Содержание
От редактора
К 300-летию И. Канта
«Критика чистого разума» И. Канта: источники исторического влияния и особенности дискурса
Розин В.М.
В статье представлен опыт методологической и культурно-исторической реконструкции одного из главных произведений И. Канта «Критика чистого разума». Намечены проблемы, связанные с затруднениями понимания этого произведения: что собой представляет общий замысел «Критики чистого разума», как понимать разум, разные источники познания, вещи в себе, наконец, сочетание рациональных и сакральных аргументов. Автор показывает, что Кант опирается на картины реальности Аристотеля и Николая Кузанского, переосмысляя их, а также анализирует работы Галилея, позволившие ему вынести убеждение о приоритете априорных представлений. Формулируется гипотеза о том, что Кант понимал разум культурологически, идя вслед за просветителями. Намечены основные стратегии мысли, с помощью которых Кант создает «Критику чистого разума», при этом его представления сравниваются с взглядами Аристотеля и Кузанца. К ним относится, во-первых, переосмысление трансцендентальных представлений: не подобия и математика, как у Кузанца, а продумывание условий мыслимости, рефлексия оснований познания (это и есть критика разума). Во-вторых, рассматривается введение Кантом схематизмов мышления как объясняющих связь априорных представлений с созерцаниями. В-третьих, отмечено особое истолкование Кантом рассудка и разума, позволяющее включить в них правила, категории и идеи. В-четвертых, отмечено проецирование переосмысленных способов мышления философов на разум (например, Кант переносит на разум способность построения системы научных знаний, заимствованную им у Кондильяка). В-пятых, рассмотрено выяснение условий мыслимости. Они позволили Канту нащупать разум как целое и выяснить условие созерцания и действия рассудка. Ими, по Канту, оказывается «самосознание», или представление о «синтетическом единстве апперцепции».
«Муза встала рядом со мной» (Об источнике творчества от Гомера до Канта)
Донских О.А., Мартишина Н.И., Чешев В.В.
В статье исследуется вопрос о том, как менялись представления об источнике творчества у европейских мыслителей. В классический период в Древней Греции господствовало представление, идущее от Гомера, Гесиода, Пиндара, что содержание и форму поэтических сочинений поэты черпают у муз, которые по своей воле даруют им возможность творить. В то же время общим местом было представление, что поэты далеко не всегда несут миру истину. Платон, анализируя творчество поэтов, говорит о двух его источниках – удовольствии и вдохновении, но только боги выбирают, когда поэт говорит от их имени. Кроме того, Платон уточнил содержание поэзии, связав это с разными музами. Аристотель уходит от внешнего источника, видя творческое начало в создателе произведения, в его особых способностях, и главным способом творчества называет подражание (мимесис). Но подражание он выводит за пределы видимой реальности, поскольку поэт говорит о том, что могло бы случиться, а не о том, что реально случилось. Христианские мыслители, от апологетов до схоластов и мистиков, согласны с тем, что источником творчества является Бог. Но их взгляды существенно различаются в деталях. Так, у Фомы Аквинского мы находим своеобразный синтез аристотелевской концепции мимесиса и платоновского прорыва к божественному. Десакрализация мира в эпоху Ренессанса приводит в конечном итоге к исключительно рациональной концепции ассоциации, которая позволяет объяснить появление нового лишь как создание неверных ассоциаций. Кант, обращаясь к теме гениальности, оказывается в трудной ситуации: с одной стороны, он не может принять традиционную идею божественного вдохновения, с другой – чисто эмпирическую идею ассоциации, выстраиваемой на материале tabula rasa. Он должен был найти некий третий путь и находит его в априорно данной способности мыслить особенное как подчиненное общему, которая проявляется в двух аспектах – как определяющая и как рефлектирующая. Поэт имеет представление о некоторой цели и некое неопределенное представление о материале и, направляемый своим гением и не ограниченный никакими правилами, свободно выражает эстетические идеи.
Философия: традиции и современность
Атеология Жоржа Батая и негативная Суверенность
Сипливый Г.Н.
