трудовых конфликтов, формы протеста работников и их отношение к ним, практика трудовых протестов. Основными причинами конфликтов в трудовых отношениях выступают уровень заработной платы и ее задержки. В то же время существуют и другие проблемы: невыплаты в страховые фонды (в частности, в пенсионный фонд) со стороны работодателей, наличие «серых» зарплат, «игры» со структурой заработной платы не в пользу работников, увеличение рабочего времени и объемов выполняемой работы, чрезмерная дифференциация заработной платы по категориям и отраслям, наличие работающих бедных. Как итог такой ситуации – снижение возможностей воспроизводства рабочей силы, ее квалификации, эффективности труда, ухудшение положения работника после прекращения трудовой деятельности. В дальнейшем это может привести к проблемам как для работников, так и для государства. В связи с этим рассматриваются возможные пути развития социально-трудовых отношений. Выстраивание социально-трудовых отношений – это дело всех сторон социального партнерства. Работодатели активно реализуют свои интересы даже в условиях непростой экономической ситуации в стране. Работники тоже должны активно включаться в социальное партнерство, отстаивать свои интересы как коллективно, так и индивидуально, использовать все возможности с учетом последних изменений в ТК РФ. В частности, усилен механизм контроля и ответственности работодателя за неисполнение законов, касающихся трудовых правоотношений. Уже длительное время обсуждается вопрос об изменениях в социально-экономической политике, что должно способствовать изменению ситуации в вопросах социально-трудовых отношений и повысить уровень жизни наемных работников, сделать эти отношения более справедливыми.

Проблемы национального дискурса

ТЕРМИН И ПОНЯТИЕ «ДЕМОКРАТИЯ» В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ КИТАЯ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА
Кормич П.С.,  Олейников И.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-2.2-41-58
УДК: 32.019.51+94
Аннотация:

В данной работе рассматриваются проблемы восприятия и обозначения политических терминов в Китае первой трети ХХ века. Основное внимание уделено трактовке терминов «демократия» («народовластие»), «свобода», «народ» в понимании Великого китайского революционера Сунь Ятсена. Практически во всех языках термин «народ» обозначает некое (иногда конкретное, как в случае с демосом, иногда абстрактное, как в русском языке) объединение людей. Но при этом, этимологически он не связан со словом с семантикой «человек». Народ – это некая скорее множественная абстракция, не связанная с конкретной единицей в лице человека, хотя формально подразумевает человека во множественном числе. В китайском языке это выглядит иначе. Поэтому этимологический контекст политической терминологии в китайской действительности очень важен. Термин «демократия» (народовластие) в китайском языке имеет неоднозначную историю возникновения, несколько обозначений и вариантов написания, которые обладают рядом отличительных особенностей и активно использовались, а иногда и противостояли друг другу, уже с середины XIX века. В итоге мы получаем, что народовластие у Сунь Ятсена – это возможность управления делами всякой объединенной или организованной группой людей, основанная на силе, могуществе для достижения свободы государства, при обязательном принесении в жертву свободы индивидуума, но и на равенстве народа в политическом отношении. Мао Цзэдун выдвинул теорию «новой демократии», которая выступала в качестве нового этапа развития марксизма и содержала важнейшие положения марксистской теории. Выдвижение теории «новой демократии» как нового этапа развития марксизма обосновывалось необходимостью его «китаизации». Но по существу речь шла не о «китаизации» марксизма, в значении адаптации общей теории Маркса к конкретным условиям Китая, а о создании «китаизированного марксизма», разработанного в качестве теоретического руководства антиимпериалистической, антифеодальной революцией в колониальных и зависимых странах. Чан Кайши, не без основания считавший себя продолжателем дела Сунь Ятсена, отчасти противопоставил свое идеологическое кредо демократизму (народовластию) основателя Гоминьдана, так как отрицал возможность осуществления демократических принципов в Китае практически до 50-х годов ХХ в. При этом вслед за Сунь Ятсеном он обращал особое внимание на роль государства, противопоставляя интересы личности и государства. Таким образом, идеи, заложенные Сунь Ятсеном, продолжают оказывать значительное влияние на развитие политической теории и практики Китая и в последующее время. Конечно, не всегда они воспринимаются одобрительно, но даже при отторжении или критике идей великого китайского революционера его идеологическая концепция являлась основой, от которой отталкивались последующие революционеры Китая.

