Содержание

Философия: проблемы, подходы, решения

ЭТНОКУЛЬТУРОГЕНЕЗ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ: НАБЛЮДЕНИЯ Г.Д. ГАЧЕВА
Попкова Т.В.,  Тюгашев Е.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2016-3.2-3-11
УДК: 101.1
Аннотация:

В статье дан анализ предпринятой Г.Д. Гачевым рефлексии генезиса философской мысли в его этнокультурной обусловленности. Исследовательский опыт Г.Д. Гачева интерпретируется как реализация методологической установки Московского логического кружка на реконструкцию генезиса знания и его построения на основе не формальной, а содержательно-генетической логики. Содержание и формы философской мысли Г.Д. Гачев рассматривает как вырастающие в лоне национальной культуры и сохраняющие присущие ей особенности. Поэтому можно говорить об этнокультурогенезе философии как процессе, который обладает инвариантными структурными моментами, которые необходимо и вариабельно реализуются в различных философских традициях и конкретных учениях. Наблюдения Г.Д. Гачева анализируются и систематизируются с позиций сравнительно-генетического метода, выявляющего отдельные моменты генезиса философии в кросскультурном сопоставлении. Новизна исследования заключается в анализе творческого наследия Г.Д. Гачева в контексте решения задачи разработки содержательно-генетической логики развития философского знания. Г.Д. Гачев выявил ключевые моменты генетики философской мысли, что позволяет заняться реконструкцией ее развития, а в перспективе и "генной инженерией", конструирующей философские концепции для удовлетворения актуальных философских потребностей целевых групп.

ВООБРАЖЕНИЕ И ВРЕМЯ: ПРОБЛЕМА АФФИРМАТИВНОСТИ СОЗНАНИЯ В НЕКЛАССИЧЕСКОЙ ОНТОЛОГИИ
Ильинова Н.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2016-3.2-12-19
УДК: 111
Аннотация:

В статье реконструируется феноменологическая концепция имманентного времени как основания опыта сознания, выражающегося в воображении. Позиция Гуссерля сопоставляется с кантовской трактовкой времени как априорной формы продуктивного синтеза. Выявляются основные характеристики имманентного времени и воображения, интегрируемые в понятии горизонта сознания. Отмечаются перспективы данного подхода для развития современной онтологии и научной картины мира.

ЧЕЛОВЕК В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СЛОЖНОСТИ
Ополев П.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2016-3.2-20-27
УДК: 130.2
Аннотация:

В статье рассматриваются актуальные тенденции усложнения социокультурного бытия. В работе намечаются особенности бытия человека, живущего в условиях перманентной социокультурной сложности. В условиях приспособления к социокультурной сложности человек рискует утратить свой онтологический статус. Общество становится все более сложным, насыщенным знанием и информацией, а человек «распадается» на функциональные подсистемы – модули. В статье автор намечает образ социокультурной сложности, анализирует место человека в складывающихся условиях. Автор приходит к выводу о том, что современный человек превращается в несущую «модули» конструкцию – «каркас», лишенный самостоятельного онтологического статуса.

МЕЛАНХОЛИЯ КАК СОСТОЯНИЕ ДУШИ…
Коваленко А.В.,  Колышкин В.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2016-3.2-28-35
УДК: 128
Аннотация:

В статье рассматривается меланхолия и ее спутники – «тоска и страх», которые играют важную роль в формировании личности. Попробуем понять меланхолию как состояние души, а не диагноз, который и влияют на мировосприятие человека, когда перед ним открыт целый ряд возможностей самореализации. Каждый исторический период имеет собственную эмоциональную окраску выражения чувств в состоянии меланхолии как одного индивида, так и общества в целом. Также в статье анализируется историческая проблематика возникновения, проявления, ощущения меланхолии, которая в одном периоде времени представляла собой уныние, в другом безысходное отчаяние, тоску, печаль, душевное горе, а в современном мире предстоит в виде «чумы двадцать первого века».

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ – ПЕРВАЯ ЦЕЛЬ В ПРОГРАММАХ РАЗВИТИЯ ООН
Воронкова О.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2016-3.2-36-44
УДК: 338.001.36; 339.976
Аннотация:

В данной статье, во-первых,  представлен подход Организации Объединенных Наций к развитию через такие программы как «Цели развития тысячелетия» (2000 г.) и «Цели в области устойчивого развития» (2015 г.), в которых первое место в буквальном смысле  занимает решение проблемы бедности. Проблема бедности рассматривается как препятствие, которое тормозит развитие каждого отдельного человека, каждой страны и мира в целом.  Во-вторых,  проанализированы показатели мониторинга процесса решения задач, обеспечивающих достижение цели номер один на примере стран Евроазиатского экономического союза.