В статье дан краткий анализ трех ключевых понятий в философии Жоржа Батая: гетерологии как «логики исключения», (а-)теологии как атеистического осмысления смерти Бога и концепции «негативной», или «жертвенной», Суверенности. Представляется, что ключом для понимания различных и разнородных философских, литературно-поэтических, культурно-антропологических и социально-экономических концепций французского мыслителя служит гетерологическая логика исключенности, противостоящая интериоризации господствующего онтологического дискурса. Используемая Жоржем Батаем гетерология, или «логика исключения», является не столько негативным вариантом традиционной логики «включения», сколько логикой альтернативных крайностей. Именно стремясь преодолеть главенствующий метафизический универсализм общего бытийного порядка (воплощенный, согласно Батаю, в концепции «сущего» (die Existenz в философии Мартина Хайдеггера)), Батай обращается к различного рода «отрицаниям» и крайностям: левому сакральному или святости «скверны», метафорике отвратительного, эротическим и насильственным формам трансгрессии, культивированию опыта внутренней заброшенности и предельного отчаяния, а также к собственной концепции «жертвенности», служащей проводником в мир суверенного господства. Так, развивая свою концепцию метафизического «суверенитета», Батай обращается не только к экзистенциальной, но и к политической сфере, во многом противопоставляя свою «метафизику жертвенности» концепции «метафизического господства» немецкого политико-правового теоретика Карла Шмитта. Так или иначе, но почерпнутая у Фридриха Ницше нигилистическая энергия и взятая из диалектики Гегеля через интерпретации Александра Кожева «метафизическая негация» используются Батаем не в деконструктивистских целях, но прежде всего для реализации собственной «гетерологической» логики исключения, десубъективизации и диссолюции. Таким образом, отрицание для Батая является не самоцелью, а средством на пути к исключенному из всякого территориального онтосемантического порядка «Иному».
Изменения границ внутри человеческого общества. В преддверии постгуманизма
Воронов Ю.П.
Настоящая статья не имеет отношения к пропаганде или какой-то нормативной оценке постгуманизма. В ней всего лишь рассмотрены процессы в обществе, которые могут объяснить появление этого идейного течения. В истории человечества было порождено множество границ, разделяющих людей на категории. Они сохранялись и даже увеличивались числом в условиях преобладания в общественном сознании идей гуманизма. При этом те, кто находится с одной стороны границы, считают, что в большей степени заслуживает звания «человек» в сравнении с теми, кто находится по другую ее сторону. В течение истории эти границы активно перестраивались, и темпы их изменений в последние годы становятся всё больше. В статье рассмотрены изменения на пяти таких границах: между мужчинами и женщинами, между разными религиозными конфессиями, разными национальностями и расами, между здоровыми людьми и инвалидами (в том числе между психически здоровыми и сумасшедшими), а также изменение со временем отношения к бомжам и бродягам. Рассматриваются последствия изменений, которые уже произошли или намечаются на каждой из этих пяти границ.
Автор полагает, что обязательным фактором мирового экономического развития всегда было деление «свой – чужой». С помощью такого деления в экономической деятельности порождается доверие, которое является важнейшим институтом, необходимым для существования и развития экономики и социальной организации. Доверие облегчает взаимодействие экономических агентов и облегчает функционирование денежно-кредитных механизмов.
Масштабные попытки стирания границ между людьми предпринимаются через перевороты и революции, но они приводят к замене существовавших ранее границ между людьми на новые. Попытка ликвидации сословий приводит к порождению новой системы границ – на основе имущественного неравенства. Попытка ликвидации имущественного неравенства и эксплуатации человека человеком приводит к порождению новой системы границ – по месту в вертикали власти, по членству в правящей партии и другим. Делается вывод о том, что при любых реформах и радикальных преобразованиях целесообразно предвидеть формирование новых границ, а также оценивать, насколько они лучше прежних в плане социальной справедливости и экономической эффективности.
Изменения структуры границ между людьми имели практическую направленность, но они подготавливали появление нового течения общественной мысли – постгуманизма, главный тезис которого состоит в том, что человек не является исключительным созданием. Постепенно уходят в прошлое поиски внутри человеческого общества тех, кто в большей или в меньшей степени может считаться человеком.