Образование в современной культуре

К ПОЛИГЕНЕЗУ УНИВЕРСИТЕТА
Шапко И.В.,  Сафронович И.Е.,  Кислов А.Г.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-2.2-59-83
УДК: 008
Аннотация:

Предметом публикуемого исследования являются методологические подходы участников научных дискуссий к поиску ответов на вопросы о природе (происхождении), сущности, миссии (предназначении) и будущем университета как специфического социального института. Особое внимание уделяется признаваемому большинством исследователей университетов их differentia specifica – институциональной автономии и академических свобод членов университетского/академического сообщества, т. е. признаваемых всем социумом их прав на свободные исследования, свободное участие в публичной полемике и свободную, в том числе публичную критику всех (не исключая авторитеты). Работа построена на сравнительном анализе текстов ряда наиболее репрезентативных участников этих дискуссий. В результате выявлены значительные расхождения как в декларируемых ими позициях, так и в их концептуальных основаниях. Важнейшими среди них признаются дихотомии эссенциализма и номинализма, а также моногенетизма и полигенетизма. Несмотря на то, что наиболее распространенным в научной литературе остается европоцентричный моногенетизм, исследователи университетов всё чаще свидетельствуют о существовании автономии и академических свобод в учебных заведениях исторически более ранних, нежели средневековые западноевропейские университеты. Кроме того, исследования свидетельствуют о сворачивании академических свобод в современных университетах. Таким образом, моногенетический подход обнаруживает методологические границы, свойственные также и эссенциализму, побуждая к серьезному отношению и к номинализму, и к полигенетизму. Выводом настоящей работы стало признание неизбежности разносочетаемости методологических подходов в университетоведении подобно тем, что существуют и сохраняют свою эвристичность во многих других науках.

ФЕНОМЕН НЕМЕЦКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
Крыштоп Л.Э.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-2.2-84-99
УДК: 141.2
Аннотация:

Просвещение представляет собой разностороннее культурное явление. Если ранее его исследование предполагало попытки создания некоего общего образа определенной эпохи без учета специфики различных географических регионов, то сейчас такой подход можно считать неадекватным. Тем не менее в отечественной историко-философской науке по-прежнему иногда встречается упрощенное представление о Просвещении, основанное, прежде всего, на специфических чертах французского Просвещения, таких как революционность, антиклерикализм, антисистемность и антиметафизичность. Однако такие характеристики не могут быть отнесены к Просвещению в Германии. В данной статье предпринимается попытка более детального описания специфических черт именно немецкого Просвещения. К этим чертам следует, прежде всего, отнести стремление к саморефлексии, особенно ярко проявившееся в эпоху позднего Просвещения и нашедшего свое выражение в целом ряде сочинений, пытающихся определить сущность и границы Просвещения. Другой важной чертой оказывается настаивание на необходимости самостоятельного мышления, связываемое с достижением как отдельными людьми, так и всем человечеством зрелости, совершеннолетия. У ранних просветителей эта черта проявилась в формировании эклектизма, воспринимавшегося как независимость от чуждых мнений и взглядов. В поздний период эта идея стала приобретать все более выраженную политическую окраску, а призывы к независимости и совершеннолетию превратились в призывы к освобождению народа из-под гнета церковных и светских властей. Еще одной не менее важной чертой можно считать направленность на борьбу с различного рода предрассудками. Однако, в отличие от французских просветителей, просветители немецкие проявляли в этом отношении крайнюю осторожность, особенно когда речь заходила о предрассудках в сфере религии и морали. Более детальное рассмотрение специфических черт немецкого Просвещения способствует созданию более полного представления об этом феномене.

