Содержание

Обложка и Содержание тома

Мегарегион Сибирь

Влияние институтов на социально-демографические процессы. Сравнительное исследование
Клисторин В.И.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.2.2-235-250
УДК: 314.74, 332.13
Аннотация:

Статья продолжает серию публикаций автора по истории освоения и развития Сибири, анализу ее современного социально-экономического положения и перспектив дальнейшего развития. Автор выявил влияние институтов на динамику демографических и социально-экономических процессов.  В результате сравнения развития Сибири и Канады в долгосрочной ретроспективе выявлено влияние формальных институтов и системы управления в целом на миграцию населения и успешность социально-экономического развития. Процессы освоения и заселения Сибири и Канады до начала ХХ века определялись преимущественно природно-ресурсными факторами и экономико-географическим положением регионов и шли параллельно. Сибирь лидировала в скорости заселения и, особенно, сельскохозяйственного освоения территории благодаря наличию сухопутного маршрута и меньшему числу альтернатив для мигрантов. В ХХ веке модели развития мегарегионов разошлись, и это сказалось на всех сторонах жизни населения. Освоение природных ресурсов в Сибири в советский пережило ряд этапов, некоторые из которых сопровождались резким падением уровня жизни и привели к массовым человеческим жертвам. Периоды форсированного индустриального освоения сменялись периодами застоя и оттока населения. Особенности институционального устройства и моделей управления привели к централизации и монополизации экономики Сибири. В постсоветский период это привело к очаговому характеру освоения природных ресурсов, усилению сырьевой специализации региона. Подобная модель развития и бюджетное устройство России привели к негативным демографическим последствиям и стагнации внутреннего рынка мегарегиона. Эти вызовы следует учитывать при формировании программ развития Сибири и ее частей.

Мегарегионы Сибирь и Канада в ХХ веке: исторические особенности формирования культурного многообразия
Донских О.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.2.2-251-271
УДК: 94(571); 94(71)
Аннотация:

В статье рассматриваются демографические, этнические и религиозные аспекты жизни мегарегионов Канады и Сибири. Канада активно продолжает привлекать мигрантов, тогда как Сибирь, напротив, после перестройки испытывает уверенную убыль населения, причем чем восточнее, тем этот процесс заметней. Важным фактором, определяющим этническое многообразие как Сибири, так и Канады, является наличие коренных народов, населявших эти земли до прихода европейцев. В условиях рыночной экономики идут процессы трансформации образа жизни и менталитета различных этнических групп. Векторы этих процессов весьма различны – от ассимиляции более многочисленными группами населения и постепенного растворения в рыночной экономике с усвоением соответствующего менталитета до формирования нового образа жизни с сохранением этнического самосознания. Значительную роль в Канаде играют также новые этнические группы, образованные мигрантами, прибывшими в последнее время из Азии. В обоих мегарегионах большую роль в духовной жизни играло христианство, были образованы миссии по обращению коренных жителей. Но если в Канаде католическая церковь испытывала серьезное давление со стороны протестантов, то в Сибири православие столкнулось не только с язычниками, но и с мусульманами и буддистами. Однако за советское время православие утратило свое значение и вынуждено возрождать свое влияние, зато усилились традиционные формы религиозности.

Социальная философия

Имагология: отдавая должное подсознательным образам человека и мира
Гнесь А.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.2.2-272-283
УДК: 008
Аннотация:

Основным предметом исследований в имагологии является образное восприятие «чужого» представителями различных культур. Вопрос заключается в том, «что» (а не «кто») представляет культуру. Ключевым понятием в имагологии является «архетип», который закрепляется веками в фольклоре (сказках, мифологии и эпосах). Именно архетип определяет образы, преобладающие в том или ином народе. Имагологи исходят из того, что образ постоянно меняется. Изменение духовного состояния народа, обусловленное определёнными событиями, активизирует соответствующие архетипы. Фенотип, как и образ, также не остаётся неизменным, но меняется под влиянием сил природы (генетика и внешняя среда). Образ формируется под влиянием трёх основных характеристик сапиенса: способности к творческому мышлению, речи и творческому действию (способности создавать предметы быта). Природное окружение оказывает важное влияние на формирование архетипа. В самосознании каждого народа существуют органично связанные с архетипом природные элементы (типы ландшафтов, отдельные реки, вершины гор, степи и.т.д.). О них слагают песни, они занимают важное место в сказаниях и эпосах (вспомним, что значит Рейн для немцев, Волга для великороссов или Карпатский бассейн для венгров). Индивидуальное и коллективное восприятие «чужого» происходит часто избирательно, когда рассматривается лишь часть целого (например, какая-то особенность или отдельная группа целого народа), что неизбежно выражается в предрассудках и стереотипах, даже при условии скрупулезного изучения этого отдельного элемента. «Чужой», с точки зрения имагологии, отнюдь не означает враждебный, всё зависит от того, каким содержанием наполняется это понятие. Осознание контуров своих и чужих культур, народов и цивилизаций позволяет лучше взаимодействовать с «чужими». В данной статье автор представляет потенциальную полезность имагологии с точки зрения разрешения неизбежных разногласий между ценностями и интересами в области межэтнических и международных отношений.

Между вестернизацией и самобытностью: западная цивилизация и колониальная система глазами Бонкимчондро Чоттопаддхая
Палишева Н.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.2.2-284-295
УДК: 94
Аннотация:

Осмысление природы западной цивилизации так или иначе происходило практически во всех неевропейских обществах, с ней столкнувшихся. Особенно острым и ярко выраженным этот процесс был в колониальной Индии. Представителям созданной колонизаторами новой общественной элиты приходилось подвергать рефлексии не только устои собственного и европейского обществ, но и рассуждать на темы, касающиеся своего подчиненного и достаточно сложного положения в этой политической системе. В данной статье анализируются взгляды знаменитого бенгальского писателя XIX в. Бонкимчондро Чоттопаддхая. Он являлся не только известным писателем, но примером наиболее успешного для бенгальских реалий тех времен человека. Получив блестящее образование, достигнув потолка в карьерной лестнице, он начинает публично высказывать достаточно смелые по тем временам и для своего положения суждения. В публичной переписке с одним видным европейцем, руководителя Института Генеральной Ассамблеи Калькутты, У. Хасти он начинает защищать от нападок индусскую религию и подвергают сомнению известный тезис об интеллектуальном превосходстве Европы. В своих сатирических произведениях, таких как «записки Комолаканто», он высмеивает не только колониальное положение своей страны, но и созданную Западом систему международного права. Оставаясь фактически носителем западного образа мыслей и не оспаривая ключевых достижений европейского мира, Бонкимчондро пытается «вскрыть» многие его проблемы. Тем самым писатель предлагает свой вариант разрешения одного из главных для колониального общества вопросов – дилеммой между вестернизацией и стремлением к самобытности.

Социальная солидарность как фактор развития национальной государственности в Центральной Азии (на примере Узбекистана)
Осьмук Л.А.,  Тагиева Г.Г.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.2.2-296-309
УДК: 316.42
Аннотация:

В статье рассматриваются социальные и социально-политические процессы, протекающие в Центральной Азии. Обсуждаются новое понимание социальной солидарности в традиционном восточном обществе и наметившийся переход к модели национальной государственности Узбекистана, построенной на принципах взаимодействия с гражданским обществом. Проблема заключается в том, что социальная солидарность в эпоху демократических свобод строится в контексте поиска баланса между необходимостью усиления национального государства и естественным процессом развития гражданского общества. Для восточных государств этот баланс всегда имел свою специфику. Цель исследования – выявление возможностей и барьеров социальных и социально-политических процессов, построенных на обращении к солидарности как социальному механизму, позволяющему эффективно интегрировать общество. При этом отмечается политическая и идеологическая составляющая социальной солидарности, которую часто используют в качестве лозунга. Анализируются факторы и условия развития социальной солидарности. Сама социальная солидарность интерпретируется как фактор развития национальной государственности. Узбекистан при этом всё чаще становится инициатором объединения и солидарности государств и обществ на всей территории Центральной Азии и Востока. На основании данных интервью, проведенного центром «Стратегия прогресса», демонстрируется оценка социальных изменений со стороны экспертного сообщества. Показано, как интеллигенция принимает концепцию солидарности. Социальная солидарность, с точки зрения интеллигенции, позволит: снизить социальную напряженность в многокультурном и многоэтничном узбекском обществе, с территориальным обозначением границ, оставшимся от советской эпохи, и сохранившейся клановостью; привести к росту институтов гражданского общества, некоммерческих, негосударственных организаций, и, соответственно, к снижению роли силовых структур. Наконец, это пойдет на пользу социально-психологической атмосфере в обществе, поддержит позитивные социальные настроения. В заключении статьи ставится новая научная проблема, связанная с поиском критериев социальной солидарности (или состояния данного процесса), и необходимостью проведения обследования общественного мнения, для понимания того, что думают по этому вопросу различные социальные группы.

Терроризм XXI века: актуализация проблемы в контексте глобализации
Бодрова Ю.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.2.2-310-329
УДК: 179.7
Аннотация:

В публикации затрагивается проблема современного терроризма, которая приковывает внимание исследователей уже несколько десятилетий. Число терактов с каждым днем становится всё больше. Несостоятельность контртеррористической деятельности  вызвана, прежде всего, непониманием сущности этого социального явления. Привычное оценивание тех или иных действий с позиции «хорошо» или «плохо» уводит исследователей от понимания глубинных причин происхождения феномена. Особое внимание автор обращает на то, что терроризм в своей основе является комплексным феноменом, включающим в себя элементы других, близких ему явлений. В публикации проведен комплексный междисциплинарный анализ феномена терроризма, позволивший выделить как его отдельные стороны, так и показать их взаимосвязь. Прослежена аналогия терроризма с такими явлениями, как террор, война и экстремизм. Использование междисциплинарного анализа позволило расширить понимание «насилия двадцать первого века» без демонизации его главных акторов. В статье особое внимание уделяется проблеме взаимного влияния средств массовой информации и террористических организаций. Возможно ли существование терроризма вне рамок СМИ? Данный вопрос затрагивает огромный пласт современных проблем: от этики журналистов до легитимности ограничения в пользовании сети Интернет. Ответы на поставленные вопросы помогут взглянуть на терроризм не просто как на негативное явление современности, а как на автономное социальное символическое пространство, существующее в контексте глобализации.

Социально-экономическая теория и практика

Земельные отношения в аграрном секторе России
Калугина З.И.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.2.2-330-350
УДК: 332.3:6
Аннотация:

В статье рассматриваются история и современное состояние земельных отношений в аграрном секторе России. Анализируется земельное законодательство России, проблемы и специфика землевладения и землепользования в трех секторах аграрной экономики: сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, приусадебных хозяйствах населения. Отмечается, что в процессе экономических реформ 1990-х годов были созданы институциональные основы и правовая база для всех видов предпринимательской деятельности на селе и формирования многоукладной аграрной экономики. Анализируются институциональные условия функционирования, специализация и эффективность сельскохозяйственного производства во всех категориях хозяйств. Отмечается, что рыночная трансформация аграрного сектора России 1990-х годов,  направленная на адаптацию сельскохозяйственных организаций к условиям рынка, была успешной. Об этом свидетельствует существенное сокращение убыточных хозяйств. Крестьянские (фермерские) хозяйства как самостоятельный сегмент аграрной экономики, вопреки ожиданиям реформаторов, не стал ведущим сектором аграрной экономики. Однако он производит примерно одну десятую часть общего объема сельскохозяйственной продукции. Весомым производителем сельскохозяйственной продукции остается личный сектор, хотя наблюдается снижение его доли. Земельные отношения рассматриваются в исторической ретроспективе. Законодательное регулирование земельных отношений  анализируется сквозь призму «Земельного кодекса Российской Федерации». Он предусматривает рациональность использования и охраны земель в интересах всего общества, при обеспечении гарантий каждому гражданину на свободное владение, пользование и распоряжение земельным участком, принадлежащим ему. Делается вывод о том, что неформальная аграрная экономика  стала своеобразной формой выживания сельского населения в период радикальных социально-экономических реформ. Методологической и теоретической основой исследования послужили фундаментальные исследования аграрных проблем отечественных и зарубежных авторов. Исследование базируется на анализе обширного круга статистических данных, а также материалов выборочных обследований, характеризующих  специфику земельных отношений в современной России.