Психологическая непрерывность как онтологический критерий личной идентичности субъекта
Буланов С.М.
В статье рассматривается проблематика личной идентичности субъекта. Разбор этого понятия представляется весьма актуальным, поскольку в сегодняшнем публичном пространстве понятие идентичности используется, во-первых, как непроблематическое, а во-вторых, как всецело политизированное. Для философии анализ понятия идентичности важен, поскольку именно философия может посмотреть на идентичность субъекта непредвзято и тем самым деполитизировать это понятие, а онтология как раздел философии способна осуществить действительно фундаментальное и всестороннее исследование понятия идентичности субъекта. Личная идентичность оказывается онтологическим понятием, потому что субъект существует как идентичный самому себе, а последовательное размышление о способах существования субъекта неминуемо приводит нас к обнаружению понятия его идентичности.
Предметом статьи является личная идентичность субъекта. Опираясь на философскую методологию и на метод исторического анализа, автор исследования рассматривает личную идентичность как нечто несамоочевидное, помещая ее в концептуальную рамку субъективности, предложенную Левинасом. Личная идентичность субъекта рассматривается как место встречи того же самого и другого. В настоящем исследовании человеческая идентичность предстает одновременно как пространство и как результат столкновения привычного опыта и новых впечатлений (в терминологии Левинаса – тождественного и иного). Раскрывается темпоральная структура идентичности субъекта. Выдвигается концепция онтологического критерия личной идентичности и рассматриваются четыре исторические концепции, предлагающие такой критерий: Локка, Юма, Канта и Парфита. Обнаруживаются, соответственно, четыре онтологических критерия: сознание, память, трансцендентальный критерий и психологическая непрерывность. Каждый критерий анализируется, встраивается в онтологию личной идентичности субъекта, прослеживается его роль в организации ее темпоральной структуры. Результатами исследования являются реконструкция обнаруженных понятий в статусе онтологических критериев личной идентичности, проводится их сравнительный анализ. Делается вывод о том, что из всех проанализированных критериев наиболее последовательным оказывается психологическая непрерывность Парфита, поскольку она одновременно утверждает возможность личной идентичности субъекта и очерчивает границы применения этого понятия. Однако она плохо встраивается в концептуальную рамку Левинаса, так как не решает экзистенциальных и онтологических проблем, существующих вокруг понятия личной идентичности.
«Звуковой поток» как материализм, идущий до конца
Дроняева П.Б.
В статье выполнен анализ книги «Звуковой поток: звук, искусство и метафизика» американского философа Кристофа Кокса, а также обзор всех критических откликов на эту книгу, опубликованных на данный момент. Проект «Звуковой поток» относится к так называемому звуковому материализму (ответвление «нового материализма»), известному также как «делёзовские звуковые исследования». В рассматриваемой книге это в первую очередь выразилось в развитии «имманентной метафизики» Ж. Делёза. Но продолжая проект Делёза, Кокс наследует и его затруднения. Их круг так же широк, как и охватываемый Коксом спектр источников из философии, искусства, теории восприятия. Проблемы, которые выявились в процессе дебатов вокруг проекта «Звуковой поток», касаются в первую очередь того, как Кокс понимает материализм; во-вторых, как он понимает доступ к реальности. Наиболее проблематичными для критиков кажутся соотношение у Кокса конечного и бесконечного, партикулярности и универсальности, а также его антиисторичность. Поскольку Кокс претендует на разработку теории звукового искусства, мы принимаем это в качестве нашего главного фокуса для оценки его идей. Это позволило сосредоточиться на таких темах, как модернизм, анонимность и антигуманизм, редко анализируемых зарубежными критиками, но являющихся центральными для проекта Кокса. Менее важный аспект – ресентимент в стиле Кокса – оказался полезным для заключения вывода о том, что весь проект «Звуковой поток» построен на целом ряде допущений. Часть допущений сам автор признает таковыми, на другие мы указали в настоящей статье.
Главный вывод статьи: проект «Звуковой поток» не может обеспечить адекватную теорию звукового искусства либо внести вклад в звуковые исследования, поскольку он вобрал в себя худшие черты модернизма и структурализма. Такие важные для звукового материализма понятия, как автономия звуков и их анонимность, вполне вписываются в традицию модернизма, но являются совершенно чужеродными для звуковых исследований.