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ МИССИЙ СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Ольшанникова Н.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-2.2-100-112
УДК: 378.4
Аннотация:

В статье проводится анализ миссий современных университетов, как зарубежных, так и отечественных, с позиции выраженных в них функций. Миссии современных университетов отражают либеральные концепции классического университета, а также прагматические концепции высшей школы, что показывает опыт прошлого и проблемы современности, а также будущие тенденции развития. Выявлено, что современные классические университеты отдают предпочтение образовательной и исследовательской функциям. Это общемировая тенденция, которая говорит о приверженности традициям классического университетского образования. Показано также, что, реализуя исследовательскую функцию, многие университеты развиваются в сторону прагматизации науки, ориентируясь на передовые исследования. Обучающая функция также приобрела прагматический окрас и направлена на овладение академических профессиональных знаний и умений, т. е. переходит в профессиональную. Потому что современный рынок труда требует не просто широко образованного, но и профессионально подготовленного специалиста. Это отражено во многих миссиях. Уверенно выходит на приоритетные позиции профессиональная функция, которая заметно опережает социокультурную, это является определенным отступлением от классической идеи университета. В миссиях университетов наиболее выраженным является направление на формирование образовательной политики региона, тем самым решая задачи его саморазвития. Слабо выражена воспитательная функция, которая сводится к ценностям самореализации и все чаще отражается не в миссии, а в декларации. Рассмотрены различные подходы к университетскому образованию, которые зависимы от исторического, культурного и социально-экономического развития стран. Выявлены основные приоритетные направления деятельности американских, европейских и российских университетов.

ИСКУССТВО РАБОТЫ С ВОПРОСАМИ – ГРАМОТНОСТЬ XXI ВЕКА
Карастелев В.Е.,  Данилова В.Л.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-2.2-113-127
УДК: 378.4
Аннотация:

Переломная эпоха требует от человека умения ставить вопросы, готовности с уважением и ответственностью делиться ими с окружающими и мужества оставаться с вопросом, превращая его в источник поисков и развития. В то же время в наследство человечеству досталась культура, в которой вопрос является неудобным или неуместным, требует особых прав для его задавания. Осознание этой проблемы требует сделать искусство вопрошания особым содержанием обучения. В идеале его надо рассматривать как один из видов грамотности, необходимой человеку XXI века. Вопросы и обмен ими являются одним из условий коллективного мышления, организуют процесс трансляции смысла из одной ситуации в другую, а также между разными группами людей, поколениями и т.д., задают смысловой каркас коллективного мышления. Обучение умению ставить свои вопросы и разумно относиться к чужим необходимо для того, чтобы человек мог сохранять свою самостоятельность в условиях, когда средства управления его сознанием становятся все более изощренными и массовыми. Авторы вводят различение асимметричного (зависимость от социальных иерархий) и симметричного (равноправность по отношению к проблемам) вопрошания и полагают, что последнее оказывается ключевым, поскольку способствует эффективному сотрудничеству в проблемных ситуациях. Рассмотрена техника позиционного вопрошания в контексте общественной самоорганизации, описана схема практической работы с использованием этой техники. Представлена карта вопросов, которая может дополнять позиционное вопрошание или использоваться самостоятельно. Ее составление даёт возможность выявить интересы различных участников в рамках общей темы (проблемы) и согласовать отношения между этими интересами.

Религия в современной культуре

ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ БОГОСЛОВИЯ ФЕОДОРА АБУ КУРРЫ
Давыденков О.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-2.2-128-143
УДК: 2.23.230.1
Аннотация:

Феодор Абу Курра, епископ Харранский (ок. 750 – ок. 830 гг.), виднейший мелькитский писатель и первый христианский автор, начавший составлять богословские трактаты на арабском языке, известен не только как значительный православный богослов, но и как хорошо философски образованный ученый. Тем не менее философские предпосылки его тринитарного учения и христологии по сей день остаются недостаточно исследованными. В настоящей статье рассматриваются логические и онтологические предпосылки богословия Феодора. Абу Курра полагал, что все научные термины и понятия разделяются на две группы: имена философские и имена логические. Под первыми он понимает либо имена, обозначающие общие виды («живое существо», «человек», «лошадь»), либо так называемые частные нелогические имена, т.е. имена собственные, обозначающие конкретные лица (Петр, Иаков, Иоанн). К логическим же именам Харранский епископ относит такие термины, как «род», «вид», «природа», «ипостась», «лицо» и др. Согласно Феодору, различие между двумя группами имен заключается в том, что у имен философских определения более общих имен передается более частным, тогда как у имен логических не передается. Кроме того, Абу Курра полагал, что категория количества применима только к логическим именам. При этом он, стремясь к максимальной точности высказываний, отстаивал такую теорию референции, которая встречается только у одного из предшествовавших Феодору греческих авторов, у свят. Григория Нисского. В плане онтологии Феодор исходит из убеждения, что общее всецело, без разделения и умножения, воплощается в частном (единичном). При этом он, проводя четкое концептуальное различие между ипостасью и природой с особенностями, отказывается признать акцидентальные свойства причиной образования ипостаси. Существование так называемых частных сущностей (природ), с точки зрения Абу Курры, невозможно ни логически, ни онтологически. Онтология ипостаси, на которой основывается богословие Феодора Абу Курры, весьма близка к той, что имела место в византийской дифизитской традии VI – VIII веков (Леонтий Византийский, преп. Максим Исповедник, преп. Иоанн Дамаскин и др.).