НА ПУТИ К НАБЛЮДАТЕЛЮ ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Сапунова А.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2016-3.2-45-54
УДК: 130.2:62
Аннотация:

Статья посвящена рассмотрению концепции наблюдателя, необходимости его присутствия для понимании технической реальности. Идея наблюдателя является системообразующей как в научной картине мира, так и в философском мышлении. Наблюдатель техносферы выступает в качестве активного когнитивного агента, связывающего все многообразие семейств естественных и искусственных машин и аппаратов в особого рода полицентрическое, конвергентно эволюционирующее автопоэтическое единство.

ВИРТУАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕНИЯ КАК ЦЕННОСТЬ И ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Крюков Р.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2016-3.2-55-59
УДК: 130.123
Аннотация:

В работе рассматриваются современные проблемы виртуализации межличностного общения. Цель статьи – показать, что новые формы коммуникации значительно расширяют спектр и ареал общения людей, что представляет собой безусловную ценность как для личности, так и для общества. Отмечается изменение ценностных подходов к восприятию собеседника в процессе виртуальной коммуникации. В статье отмечается относительно короткий временной период перехода от осязаемости к виртуальности в системе межличностного взаимодействия. К формам стандартного общения, к которым ранее относились деловые и профессиональные коммуникации, общение на официальном и неофициальном уровне, непосредственное и опосредованное взаимодействие, добавились множественные формы виртуального общения, которые также имеют свою градацию: обсуждения в социальных сетях, общение с использованием электронной почты, чаты и комментарии к on-line публикациям.

Философия культуры

АВАТАРЫ ПОСТМОДЕРНИЗМА
Кузин В.И.
DOI: 10.17212/2075-0862-2016-3.2-60-86
УДК: 008; 130.2; 316.72-73
Аннотация:

Статья посвящена вопросам определения понятий «модернизм» и «постмодернизм». Автором предложено рассматривать эти понятия в рамках трех теоретических контекстов. Модернизм и постмодернизм последовательно представлены, во-первых, как художественные практики и эстетические принципы; во-вторых, как этапы развития культуры; в-третьих, как основные способы миропонимания. Важнейшую роль для различения модернизма и постмодернизма, по мнению автора, играет категория «единство». Статья адресована философам, культурологам, специалистам в области эстетики, преподавателям.

Эстетические аспекты социального

ЭСТЕТИЧЕСКИЙ МОДУС ВОСПРИЯТИЯ ПОЛИТИКИ: РАКУРСЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Белова Н.Е.,  Верещагин О.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2016-3.2-87-95
УДК: 32.019.5
Аннотация:

Статья посвящена исследованию феномена «эстетизации политики». Политическая эстетика представлена в работе в границах концепта «символической политики». «Символическая политика» как особый вид политической коммуникации вписывается в современный контекст «виртуализации» политической жизни. Эстетический модус восприятия политики рассматривается авторами в качестве самостоятельной социально-когнитивной практики, релевантной современным стандартам и принципам рациональности. Дискурс «информационных войн» исследован авторами в контексте коррелятивной связанности эстетических и прагматических элементов символической политики.

ЯЗЫК АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ
Чапля Т.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2016-3.2-96-103
УДК: 008+7.0
Аннотация:

Статья посвящена исследованию языка архитектурных форм. Автор рассматривает язык архитектуры как искусственный язык, живущий по тем же законам синтаксиса и семантики как и естественный язык. В качестве особенности языка архитектуры обращено внимание на одновременность его восприятия, в отличие от линейности естественного языка, который воспринимается последовательно.  В статье рассматривается взаимозависимость динамики языка архитектурных форм от исторического периода его существования, социальной и политической структуры общества. Автор ставит акцент на том, что архитектура, ее язык выполняет функцию ориентации человека в пространстве и является одной из форм организации практической деятельности; именно архитектура – тот вид искусства, в котором сочетаются не только декоративная, и но и прежде всего прагматическая функции.