Социальная философия
Европейские утопии XVII в.: в поисках моделей социального порядка
Козлова Н.Н., Рассадин С.В.
В статье анализируются европейские утопии XVII века на основе акторно-сетевого подхода. Точкой сборки утопического общества является непосредственно идея социального порядка, который формируется на основе научного знания, воплощающего инструментальный разум. Изучение человека, обществ, природных явлений позволяет авторам утопий предложить более рационально организованный, упорядоченный, с их точки зрения, социальный мир, обеспечивающий удовлетворение потребностей как индивида, так и социума. Основанный на научном знании социальный порядок мыслится авторами утопий как маркер цивилизованности, благодаря чему утопическое общество как другое («чужое») социальное наделяется позитивными характеристиками. Авторы считают, что конструирование утопического «социального» происходит в рамках замкнутой в пространстве и во времени сети, которая предотвращает угрозу распада порядка, изолируя культурное влияние извне, а также гарантируя неизменность/стабильность заданного алгоритма социальных отношений в хронологической перспективе. Авторы выявляют функционирование в утопиях режима воспроизводства повседневности, исключающей мобилизационность и ориентирующей жителей утопии на ценности повседневного труда, умеренности и гармонии. В статье показано, что конструирование общества на основе научных знаний предопределяет особенности социальной стратификации в виде меритократии знания, легитимизированной естественной религией. Авторы полагают, что «сборка социального» на основе эгалитарных принципов распространяется преимущественно на экономические процессы, тогда как публичная сфера обозначается в форме аристократии умственного труда. Экспертное сообщество осуществляет тотальную регламентацию деятельности архаических/примитивных по своему характеру социальных институтов. Собранные модели утопического общества их авторы мыслят как универсальные, потенциально пригодные для всех сообществ, испытывающих проблемы с построением социального порядка.
Анализ тирании в европейской политической философии: от Средних веков к Новому времени
Мархинин В.В.
Статья посвящена истории исследования феномена тирании в европейской политической философии IV–XVI веков. На протяжении всего рассматриваемого в статье периода к проблеме тирании систематически обращались как идеологи и публицисты, так и философы, размышлявшие над вопросами устройства политических систем. В истории политической философии Средних веков и раннего Нового времени концепции тиранического правления сыграли роль драйвера развития политической теории. Они способствовали смене теоретических парадигм и формированию эмпирической ориентации в изучении социально-политической действительности. Показано, что исходной точкой этого процесса стала платоническая, психологизирующая интерпретация тирании, выработанная патристикой и воспринятая раннесредневековыми мыслителями. В основе этой интерпретации лежало понимание тирании как продукта порочной воли и порабощения разума страстями. В свою очередь, предотвращение тиранического правления в дискурсе раннесредневекового политического богословия связывалось с подчинением воли правителей божественным и мирским законам – неизменным правилам человеческого общежития. В ходе систематизации этих представлений Иоанном Солсберийским и Фомой Аквинским была создана философско-правовая теория сопротивления тирании, обобщившая результаты развития нормативистской парадигмы средневековой политической философии. Переход к следующему этапу развития взглядов на тиранию был связан одновременно со стремлением адаптировать выработанные ранее теоретические построения к нуждам политической практики и с дальнейшим анализом секулярных оснований права. В рамках подходов, предложенных Аццо из Болоньи, Бартоло да Сассоферрато и их последователями, государственно-правовые нормы начинают рассматриваться не в качестве вечных законов, предписанных Провидением, а в качестве правил, отражающих особенности разнородных политических систем, а тирания – как результат не столько личной порочности правителя, сколько последствие противоречий между потребностями и возможностями государств. Таким образом, в развитии политической и правовой философии начинается формирование новой, эмпирической парадигмы анализа политических систем. Памятниками этой трансформации становятся идеи Салютати и позднейших представителей гражданского гуманизма, а затем – Макиавелли.
Нечестные знаки новой искренности: очередной виток отчуждения общества спектакля
Романов И.Ю., Торопова А.А.