К ВОПРОСУ О ФУНКЦИЯХ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Зудов Е.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-2.2-144-156
УДК: 298.9
Аннотация:

В статье затрагивается проблема изучения функционирования новых религиозных движений в современном обществе. Традиционно функции новых религиозных движений отождествлялись с функциями религий и в зависимости от методологического подхода раскрывались их сущностные черты. Значительное влияние на изучение функций новых религиозных движений оказал антикультовый подход, который рассматривал их с позиций деструктивного влияния на общество. Автор отмечает, что в современном обществе функциональность новых религиозных движений должна иметь иные черты, чем в традиционных религиях. Сравнивая функциональность новых религиозных движений и религий, выделяются их основные сущностные различия и предлагаются новые варианты НРД. При этом отмечается, что новые функции,выступают производными от существующих функций религий. Были выделены четыре основные функции новых религиозных движений.Функция наукообразной адаптации идей, отмечает тенденцию в учениях новых религиозных движений к синтезу с научными представлениями. Полученные в ходе этого синтеза идеив новых религиозных движениях учеными трактуются чаще всего как псевдонаучные или квазинаучные. Функция аффирмации отмечает в учениях новых религиозных движений стремление перенаправить с внутренней (смысл жизни, духовность) на внешние стороны жизнь индивида (успешность, здоровье, богатство), посредством разнообразных духовных техник, зачастую заимствованных из разнообразных индийских религий и адаптированных под современного человека. Холистическая функция заключается в стремлении преодолеть существующие культурные, религиозные, социальные границы и объединить  государства и нации на основе идей универсализма и синкретизма. Культуроадаптирующая функция раскрывает механизм адаптации чужого культурно-религиозного кода (например, восточных религиозно-философских идей) в современном обществе. Отмечается, что данные функции новых религиозных движений есть результат корреляции социально-культурной среды общества и новых религиозных движений. В результате данной корреляции в современном обществе наблюдается смешение самых разнообразных религиозных, научных, культурных и иных элементов.

К СОЗДАНИЮ АНТОЛОГИИ О РУССКОМ СТАРООБРЯДЧЕСТВЕ
Аторин Р.Ю.,  Кожурин К.Я.,  Товбин К.М.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-2.2-157-169
УДК: 111-141.2-130.2
Аннотация:

В статье обосновывается актуальность создания научной антологии, посвященной русскому старообрядчеству в его истории и современности, культуре и ментальности. Русское старообрядчество является одним из важнейших духовных, социальных, экономических и культурных феноменов в истории России, и обращение к его интеллектуальному наследию востребовано для современного научного сообщества для прояснения уникального курса развития России в мировом сообществе цивилизаций. Старообрядчество, выработав за столетия своего параллельного сосуществования с Российской империей, собственные противодействия западническому курсу, в наши дни является арсеналом духовных, интеллектуальных и культурных методов сопротивления вестернизации, информационному капитализму и одномерной глобализации. В старообрядчестве выработаны ментальные механизмы, актуальные в наши дни для разработки стратегий устойчивого развития в условиях многополярной глобализации, построения социального государства на основе суверенной демократии и прочих современных социально-политических реалий. Для полноты изучения старообрядческого феномена, в антологию должны быть включены как основные старообрядческие тексты, так и знаковые исследовательские и философские работы, посвящённые староверию. Подбор старообрядческих текстов должен иллюстрировать различные течения старообрядческой мысли в разные эпохи, представляющие древлеправославие как идеологию, как мировоззрение, как ментальность, как образ жизни. Сборник текстов о старообрядчестве должен дать объективную картину места древлеправославия в истории и современности России. Редакторская работа должна строиться на предварительно выработанной методологии, препятствующей восприятию староверия в этнографическом или историко-музейном формате. Староверие должно быть представлено читателю в свете своих нынешних культуротворческих возможностей. Текстовая коллекция рассчитана как на специалистов-гуманитариев широкого профиля (культурологов, религиоведов, историков, литературоведов, социологов, этнологов), так и на неподготовленных читателей, интересующихся вопросами истории, культуры и религии и их научным объяснением. Редакторская задача – сделать тему старообрядчества наиболее открытой для внимания современного читателя, мыслителя и исследователя, в то же время сохранив строгую научную методологию предмета.