Образование в современной культуре

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Абрамова Е.А.,  Удальцова М.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2016-3.2-104-111
УДК: 316.354:351/354
Аннотация:

В статье рассматривается качество образования с точки зрения соответствия его структуры и содержания потребностям личности и экономики страны. Ставится вопрос о первоочередной реструктуризации российской экономики как необходимом условии обеспечения качества образования. Показывается роль образования в достижении экономического роста и снижении социального неравенства, в том числе и по регионам России. Выявляются «узкие места» в современной системе российского образования, к числу которых отнесены общее среднее и высшее образование. Предлагается учитывать международную образовательную активность, ее положительное и негативное влияние, а также сохранение образования как общественного блага, а не товара.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: УРОКИ ИСТОРИИ
Кутыкова И.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2016-3.2-112-126
УДК: 101.1:316 + 130.122 + 373
Аннотация:

Статья посвящена выявлению уроков отечественной истории в контексте процессов трансформации исторического образования на рубежах XIX-XX и XX-XXI веков. Их актуальность связана с развитием современной исторической культуры и проблемой формирования и развития исторического сознания и самосознания молодежи. Теоретическое основание составляют результаты предпринятого сравнительного анализа исследований, посвященных проблеме школьного исторического образования в условиях социальной трансформации. Эмпирическим основанием выступают результаты исследования автором проблемы исторического сознания и самосознания школьной и студенческой молодежи в 2013-2015 годах. Теоретическое и практическое значение выявленных  уроков истории раскрывается в процессе реформирования и дальнейшего совершенствования отечественного исторического образования, выступающего фактором исторической культуры, социализации личности. Выявленные направления формирования исторической культуры, исторического сознания и самосознания постсоветских поколений, философские, методологические принципы преподавания истории в школе представлены в соответствии с содержанием и состоянием исторического сознания и самосознания современной учащейся молодежи.

Проблемы культурологии и искусствознания

О НЕКЛАССИЧЕСКОМ ВЕКТОРЕ ПОИСКОВ В МУЗЫКЕ XX-XXI веков
Демешко Г.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2016-3.2-127-136
УДК: 781.42
Аннотация:

В статье сложнейшие культурные процессы рубежа тысячелетий рассматриваются на примере академической музыкальной практики. В западной философии этот период точно обозначен как «прощание с эпохой Нового времени». Автор подчеркивает преобладание в современной культуре потрясений и потерь и дефицит позитивных, созидательных тенденций. В художественном творчестве это вылилось в открытое неприятие предшествующей традиции, в основе которого осознание несоответствия ее концептуального и технического аппарата запросам современности. В статье предпринимается попытка вычленить, описать и оценить позитивный вектор поисков в сфере музыкального искусства, противостоящий мощным деструктивным тенденциям эпохи.  Показано, что он возникает на пересечении мифологических и рефлективных импульсов современного культурного самосознания. Автор раскрывает его близость к явлению «неклассического рационализма» (термин М. Мамардашвили), анализирует процесс формирования в искусстве адекватного ему инструментария, опираясь на понятие «новая мифологема». Наконец, на примере разных жанровых пластов (симфонии и «нового ритуала») демонстрирует неклассические закономерности новейшей академической музыки. В статье определяется сущность «новой мифологемы» как своеобразного испытания классического рационализма новым мифом, дающего новый эстетический результат.  Раскрываются варианты ее художественного претворения в различных жанровых условиях. Четвертая симфония Канчели – это мифопоэтический роман-притча, сохраняющий в своем «интонационном сознании» генетическую память о классической симфонии-драме. В партитурах пьес «нового ритуала» формируется иной алгоритм  мифологемы, связанный с авторским осмыслением ритуальной стихии. В результате обозначаются два модуса смешения модернизации и архаизации: архаизированный модерн (симфония) и модернизированная архаика («новый ритуал»).

МОНГОЛЬСКОЕ УЧЕНИЕ АРГА БИЛИГ: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ И ОСНОВАНИЕ В АНАЛИЗЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА
Белокурова С.М.,  Шишин М.Ю.
DOI: 10.17212/2075-0862-2016-3.2-137-146
УДК: 7.01
Аннотация:

В статье представляются основные положения оригинального монгольского  религиозно-философского учения арга билиг. Предлагается рассматривать это учение как константу культуры Монголии. С опорой на это учение дается анализ памятников искусства Монголии разных видов. В результате этого анализа подтверждается исходная гипотеза об универсальности этого учения и его глубокой укорененности в мировоззрении монголов. Предметом анализа и интерпретации стали памятники искусства  Монголии.