Цель настоящей статьи заключается в рассмотрении феномена новой искренности как разновидности новой этики и его проблематизации в отношении к обществу потребления. Является ли так называемая новая искренность действительно качественным изменением человеческой чувствительности общества XXI века в глобализированном мире или, напротив, становится очередным товарным знаком, где знаки естественности успешно коммерциализируются?
Для реализации поставленной цели был проведен генеалогический анализ понятия «новая искренность». Затем были использованы метод семиологического анализа и герменевтика телесных знаков для того, чтобы продемонстрировать искусственность самого понятия «естественность». Также проведена критика теории репрезентативности, на которую опирается новая искренность, как точное внешнее отражение внутренних процессов.
В результате исследования было выявлено, что представители новой искренности встроены в капиталистическую логику коммуникаций. На различных примерах, в частности из блогосферы, были выявлены знаки естественности и искренности, которые успешно коммерциализируются в современном шоу-бизнесе и блогосфере. В частности, выявлено различие эпатажа в шоу-бизнесе представителей «старой» и «новой» этики – Леди Гаги и Эшли Холзи. В первом случае эпатаж – это тщательно продуманная часть сценического амплуа, во втором случае – следствие, вызванное аффективным поведением звезды как проявлением «новой искренности». На примере видео из повседневности корейской K-рop группы BTS было установлено, что успешный монтаж создает у поклонников ощущение жизни кумиров «как на ладони», в то же время оттуда изъяты такие важные аспекты повседневности, как, например, сексуальная жизнь.
Теоретическая значимость данного исследования заключается в попытке отрефлексировать новые культурные тенденции, которые разворачиваются в современном обществе. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения представленных выводов для саморефлексии и формирования ясного взгляда на мир, в котором мы живем.
Габитус правящей элиты современной России
Козырев М.С.
Цель статьи – установить особенности габитуса правящей элиты в современной России. Методологическим основанием выступает представление, согласно которому социальному положению соответствуют определенные мировоззрение, тип мышления, габитус. В качестве метода сбора информации выступает одна из разновидностей анализа документов – тематический анализ. По результатам исследования дана характеристика габитуса правящей элиты современной России. Отмечено, что мировоззренческие установки российской элиты ориентированы на образцы западной культуры, но устойчивость и глубина референтной ориентации на Запад элитарных групп России зависит от политической и экономической конъюнктуры. Правящая элита России консервативна, она в целом удовлетворена своим положением в России. Та же причина приводит к негативному отношению с ее стороны к любым существенным социальным трансформациям. Консервативность российской элиты приводит к отказу от аналитического мышления, при помощи которого декомпозируется реальность для конструирования из ее частей принципиально непохожего на настоящее будущего. Правящая элита стремится увидеть мир целостным и органичным. Элитарные слои относятся как минимум с подозрением и недоверием к интеллектуальным способностям и моральным качествам населения России. Приписывание населению устойчивых отрицательных социальнопсихологических качеств (безответственность, неспособность к самоорганизации и адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям, инфантильность, неадекватная оценка действительности) говорит о глубоком разрыве между элитой и остальными социальными группами. Отмечено, что указанный разрыв с учетом столь явной стигматизации становится не только политическим или экономическим, но и психологическим. А это, в свою очередь, является дополнительным конфликтогенным фактором. Отказ от учета особенностей положения противостоящих социальных групп, являющийся следствием социально обусловленной стигматизации, воспринимается ими как высокомерное и пренебрежительное отношение, которое часто становится детонатором социальных столкновений.
Подобная негативная и утрированная оценка социально-психологических качеств населения отражается и на качестве государственного управления. В последнем проявляет себя склонность к примитивизации и однобокости воздействия, постоянный поиск простых решений. Вызванные этим неудачи оправдываются незрелостью народа, его низкими моральными качествами, что только усиливает социальный разрыв и дифференциацию.
Проблемы национального дискурса
Условия успеха национально-культурных проектов (на материале национальных движений в Северо-Западном крае Российской империи во второй половине XIX в.)
Филиппов С.И.