Аналитика искусства

СОВЕТСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА И НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК ИСТОЧНИК ИНСПИРАЦИИ КОНТРКУЛЬТУРЫ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ
Кузнецов А.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-2.2-170-180
УДК: 316.723-053.6
Аннотация:

В статье исследуется вопрос получения информации об актуальном искусстве представителями советской молодежи Западной Сибири, которые впоследствии стали активными участниками контркультуры 1980-1990-х годов. Автор ставит задачу проследить генезис радикальных идей по переустройству общества, подробно рассматривает такие аспекты темы, как источники сведений о контркультуре, в том числе иностранные и отечественные СМИ, научно-популярные издания, слухи. В процессе исследования были проведены опрос и интервьюирование непосредственных участников движения «сибирский панк», а также использовались экспертные оценки. Выдвигается гипотеза о том, что присутствие в советской печати информации о контркультуре показывает, в целом, сочувственное к ней отношение. Выросшая благодаря энтузиастам среди журналистов и ученых оперативность поступления информации в 1970-1980-х годах позволила молодежи в СССР следить за происходящим в контркультурной среде на Западе. Повторяя модные стереотипы, молодые люди в Советском Союзе чувствовали себя частью актуальных художественных процессов. Несмотря на вторичность образцов отечественной контркультуры, для нашей страны это было авангардным явлением.

ИДЕАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИЙ ОБРАЗ РОССИЙСКОГО ДИЗАЙНЕРА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Манторова А.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-2.2-181-193
УДК: 008
Аннотация:

Статья посвящена исследованию профессиональной культуры дизайнеров в России. В качестве источника используются фокусированные интервью с пермскими дизайнерами различных направлений: дизайн среды, графический дизайн, веб-дизайн, промышленный дизайн, дизайн одежды. Ключевыми блоками гайда являются следующие темы: лидеры дизайна в России, образы профессиональной активности, описание собственного профессионального опыта, личностный блок. На основании анализа указанных эмпирических данных выявляется и рассматривается специфика функционирования профессионального сообщества российских дизайнеров, включающая в себя определение формы данной социальной общности, наличия профессиональной мифологии, а также конструирование идеально-типического образа отечественного специалиста в области дизайна. Исследование показало, что организация дизайнерского сообщества происходит вокруг некоего ядра новой институциональной системы или института в процессе становления. Для таких институтов свойственно доминирование личностного начала, то есть авторитетного представителя профессии – специалиста высокого класса, способного воздействовать на общий процесс развития дизайна. Одной из тенденций организации сообщества вокруг определенных профессиональных ориентиров является их существование в особом мифологическом времени, что позволяет отождествить значимость деятелей различных исторических периодов в рамках единого культурного хронотопа. Данная особенность мифотворчества выступает показателем существования профессиональной мифологии наряду со специфическим «пантеоном титанов», замещающим более распространенный «пантеон богов». Это обусловлено наличием схожего комплекса черт у образа титана Прометея и современного профессионального лидера. Помимо этого, в ходе исследования установлено, что представления о профессии, существующие в российском дизайнерском сообществе, складываются в определенный единый идеальный тип. Данная конструкция представляет собой социокультурный портрет российского дизайнера, отличающийся, с одной стороны, чертами мифологического титана, и архетипа трикстера, с другой. В зависимости от преобладающих характеристик идеальный тип имеет две модификации – дизайнера как доминирующую индивидуальность и дизайнера как рядового представителя профессии, – что позволяет использовать данные конструкции в качестве инструментария для дальнейшего исследования сообщества.

Анонсы