Современный подход к самоменеджменту: инверсивный анализ
Севостьянов Д.А.,  Толстова И.Э.,  Калошина Т.Ю.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.2.2-351-370
УДК: 159.947.33
Аннотация:

В статье анализируется самоменеджмент как наука о рациональном построении собственной жизни. Делается акцент на вопросах культуры расходования важнейшего ресурса – ресурса времени. Культура использования собственного и чужого времени представляет собой важнейший аспект общей культуры человека. Показано, что до настоящего времени самоменеджмент в основном рассматривался как совокупность некоторых позитивных рекомендаций, или готовых рецептов жизни. Именно так он в основном представлен в современной литературе. Однако построение собственной жизни есть творческий процесс, и поэтому готовые рецепты здесь не работают. Эти рецепты не учитывают индивидуальные качества личности, а также многие другие обстоятельства. В статье представлен другой подход к самоменеджменту, который может быть обозначен как «обратный самоменеджмент». Он предусматривает изучение главным образом ошибок и трудностей (ограничений) в самоменеджменте. Ограничения в самоменеджменте показаны не как недостаточно выработанные навыки, а как деструктивные стереотипы поведения. В отличие от приемов самоорганизации, которые требуют индивидуального подхода, ограничения самоменеджмента носят достаточно стереотипный характер. Для их исследования применяется анализ инверсивных отношений. Иерархические отношения обусловлены действием в иерархии нескольких организационных принципов. Инверсия возникает из-за противоречий между этими организационными принципами. Именно так появляются многие ограничения в самоменеджменте. Некоторые компоненты человеческого поведения, имеющие адаптивное значение, начинают работать против человеческой продуктивности, когда значение этих компонентов становится слишком велико. В статье рассматривается ряд подобных примеров. Данная статья представляет собой часть более обширного исследования, в котором предусмотрен анализ отдельных проявлений ограничений в самоменеджменте. Речь идет о затруднениях в формировании собственной жизни, вызванных зависимостями, неблагоприятными жизненными сценариями, временной ориентацией и т. д. Ряд этих ограничений глубоко фундирован в культуре.

Координация как важнейший элемент управления сложной системой (на примере общественного сектора)
Белоусова С.В.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.2.2-371-394
УДК: 007.51
Аннотация:

Предметом рассмотрения в статье являются сложные системы и проблемы управления ими. Яркий пример таких систем – общественный сектор. Цель работы состоит в детализации его сложности как самостоятельного объекта управления, требующего, в том числе, повышения роли координации и совершенствования ее механизмов в управлении сложной системой. В статье изложены варианты рассмотрения сложной системы и элементов ее сложности с выделением четырех ее основных видов: множественности разнокачественных составляющих, их поведения и коммуникации, а также когнитивные сложности. Объектом исследования является общественный сектор. Рассмотрение ведется с нескольких ракурсов, каждый из которых формирует определенную специфику функционирования и соответствующие проблемы, подходы и элементы управления. Гипотезой исследования выступает тезис о необходимости самостоятельного вектора управленческой деятельности по решению проблем сложности системы (общественного сектора), который включает следующие функции: моделирование и проектирование, координация, оценивание, интеллектуальный анализ и «умное» регулирование. В свою очередь, важнейший элемент управления сложностью – координация – представляет собой сложный механизм управленческих действий, реализующихся на трех уровнях (макро-, мезо- и микро-) и трех типах взаимодействия (горизонтальных, вертикальных и смешанных взаимодействий). Методология работы основана на междисциплинарном взаимодействии экономической теории и системного анализа, позволяющим повысить целостность рассмотрения общественного сектора, объединить знания с целью формирования новых идей и концепций. Результатом работы является системное представление феномена общественного сектора как сложной системы, требующей совокупности мер по управлению ее сложностью. Результаты работы могут быть использованы как в теории и практике управления, так и в развитии экономики общественного сектора.