Статья посвящена исследованию условий успеха национально-культурных движений. Анализ проводится на материале сопоставления контрастных случаев – относительно успешного литовского и относительно неуспешного белорусского национальных движений, а также политики «обрусения» этнических литовцев (на материале национальных движений в Северо-Западном крае Российской империи во второй половине XIX века).Эти национальные движения развивались в условиях ограничительных мер имперского правительства в отношении польского языка и католической церкви в Западном крае, а также падения престижа прежде доминирующей социальной группы – полонизированной шляхты. Показано, что успех литовского национального проекта обусловлен наличием авторитетной и влиятельной социальной группы в лице католического духовенства, для которой этнические литовцы как паства были сообществом, обеспечивающим не только влияние и благополучие, но и само существование в условиях правительственных мер в Северо-Западном крае против «вредоносного польского влияния». Интерес к этническим литовцам в аспекте политики «обрусения», проводимой имперской администрацией, быстро угас вследствие их низкой численности, антипольской направленности литовского национального движения, существенных лингвистических и религиозных различий между православными славянами и литовцами-католиками. В белорусском национальном движении подобной социальной группы, которая обладает авторитетом и влиянием среди местного населения и для которой белорусская нация стала бы сообществом, обеспечивающим базовые социальные потребности, во второй половине XIX века не было. Грекокатолическая церковь, которая могла бы стать национальной белорусской церковью, вошла в состав Русской православной церкви в 1839 году и была упразднена. Сходство белорусского языка, с одной стороны, с русским языком, с другой – с польским обусловило его восприятие как некоего «отклонения от нормы», существенно снизив его престиж как литературного языка.
Стереотипы межконфессиональных взаимодействий сибиряков
Логунова Л.Ю., Грицкевич Т.И., Казаков Е.Ф.
Термин «стереотип» был удачно обоснован журналистом У. Липпманом и прочно вошел в научный обиход. Исследователями изучены процессы функционирования стереотипов. Это важная часть коллективного сознания, защищающая человека от незнакомой информации. Стереотипы помогают экономить временные и жизненные ресурсы для освоения новой информации. Но негативная сторона стереотипов заключается в создании ментальных шаблонов восприятия реальности. Для группы легче упростить информацию, чем тратить время на понимание сущности чужой инакости. Информация, которая противоречит стереотипным шаблонам, игнорируется, упрощается, содержательно искажается. «Мы-группа» начинает агрессивно защищать смыслы своих стереотипов от альтернативного мнения. Оппонент может быть подвергнут травле и даже физическому уничтожению.
Структура стереотипов и сценарии стереотипизации рассматриваются нами с позиции структурализма. «Мы-группа» социально дифференцирована. Для статистов и доминирующих членов группы расписаны правила социальной игры. Стереотип может превратиться в инструмент управления гражданами, в оружие против членов «они-группы». Стихийная часть процесса стереотипизации заключается в рутинном бытовании стереотипов, с помощью которых люди объясняют сложные явления жизни. Это рутинная практика изобретения и закрепления языковых клише. Управляемая часть стереотипизации заключается в использовании этих клише в целях получения политических выгод. «Мы-группа» всегда находится в состоянии стереотипической установки – намерения в выборе одного из хотя бы двух сценариев стереотипизации: сценария толерантного соседства или сценария негативной солидарности. Первый определяет путь развития толерантного отношения к иноверцам, поиск новых знаний о культуре «чужих», выработку практик нового социокультурного опыта; второй – путь нагнетания межкультурной и межконфессиональной напряженности, приводящей к вооруженным конфликтам.
Причина межконфессиональных конфликтов – в использовании вероучений в целях обретения выгоды. На бытовом уровне конфликты возникают из-за культурной некомпетентности, упрощенности знаний о культуре «чужих». В Сибири, несмотря на бытование стереотипов, межконфессиональные отношения мирные. Это подчеркивают герои глубинных интервью, представляющие разные конфессии. Их восприятие соседей-иноверцев основано на понимании личных заслуг, а не на стереотипном понимании. Духовные лидеры подтверждают идею межкультурного сближения сибиряков как членов многоконфессиональной общности. Толерантность – это социальная практика соседства, развивающая духовную сферу жизни общности.