РОЛЬ М.В. ВЕРЕВКИНОЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ АСКОНЫ И КОЛОНИИ «ГОРЫ ИСТИНЫ»
Олейник М.С.
DOI: 10.17212/2075-0862-2016-3.2-147-154
УДК: 7.036.7
Аннотация:

Тихий городок Аскона, расположенный на берегу озера Лаго-Маджоре, стал местом концентрации общественной жизни в Швейцарии конца XIX–начала ХХ вв. Колония вегетарианцев на «Горе Истины» занималась изучением и апробацией новых философских учений, культивируя особую систему питания и физических упражнений. По окончанию первой мировой войны в Асконе в колонии «Горы Истины» сконцентрировалось творческое общество Цюриха. Именно здесь в 1924 г. сформировалось творческое объединение «Большая медведица», которое включало в себя семь художников: Хельбига, Наймайера, Фрика, Кохлера, Маккоена, Райса и Зивальда. Идейным лидером группы являлась Марианна Веревкина. При ее непосредственном участии живописные работы участников «Большой медведицы» экспонировались в Цюрихе, Лугано, Берлине. В Асконе Веревкина являлась первым директором музея современного искусства, именно она убедила многих художников передать в дар музею свои картины. Роль Марианны Веревкиной в культурной жизни Асконы вплоть до 1938 г. была ведущей.

Научное наследие

РУССКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ И РУССКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ. Часть 1
Фет А.И.
DOI: 10.17212/2075-0862-2016-3.2-155-169
УДК: 378.4; 94(47)
Аннотация:

Статья «Русские университеты и русская интеллигенция» была написана по просьбе Инны Кижнер для работы со студентами. Как утверждает Инна, это было в 1996 году, когда она работала с группой экономистов. Скорее всего, она ошибается. Я хорошо помню этот год: А.И. долго был в Америке и вернулся лишь в декабре. По-видимому, он начал писать эту статью не раньше 1997 года. Он написал сразу около половины текста, до раздела «Русские университеты до революции и зарождение русской интеллигенции», после чего несколько лет к нему не возвращался. В какой-то момент Инна напомнила о своей просьбе. А.И. без особого энтузиазма вернулся к написанному, пометив в рукописи, что надо такой-то раздел вставить из «Инстинкта». В это время он был поглощён работой над книгой, но, уступая настояниям Инны, написал ещё примерно столько же, закончив словами «Русские университеты, русскую науку и научное образование придётся строить заново. Эту трагедию надо пережить спокойно. Нельзя гневаться на мелких жуликов: они не ведают, что творят». В таком виде статья была набрана в 2001 году, после чего А.И. добавил к ней раздел «Русская интеллигенция» из «Инстинкта», предварив его небольшой связкой.

Интервью

ИНТЕРВЬЮ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ, О РЕФОРМАХ, О СОВРЕМЕННОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОЛОЖЕНИИ РОССИИ
Аганбегян А.Г.
DOI: 10.17212/2075-0862-2016-3.2-170-184
УДК: 330.3; 378
Аннотация:

В своем интервью главному редактору журнала «Идеи и Идеалы» Олегу Донских академик А.Г. Аганбегян рассказывает об истории экономического образования в Новосибирском государственном университете, о значении экономической мысли в жизни общества. Речь идет и о той роли, которую играют реформаторы, в частности, дается высокая оценка той значительной роли, которую сыграл в истории нашей страны Е.Т. Гайдар. Дается характеристика современного экономического положения в Российской Федерации и говорится о необходимости перехода от политики сокращения инвестиций к политике форсирования инвестиций в основные фонды и в человеческий капитал.

Конференции

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ IX СИБИРСКОГО КАДРОВОГО ФОРУМА)
Константинова Д.С.,  Абакумова Н.Н.
DOI: 10.17212/2075-0862-2016-3.2-185-191
УДК: 331.1
Аннотация:

Кафедрой экономики труда и управления персоналом  Новосибирского государственного университета экономики и управления проведен  очередной IХ Сибирский кадровый форум. В рамках данной статьи будет подробно освещены основные мероприятия форума, а также введение нового формата его проведения. Традиционно в рамках форума проводилась  всероссийская заочная научно-практическая конференция, всероссийская олимпиада студентов образовательных организаций высшего образования по экономике и управлению персоналом (второй и третий тур). На форуме сохранены такие форматы как межрегиональная олимпиада школьников по управлению персоналом, всероссийский конкурс студенческих научных работ в сфере экономики труда и управления персоналом, посвященный памяти В.И. Занина,  круглые столы, научно-практические конференции, мастер-классы. Впервые проводится международный отраслевой конкурс изданий для вузов по направлению «Экономика и управление персоналом» при информационной поддержке информационно-аналитического журнала «Университетская книга» и олимпиада по управлению персоналом среди учащихся бизнес-колледжа НГУЭУ. Мероприятия форума посетили не только студенты и преподаватели высших учебных заведений России, но и представители бизнеса и органов государственной власти, работники кадровых и рекрутинговых агентств.