Становление банковской системы Китая и ее современное состояние
Инин Лю
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.2.2-395-409
УДК: 330.341
Аннотация:

В статье рассмотрены процессы становления и современное состояние банковской системы Китая. Методология исследования включает методы группировки, сравнения и графический метод. В ходе исследования была рассмотрена история развития банковской системы КНР, уделено внимание структуре департаментов Народного банка Китая (НБК) и их функциям, особенностям руководства НБК, которое осуществляется управляющим и его заместителями, назначаемым или снимаемым с должности председателем КНР. На сегодняшний день НБК выполняет две основные функции: регулирование финансового сектора и проведение денежно-кредитной политики. Регулирование деятельности НБК ведется в рамках закона «О Народном банке Китая», принятым в 1995 г. Последние изменения были внесены в него в 2003 г., в результате чего НБК получил целый ряд дополнительных полномочий для обеспечения общей финансовой стабильности и проведения денежно-кредитной политики страны. В настоящее время основу банковского сектора экономики КНР составляют крупные коммерческие банки, которые делятся на две группы: четыре банка с государственным капиталом («большая четверка») и акционерные банки. В первую группу входят Банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая, Торгово-промышленный банк Китая и Строительный банк Китая. Совокупная сумма их активов в 2005 г. составляла 53 % от общих активов банковской системы КНР. В статье представлены перечень акционерных китайских коммерческих банков и основные этапы их развития. Также рассмотрены основные требования к иностранным банкам и доля китайских банков в капитале иностранных финансовых учреждений.

Теория и история культуры

Мотив радуги в христианском искусстве
Макарова Н.И.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.2.2-410-419
УДК: 7.033
Аннотация:

В статье рассматриваются иконографии христианского искусства, связанные с мотивом радуги. Сияющая радуга в Писании тесно связано с актами общения Бога с избранными людьми – с Ноем и с пророками. В таких иконографических схемах как «Страшный суд», «Собор всех святых» и «Вознесение Господне» мотив радуги, основанный на пророческих видениях Иезекииля и Иоанна Богослова, является символом сияния Божественной славы и величия Бога в Его явлении пророкам. В этих иконографиях радуга изображается с разной степенью условности – она может быть одного или двух цветов, но может быть выполнена с экспрессивной яркостью и представлять несколько цветов спектра. В этих иконографиях радуга нередко предстает как престол Господа внутри мандорлы – овального или круглого обрамления вокруг фигуры Христа или Богоматери, которое имеет сложный символизм, связанный с образом облака, с Божественной славой, а также со вневременным и внепространственным характером изображения Христа или Богоматери. В ряде других иконографических схем мотив радуги имеет значение милости Бога. Это композиции, связанные с Заветом Бога с Ноем, а также с Заветом Господа с избранным народом – Церковью, что находит, в частности, отражение в композициях ноева ковчега и иконографии Богоматери «Гора Нерукосечная».

Изучение музея как категории мышления: опыт применения аппарата теории динамических информационных систем
Кильдюшева А.А.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.2.2-420-438
УДК: 1; 069
Аннотация:

Впервые появившийся в античном мире как храм Муз, музей стал выражением идеи, не ограниченной ни пространством, ни временем – идеи сохранения уникальных объектов природного и искусственного мира, необходимых для удовлетворения духовных потребностей человека. Исторически реальность музея менялась неоднократно; он легко адаптировался к изменяющимся условиям. Мы находим разные представления о музее в Античности, Средневековье, эпохе Возрождения, новом и новейшем времени. На данный момент существуют различные подходы к пониманию музея как социокультурного феномена. Музей представлен как символ, знак, ядро, феномен, инструмент, механизм, посредник, отражение, транслятор, генератор, потенциал, центр, проект, производитель, поле, пространство, хранитель, часть, элемент, результат, буфер обмена, ценность, категория культуры. В то же время музей выступает как социальный институт/учреждение, социальный объект управления, форма социальной памяти, социальной информации, механизм фиксации социального опыта, достижений эпохи, инструмент совершенствования общества и воспитания, образования и просвещения человека и др. Музей имеет тесные связи с культурой и обществом, является их порождением и отражением, позволяя путешествовать сквозь века и территории. Отталкиваясь от мысли П. Финдлен о музее как ментальной категории, базирующейся на интеллектуальном опыте собирания и сохранения прошлого «в зеркале настоящего», – мысли, близкой к пониманию музея как одной из исторических форм специфического отношения человека к действительности (З. Странский), – а также используя инструменты категориального мышления, разрабатываемые в категориально-системной методологии и теории динамических информационных систем В.И. Разумова и В.П. Сизикова, в данной статье музей рассматривается как категория мышления. С помощью триадического метода сформирована система взаимосвязанных понятий, отражающая основу создания и существования музея; создана база для последующих рассуждений о сущности этого социокультурного феномена.

Свеча в ледяном доме
Штуден Л.Л.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.2.2-439-451
УДК: 784.3
Аннотация:

В статье исследуется своеобразный музыкальный жанр – советская лирическая песня. Её место в советской повседневности, её эстетическая задача, её судьба в течение 70-летнего периода жизни. Объясняются причины, почему этот жанр именно в советскую эпоху оказался востребованным настолько, что стал частью народной культуры. Попутно рассматриваются жанры песен, в тот же период времени бывших частью официальной пропаганды, но не принятых в обиходе. Отмечено, что даже талантливо сделанные псевдонародные песни, например, песни В.Г. Захарова для хора имени М.Е. Пятницкого, хотя и активно пропагандировались и часто исполнялись со сцены и по радио, действительно народными так и не стали. В статье сделана попытка объяснить причины этого стихийно-массового остракизма действием «народной цензуры». Блатная лирика как таковая не исследуется, за исключением «гимна заключенных» – песни «Я помню тот Ванинский порт». Анализируются причины внезапного конца «золотого века» советской лирической песни, чья органика перестала соответствовать коммерческим интересам постперестроечной российской песенной эстрады.

История научной жизни в СССР-России в воспоминаниях современников

В Новосибирском Академгородке. 1965–1973 гг.
Ханин Г.И.
DOI: 10.17212/2075-0862-2019-11.2.2-452-475
УДК: 330.8
Аннотация:

Рассматривается период жизни и научной деятельности в 1965-1973 годы.  Характеризуется преподавательская деятельность в Новосибирском государственном университете (НГУ).  Особое внимание уделяется деятельности студенческого научного кружка и конфликту с администрацией Института экономики и организации промышленного производства (ИЭиОПП) и НГУ из-за стенгазеты этого кружка в конце 1960 годов, ставшему причиной моего ухода из НГУ. Характеризуется содержание кандидатской диссертации о проблемах планирования советской экономики, раскрывается ее новаторский характер. Описано обсуждение диссертации в НГУ и в ВАКе, изложены причины ее отклонения ВАКом. Рассматриваются причины обращения к исследованию фондовых бирж, излагается основное содержание кандидатской диссертации о фондовых биржах. Характеризуется научная атмосфера в Институте мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) АН СССР.  Описывается работа в НИИ систем и коллектив лаборатории внешнеэкономических связей НИИ систем, взаимодействие с Государственным Комитетом внешнеэкономических связей. Много внимания уделяется деятельности Института экономики СО АН СССР, его руководства и коллектива. Большое место отводится характеристике общественной атмосфере в СССР и Академгородке в данный период. Показывается реакция на события в Чехословакии в 1968 г. и ужесточение политического режима в СССР после этих событий. Кратко рассматриваются жизнь автора в Новосибирском Академгородке и дружеские отношения с отдельными научными работниками Академгородка.

Анонсы